Главная  >  Наука   >  История   >  История России   >  Киевская Русь


Ратная слава дохристианской Руси

11 октября 2007, 72

Русы и славяне сражались не только в пределах своих земель для отражения внешней агрессии, но устраивали далекие походы, достигая даже берегов Испании, снискав себе славу великолепных воинов.

     Запомни же ныне ты слово мое

     Воителю слава - отрада;

     Победой прославлено имя твое,

     Твой щит на вратах Цареграда;

     И волны, и суша покорны тебе;

     Завидует недруг столь дивной судьбе.

     А.С.Пушкин, "Песнь о вещем Олеге"

     

     

     

      Тысячу лет назад посредством Христианства наша земля обрела новый мистический смысл, получила сакральный статус, воплощенный в понятии "Третий Рим". С вовлечением Руси в орбиту Священного Предания связаны наиболее известные и значимые для каждого русского человека ратные подвиги, активнейшее завоевание нашими предками широкого жизненного пространства, нашедшее, в конце концов, свое логическое завершение в создании грозной Империи.

      Все это, однако, не означает того, что Русь дохристианская была просто конгломератом полу разрозненных племен, не оставивших серьезного следа в военной истории.

      К сожалению, недостаток фиксированных источников, фактическое отсутствие письменности у древних русов и славян, не позволяет со всей полнотой обрисовать размах и географию славных боевых походов. Вместе с тем, византийские и арабские свидетельства содержат в себе немало фактов, утверждающих, что и во времена самой седой древности храбрый Рус обладал достаточно совершенной для того времени системой самобытного военного искусства, позволявшей наносить чувствительные удары и ощутимые поражения "цивилизованным" народам и государствам.

      Постараемся хотя бы кратко охарактеризовать военную систему русов и славян, выделить наиболее значительные вехи ратной славы наших пращуров и определить место и значение самых громких побед последних на шкале Всемирной военной истории.

      Сразу же оговоримся, что мы намеренно разводим этнонимы "рус" и "славянин". Конечно, оба этих этноса имели общих предков - ариев, относились к индоевропейской языковой группе, принадлежали преимущественно к нордической расе, то есть их представители были весьма сходны по внешнему облику: имели высокий рост, могучее телосложение, светлые волосы и глаза. Вместе с тем, русы (россоманы) антропологически были ближе к варягам, происходили из Скандинавии, которую покинули еще в I-II веках, после чего, согласно данным историка Л.Н.Гумилева, расселились в Восточной Европе, где жили в ареале между камскими болгарами и славянами. Многочисленные же славянские племена с древнейших времен занимали территории от Азовского моря до Вислы.

      Еще в IХ веке русы и славяне враждовали, но уже к Х веку киевские и новгородские славяне активно смешиваются с русами, причем торжествуют славянские обычаи и язык. Таким образом, Древнерусское государство было славянским, унаследовав от русов только этноним поляне, "яже ныне рекомые русь" и династию Рюриковичей. Совместная жизнь сплотила русов и славян, и потому оба этих этноса можно с уверенностью назвать нашими прямыми предками.

      Как русы, так и славяне испокон веков отличались мужеством и воинственностью. Не даром арабский писатель Ахмет-Эль-Катиб описывает следующий обычай: "Когда у кого из русов родится сын, то отец новорожденного кладет перед дитятею обнаженный меч и говорит: "Не оставлю в наследство никакого имущества. Будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом".

      На воинственность славян указывает их умение делать "моноксилы" - боевые лодки-однодревки, на которых они по рекам спускались к Понту (Черному морю). На лодках они появлялись под Корсунью в Крыму, под Константинополем и даже на Крите.

      Маврикий в "Стратегиконе" так характеризует славян ("склавин и антов"): "Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище". Воинами славянских племен были все взрослые мужчины, входившие в дружины, которые комплектовались по возрастному принципу. Количество сражавшихся исчислялось сотнями и тысячами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена.

      Начиная с I века н.э. славянские племена участвовали в борьбе с Римской Империей. В Риме стоит колонна, высеченная в честь императора Траяна (98-117 гг.), считавшего своим славнейшим подвигом покорение славянского племени даков. К слову, еще в 69 году римляне признали необходимым откупаться от славян и содержали на жаловании старшин некоторых славянских племен, то есть попросту платили им дань.

      Одной из самых грозных войн славян против Империи было совместное с германцами нашествие 166-180 гг. при императоре Марке Аврелии. Спустя много лет после окончания войны славяне (роксоланы и языги) возвратили Риму сто тысяч римских пленных.

      В 499 году славяне вторглись во Фракию. Против них выступил магистр восточноримской армии с 15-тысячным войском. Бой произошел на реке Цутра. Войско магистра было разбито, потеряв четыре тысячи человек убитыми и утонувшими.

      В 558 году при византийском императоре Юстиниане (527-562 гг.) несметная сила разных славянских племен перешла Дунай; часть из них направилась опустошать Грецию, а другая осадила Константинополь. Опасность для города была столь велика, что для его защиты было привлечено не только все войско, но и горожане с окрестными крестьянами. Лишь хитростью удалось византийскому полководцу Велизарию обойти предводителя славян Завергана, который получил за выкуп пленных огромную сумму денег и отошел к Дунаю.

     

     

      Славяне осаждали Константинополь и в 628 году (совместно с персами и аварами).

      Что касается русов, то они в 844 году высадили десант в Андалузии и взяли Севилью, оставив у арабов недобрую память. А спустя более чем сто лет - в 968 году высадились в Галисии, где опустошили Сантьяго, и только в 971 году были прогнаны графом Гонзало Санчесом.

      В 866 году русские (варяжские) князья Аскольд и Дир решили совершить смелый набег на Константинополь. Они собрали двести ладей, посадив на каждую от сорока до шестидесяти воинов, и скрытно совершили переход по Днепру и Черному морю (до самого их появления под стенами Царьграда никто и не подозревал о готовящемся набеге). Подробное описание событий оставил патриарх Фотий.

      По его словам, русский набег случился в один из прекрасных летних дней, под вечер, при совершенно тихом море. Император Михаил отсутствовал со своим войском, так как двинулся против арабов. Беспечный город не ожидал ничего чрезвычайного, как вдруг в проливе возникло огромное множество русских ладей. Горожане обезумели от страха.

      После опустошения морских пристаней русы быстро окружили городские стены и стали устраивать земляную присыпь. Народ, лишенный всякой помощи и защиты, теперь помышлял только о молитве и наполнил все храмы. Святитель Фотий начал в Соборе Святой Софии свою проповедь: "Откуда упал на нас этот дальнесеверный страшный Перун? Не за грехи ли наши все это ниспослано на нас! Не обличенье ли это наших беззаконий и не общественный ли это памятник им! Не доказывает ли эта кара, что будет суд страшный и неумолимый… И как не терпеть нам страшных бед, вспомните, как греки несправедливо обижали в Царьграде приезжих русов. Сами обрадованные всех огорчали; сами прославленные, всех бесчестили; сами сильные, всех обижали, безумствовали".

      После этого, при стечении трепетавшего и кающегося народа, с горячей мольбой о спасении была поднята риза Божьей Матери и крестным ходом обнесена вокруг стен города. Заступничеством Божьей Матери Константинополь был чудесно спасен, русы же возвратились из своего смелого набега домой в Киев с богатейшей добычей и громкой славой. Таким образом, по признанию самих византийцев нашествие наших предков было ничем иным, как обличением в тяжких грехах.

      Как известно, Аскольд и Дир в 885 году были умерщвлены князем Олегом, который сам стал княжить в Киеве. Олег продолжил антивизантийскую политику своих предшественников (а вернее борьбу за то, чтобы к славянам в Византии относились подобающе), и к 906 году подготовил свое войско к новому походу на Царьград. Рать состояла из варягов, новгородских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, волынян и тиверцев. Войско двинулось на Византию как на кораблях (две тысячи ладей), так и на лошадях - по берегам.

     

     Во время осады и опустошения окрестностей города использовался такой прием: корабли выволакивались на берег, ставились на колеса и управлялись с помощью попутного ветра. В конце концов греки вышли к Олегу с богатыми дарами. По преданию, увидев князя они с ужасом воскликнули: "Это не Олег, это сам святой Димитрий, посланный на нас от Бога".

      С Византии была получена огромная дань, но главным было следующее соглашение: "Да приходят Русь-послы в Царьград и берут посольское (хлебное, столовый запас), сколько хотят; а придут которые гости (купцы), пусть берут месячину на полгода: хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, и да творят им баню, сколько хотят. А поедут Русь домой, пусть берут у вашего царя на дорогу съестной запас, якоря, канаты, паруса, сколько надобно". Таким образом, целью Олега было то, чтобы каждый русский человек имел право приходить в Константинополь и чтобы его принимали как уважаемого гостя.

      Отходя от столицы, русы прибили к его воротам свои щиты в знак славной победы. За то, что князь вернулся домой не только с богатейшей добычей, но и с невредимым войском, не пролив крови своих людей, Олег был прозван "Вещий" (чудесный, великий).

      Огромная роль в совершенствовании древнерусского военного искусства и укреплении государства принадлежит князю Святославу Игоревичу (957-972 гг.). Внешняя политика князя была подчинена двум направлениям: византийскому и хазарскому. Хазарский каганат со своей иудейской верхушкой держал в кабальной зависимости целый ряд европейских и азиатских государств и народов, оставаясь совершенно паразитическим образованием, угрожавшим независимости и вообще существованию Руси. Поэтому разгром Святославом каганата в 965 году является величайшим событием не только Русской, но и мировой истории.

      Византийская линия Святослава зиждилась на его желании перенести столицу Древнерусского государства из Киева на Дунай: "Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жить в Переяславци на Дунае, яко то есть середа в земле моей, яко ту вся благая сходятся: от грек злато, паволоки, вина, овощеве разноличая, из чех же, из угор серебро и камони, из Руси же скара и воск, мед и челядь". Смелые геополитические чаяния князя подкреплялись желанием некоторых византийских придворных кругов посадить его на престол в Константинополе. Этим планам не суждено было сбыться: в 969 году непопулярный и слабый император Никифор Фока был низложен и зверски убит Иоанном Цимисхием, в своей военной политике опиравшийся на талантливого полководца Варду Склира. Последнему удалось нанести русам ряд чувствительных поражений, осадить Переяславец, где находился Святослав с ратью и уже на третий день взять город (правда, в результате предательства болгар, открывших ворота). Князь был вынужден заключить мир и в августе 971 года русы покинули Балканы.

      Подводя итого славным боевым свершениям наших предков в дохристианский период, можно отметить, что военное искусство славян и русов носило совершенно самобытный характер. Тактика древних славян заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приемов нападения на врага как при наступлении, так и при обороне. Для применения такой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой славяне уделяли серьезное внимание. Знание противника позволяло производить внезапные нападения. Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады последних наши предки умели в самые короткие сроки создавать всю современную им осадную технику.

      Военный историк Е.А.Разин справедливо отмечает, что "не слабость противника, а сила и военное искусство славян обеспечивали им победы". Русы и славяне сражались не только в пределах своих земель для отражения внешней агрессии, но устраивали далекие походы, достигая даже берегов Испании, снискав себе славу великолепных воинов.

      Многочисленные походы славян и русов против Византии имели не только военное, но и, в конечном счете, сакрально-мистическое значение. Ведь осаждавшие Константинополь витязи были по признанию самих же Византийцев орудием Господа, ниспосланным за беззакония и неправедную жизнь. Иначе говоря, Второй Рим уже готовился уступить место Риму Третьему - Руси, еще тогда, когда никаких видимых предпосылок для принятия нашими предками христианства не было.

     

     

     

Дмитрий Жуков
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты