Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  Русская мозайка


Первое Мозаичное Заведение Санкт-Петербурга

11 октября 2007, 18

В 1856 году художественное и техническое отделения были объединены на Стеклянном заводе. В 1862 году отделения были целиком переданы в ведение Академии художеств. В 1864 году они переехали в новое здание Мозаичного Заведения построенного в академическом саду.

СМАЛЬТОВАРОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ

В первой половине XVII века в Ватикане была открыта мастерская, которой с 1825 года руководил профессор М. Барберри. Выплавка смальт велась под наблюдением профессора Д. Бонафеде, впоследствии работавшего в России. В 1840-50-е г.г. М. Барбери, Д. Бонафеде и его брат Леопольд добились того, что их палитра смальт состояла из 20000 оттенков. В 1848 году для налаживания производства смальт и обучения мастеров, из Италии в Россию прибыли профессор В.Рафаэлли с братом Пьетро. Плавильная печь была устроена на Литейном дворе Академии. К работе были привлечены рабочие со Стеклянного завода и инженер-технолог П.И. Михайлов. Уехавшего Рафаэлли сменили итальянцы - профессор Р. Кокки, мастер-мозаичист Л. Рубиконди и химики Д. Бонафеде с братом Леопольдо, работавшие у М. Барберри и овладевшие тонкостями улучшения производства смальты. В июле 1851 года временная римская студия была закрыта, а русские художники с мозаиками отправлены в С.-Петербург. Устройством цехов по производству цветного стекла на заводе занимался профессор Д. Бонафеде, работавший над новым способом обработки и использования эмали. Для изготовления золотых фонов Исаакиевских мозаичных образов была оборудована специальная мастерская шлифовки золоченых смальт.

В 1856 году художественное и техническое отделения были объединены на Стеклянном заводе. В 1862 году отделения были целиком переданы в ведение Академии художеств. В 1864 году они переехали в новое здание Мозаичного Заведения построенного в академическом саду. Проект сооружения осуществлен профессором Ф.И. Эппингером, по рисункам и чертежам которого академиком И.-Н. Вельтнером были выполнены все работы. Сама студия имела три больших окна, выходящих на 3 линию Васильевского острова; внутри с трех сторон окружена небольшой галереей, из которой можно было попасть в мастерскую мелкой мозаики и комнату для вытягивания смальт.

Освящение и торжественное открытие в присутствии императорской фамилии и членов Совета Академии происходило 7 декабря, в юбилейный для Академии художеств год, так как сто лет назад был принят ее первый Устав.

На Стеклянном заводе остался только шатер смальт. Плитки сплава, поступая в Мозаичное Заведение, распиливались паровой машиной на мелкие кубики. Для миниатюрной мозаики из плиток тянули нити различной толщины в плавильной печи. Впервые достигнутое богатство колеров и оттенков демонстрировалось на Мануфактурной выставке в 1861 году, где взору посетителей предстала коллекция цветных эмалей и образцы стеклянных сплавов и смальт. Вскоре последовала международное признание: бронзовая медаль была присуждена на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году, где были показаны образ Николая Чудотворца для Исаакиевского собора и две мозаики с картин Т.А. Неффа - «Ангел молитвы» и «Ангел у Гроба Господня», выполненные по заказу королевы Нидерландов Елены Павловны. После выставки образцы смальт неоднократно выписывались в Англию. Особенный интерес вызывали две коллекции: в первую входило около 500 оттенков цветных эмалей для крупных мозаик; собрание второй состояло из вытянутых эмалей для мелкой мозаики.

В 1866 году Академия участвовала во Всемирной выставке в Париже. За представленные в русском отделе работы Мозаичное Заведение было удостоено золотой награды; сами произведения, благодаря высокому мастерству исполнения, признаны вне конкурса, а художники-мозаичисты получили бронзовые медали. Всеобщее восхищение вызывали русские мозаики и на последующих Всемирных выставках - в 1873 году в Вене и в 1878 - в Париже.

Руководили Мозаичным Заведением Ф.А. Бруни (1866-1875), Ф.И. Иордан (1875-1883), А.Н. Фролов (1883-1890), П.П. Чистяков (1890-1912), Н.А. Бруни (1912-1914). Под их наблюдением исполнялись мозаики для Исаакиевского собора: учениками Р. Кокки - художниками-живописцами М.А. Хмелевским и И.Д. Бурухиным; учениками Л. Рубиконди - М.И. Щетининым и Ф.Ф. Гартунгом; а также пейзажистом Е.Г. Солнцевым, историческим живописцем И.С. Шаповаловым, В.А. Колосовым, академиком живописи Н.М. Алексеевым, Г.М. Агафоновым, А.Н. Фроловым, Н.М. Голубцовым, М.П. Муравьевым и живописцем на стекле П.С. Васильевым. Были набраны мозаичные иконы для Севастопольского собора, Чудова монастыря в Москве, исполнялись и частные заказы. Образ Девы Марии с оригинала К. Дольчи (для императрицы Александры Федоровны) и мозаичный стол с изображением птиц и гирлянд цветов, о котором можно составить представление лишь по сохранившейся акварели, - были показаны на Всемирной выставке в Лондоне в 1867 году.

С приходом в 1890 году на должность заведующего шатром смальт В.И. Селезнева, при Мозаичном Заведении удалось организовать самостоятельное производство. Под его руководством было налажено изготовление смальт с добавлением мышьяка, над чем в свое время работал М.В.Ломоносов; но особенно интересным было получение прожилковых смальт и глухих стекол с разноцветной окраской в одной плитке, что расширяло декоративные возможности техники.

Так как способ «прямого набора» требовал времени и больших затрат, в 1888 году группа русских мастеров во главе с С.П. Петуховым была послана для освоения новой техники в Италию и Францию. В нее входил и техник Мозаичного Заведения А.А. Фролов, изучивший за два года в мастерской Сальвиатти на о. Мурано способ «обратного набора», которым пользовались венецианские художники. А.А. Фролов внес в способ «обратного набора» ряд изменений, приспособив для климатических условий Санкт-Петербурга. По возвращении в Россию в 1890 году, он получил обособленное помещение при Мозаичном Заведении. Его мастерская выполняла декоративные мозаики для фасадов зданий, иконы. В 1895 году ей был передан заказ на осуществление работ в храме Воскресения Христа в Санкт-Петербурге; они велись в 1897-1902 г.г. по эскизам и картонам М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, В.В. Беляева. Особенно выделяются мозаики по оригиналам М.В. Нестерова: образ св. Александра Невского, набранный И.И.Кудриным и «Воскресение», исполненный Н.Ю. Силивановичем. В 1896 году А.А. Фролов переехал в собственную мастерскую, также на Васильевском острове, однако, Академия продолжала осуществлять художественное руководство. В 1897 году, после смерти А.А. Фролова, во главе работ встал его отец. Академик мозаики А.Н. Фролов. В 1898 году им реставрируются древние мозаики новгородского Софийского собора. В этой студии исполнялись декоративные и орнаментальные панно для музея Училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, для частных особняков и магазинов столицы и Москвы.

После революции 1917 года Мозаичное Заведение, как и сама Академия, было закрыто. Необходимость не потерять драгоценный опыт и знания, накапливавшиеся десятилетиями многими поколениями, пытались доказывать В.В. Беляев и В.А. Фролов. Шатер смальт просуществовал под бессменным руководством В.И. Селезнева до 1923 года, после чего был передан в ведение Ленинградского фарфорового завода, а через год закрыт. В настоящее время смальтоварочная мастерская является практически единственным местом в России, где существует производство смальты. Наработанная палитра включает в себя более 10 000 оттенков. В ее стенах продолжается изготовление золотой, и возрождается производство серебряной смальт. Расширяется и область применения смальты: из нее получаются и сувенирная продукция, и эксклюзивные варианты посуды, и достойная имитация природных минералов.

Источник в интернете:

http://www.mrah.ru/about_smalta.asp?lang=rus&re=smalta&re1=smalta

Русская Цивилизация
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты