Главная  >  Вера   >  Православие   >  Православные святыни   >  Русские храмы   >  Исаакиевский собор


Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская"

11 октября 2007, 175

Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.

Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона "Богоматерь Тихвинская" (список XVIII в. с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь) прославилась в 1858 г. - году освящения храма прп. Исаакия Далматского.

Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.

В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: "Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников".

В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.

После создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах икона была убрана в запасники.

В 1986 г. в музее "Исаакиевский собор" был демонтирован маятник Фуко, и на свое место в подкупольном отверстии храма возвратился символ Св. Духа - посеребренный голубь. Но киот для иконы Тихвинской Богоматери по-прежнему оставался пустым. И только в мае 2002 г., при подготовке к праздничному богослужению, посвященному Дню города, икона вернулась на свое место.

Реставрационные раскрытия живописного слоя показали, что находящийся в Исаакиевском соборе образ представляет собой точный список XVIII в. с первоначальной, "чудесно явленной" иконы, возвращенной летом 2004 г. в Успенский Тихвинский монастырь.

Иконографический образ Тихвинской Богоматери имеет древнюю историю. Верующие почитают ее как творение евангелиста Луки. Средневековые источники отмечают необычность появления Тихвинской иконы на Северо-западе России, обычно датируемого 1383 годом. В последующие годы храм, в котором находилась эта икона, неоднократно горел, однако святой образ Богоматери оставался невредимым. В 1560 г. при храме был устроен общежительный мужской монастырь.

Особенно известной икона Тихвинской Богоматери стала в Смутное время, когда в начале XVII в. Ее имя связывали с покровительством новгородской земле. В 1613 - 1614 гг. этот образ находился в Тихвинском монастыре, защитники которого, ощущая поддержку чудотворной иконы, в неравной борьбе отстояли свою обитель от шведских захватчиков.

Позднее с чудотворной иконы Богоматери был снят список, который 17 февраля 1617 г. привезли в деревню Столбово неподалеку от Ладоги. Здесь был заключен мир со шведами.

В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов Русской Православной Церковью был установлен праздник в честь Тихвинской иконы - 26 июня.

Наши современники рассматривают возвращение списка иконы в Исаакиевский собор как акт, предшествующий возвращению на Родину после долгих лет изгнания иконы Тихвинской Богоматери - защитницы и покровительницы Северо-запада России.

Возвращение чудотворной иконы воспринимается как знаковое событие, связанное с консолидацией нашего общества, способствующее так же, как и 400 лет назад, поиску самобытного, истинно российского пути для выхода из кризисной ситуации.

Подготовлено А.В.Квятковским

Источник:

http://www.isaac.spb.ru/isaac/relicsPHPSESSID=960c3d356346b967b13ecfd078f94c1a

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты