Главная  >  Политика   >  Правители   >  Великие князья


Власть Великих князей

11 октября 2007, 89

Термин «князь» общеславянский и означал титул правителя, позже представителя высшей знати. Первоначально так именовался вождь племени.

Термин «князь» общеславянский и означал титул правителя, позже представителя высшей знати. Первоначально так именовался вождь племени. После расселения славян по Восточноевропейской равнине и формирования восточной ветви славянства (см. Происхождение и расселение восточных славян) князья стали носителями публичной власти в сложившихся в 7 — 8 вв. догосудар-ственных политических образованиях — племенных княжествах и их союзах. С распространением в течение 9 — 10 вв. власти великих киевских князей на всю восточнославянскую территорию местные княжения ликвидировались; в результате к 11 в. право на княжеский титул на Руси осталось только за представителями династии Рюриковичей (см. Русъ в 9 — начале 12 в.).

Князья в раннесредневековой Руси, осуществляя функции верховной государственной власти, не были полновластными монархами: все важнейшие решения принимались ими после совета с верхушкой дружины. Во второй половине 10 — 11 в. постепенно формируется княжеское землевладение; но основные доходы князей поступали от эксплуатации лично свободного населения через дань и другие формы платежей.

После распада Киевской Руси в 12 в. на отдельные самостоятельные княжества сильнейшие князья начали использовать для подчеркивания политического верховенства титул «великий князь» (ранее всего — князья владимирские, правители Северо-Восточной Руси). В 14 — 15 вв. за великими князьями владимирскими из московского княжеского дома постепенно закрепился титул «великий князь всея Руси».

С этого же времени княжеский титул стал признаваться на Руси не только за Рюриковичами, но и за литовскими князьями — Гедиминовичами. В период ордынского ига (см. Ордынское иго и его свержение) в Северо-Восточной Руси власть сильнейших князей понемногу начинает обретать монархические черты, увеличиваются размеры собственных княжеских земельных владений. С усилением московских князей многие мелкие князья переходят к ним на службу.

К 16 в., после образования Русского централизованного государства, титул «князь», сохраняя в себе память об особой знатности происхождения, уже не гарантировал принадлежности к высшей аристократии, многие княжеские роды измельчали и обеднели. Тогда же княжеское достоинство стало признаваться за выходцами из ряда знатных татарских родов.

В Российской империи 18 — начала 20 в. княжеский титул окончательно утратил жесткую связь с происхождением: он мог теперь жаловаться царем за заслуги перед государством (таким образом стали князьями, например, А. Д. Меншиков и М. И. Кутузов), Великими князьями именовали членов императорской семьи.

ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ. Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси.

КНЯЗЬ. Не решаю, слово «князь» заимствовано ли нашим языком из немецкого, а не сохранилось в нем из первоначального индоевропейского лексического запаса, общего всем индоевропейцам, подобно, например, слову «мать». Время заимствования определяют различно. Одни думают, что это слово могло войти в славянские языки и в язык восточного славянства еще в III, IV вв. из языка готского, когда славяне близко соприкасались с державой готов, простиравшейся по Южной Руси и далее на запад, за Карпаты; это слово тогда заимствовано вместе с другими, как-то: пенязь, стькло, хлеб. Другие думают, что это слово более позднего происхождения, вошло в наш язык в то время, когда вошли в состав русского общества варяжские-скандинавские князья с их дружинами. Князь — это русская, восточнославянская форма немецкого «Konung», или, правильнее, «Kuning». Князем назывался носитель верховной власти на Руси IX, X и XI вв., как тогда понимали эту власть16.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. С середины XI в. носитель верховной власти, князь киевский, назывался «великим князем». Великий — значит старший; этим термином князь киевский отличался от младшей своей братии—областных князей.

КНЯЗЬ — ГОСУДАРЬ. В удельные века, в XIII и XIV вв., термином, выражавшим сущность государственной власти, является «государь», соответствовавший, как и территориальный термин в смысле удел. Слово это заимствовано из частной жизни; слово «государь» имеет параллельную форму в слове «господарь». Кажется, вместе с последним первое слово произошло от слова «господа» (в смысле собирательном); церковнославянские памятники не знают слова «государь», заменяя его словами «господь», «господин» или «господарь». «Господа» имело двоякое значение: первое — собирательное — это собрание господ; отсюда в летописи выражение, с каким обращается посадник или кто-нибудь другой к вечу: «господо братие» (зват. пад.); «господа» — собирательный термин, параллельный слову «старшина»— собрание старост. Второе значение — отвлеченное— это владычество и как предмет владения хозяйство; господа—хозяева, а потом хозяйство, господство. Так, в одной рукописи Кормчей книги мы читаем о людях, вступивших в монашество с известным имуществом, что это имущество, с которым поступающий входит в монастырь, «господы монастыря да будет», т. е. должно принадлежать хозяйству монастыря. В связи с этим последним значением слово «господа» имело и значение единоличное — господина, домовладыки, οικοδεσπότης. Β памятниках русского происхождения вместо «господаря" встречается обыкновенно «государь»; однако в древней Руси отличали «государя» от «господина» (параллельная форма «господаря»). Известен спор Ивана III c новгородцами из-за титула; Иван осердился, когда новогородцы. назвав его господином, потом стали звать по-прежнему господином. Значит, в государе разумелась высшая власть, чем в господине. «Господин»— только властитель с правом управления, а не собственник с правом и распоряжения, отчуждения, уничтожения. «Государь» — хозяин, собственник; в таком значении назывались государями князья удельные — dominus — это хозяин удела, вла­делец его территории на вотчинном праве.

ГОСУДАРЬ — ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ. Государь — царь и великий князь всея Руси — титул, который по частям усвоен был московскими государями приблизительно с середины XV в. В составе этого титула новый термин — «царь»; царь — русская сокращенная форма слова «цесарь». Происхожде­ние этой сокращенной формы легко объяснить древним начертанием слова. В памятниках XI и XII вв.— в Остро­мировом евангелии, в отрывках Четвероевангелия, в Ска­зании о князьях Борисе и Глебе мниха Иакова — слово это изображается так: цср — цесарь; впоследствии с под тит­лом исчезло и вышло: црь — царь. Как известно, в Остромировом евангелии еще господствует форма «цесарьство нбсное», а не «ирство нбсноё». В Сказании мниха Иакова мы встречаем такое выражение (в похваль­ном слове святым князьям, по списку XII в.): «по истине», обращается к князьям автор — «вы цесаря (двойственное число) цесарем и князя князем»; это написано так: цесаря, цсрем — «царем» в древней Руси еще с XI в. называли иногда и нашего князя, но в виде особого почетною отличия; это не был официальный титул всех киевских князей. Под царем разумели власть, более высокую сравнительно с властью местных племенных или национальных государей; царь, или цесарь,— это, собственно, римский император. Когда впоследствии Русь была завоевана татарской ордой, царем стали называть хана этой орды. Когда власть хана над Русью пала, а Византийская, Восточно-Римская, империя разрушена была турками, московские государи, великие князья всея Руси, считая себя преемниками павших римских императоров, официально усвоили себе этот титул. Под царем разумели независимого, самостоятельного государя, никому не платящего дани, никому не отдающего ни в чем отчета. Такое понятие государя, не зависящего от чуждой власти, соединяли и с другим термином «самодержец»; термин этот—неудовлетворительный перевод греческого αΰτοκράτορ». Титул самодержца также придавали иногда в виде почетного отличия или как знак особого уважения древним русским князьям. Так называют им в житиях и похвальных словах князя Владимира Святого; так звали современники Владимира Мономаха. Тот же мних Иаков говорит в начале своего рассказа о Борисе и Глебе: «Сице убо бысть малым преже сих (незадолго перед этим) летом сущю самодрьжцю Русьскей земли Володимеру, сыну Святославлю». Вместе с титулом царя московские госуда­ри усвоили себе и титул самодержца, понимая его в смысле внешней независимости, а не внутреннего полно­властия. Слово «самодержец» в XV и XVI вв. значило, что московский государь не платит никому дани, не зависит от другого государя, но тогда под этим не разумели полноты политической власти, государственных полномочий, не допускающих разделения власти государем с какими-либо другими внутренними политическими силами. Значит, самодержца противополагали государю, зависимому от другого государя, а не государю, ограниченному в своих внутренних политических отношениях, т. е. конституционному. Вот почему царь Василий Шуйский, власть которого была ограничена формальным актом, в грамотах продол­жал титуловать себя самодержцем.

Таковы термины, какими обозначалась в древней Руси верховная государственная власть: это «князь», «великий князь», «князь-государь» и «государь-царь и великий князь всея Руси». Все эти термины выражали различные типы верховной власти, сменявшиеся в истории нашего государственною права до Петра Великого. На этих типах можно остановиться.

www.hist-k.sibr.info, ameshavkin.narod.ru
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты