Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Коммуникации и транспорт   >  Железные дороги   >  История разгрузочных станций   >  Станции линии Москва — Саратов


Другие станции линии Москва — Саратов

11 октября 2007, 117

Станция Хоботово лежит на 354 версте от Москвы, в Козловском уезде. Станция в трех верстах от деревни Хобот. В период заселения края деревня Хобот была сторожевым пунктом. «На Воронеже, под большим Юрьевским лесом, у Хобота была Рязанская сторожа» пишет И. Беляев в книге «О сторожевой станичной службе».

Троекурово

Узловая станция Р.У.ж.д. — Троекурово находится на 289 версте от Москвы, в Раненбургском уезде. Станция является узловой для линий, идущих на Богоявленск — Козлов — Саратов, и на Астапово — Лебедянь — Елец.

С проведением железной дороги здесь образовался большой торговый поселок со складами и стала развиваться значительная скупка хлебов, подвозившихся раньше в Раненбург и Митягино.

В 1911 году со станции отправлено пассажиров около 12 тысяч человек и грузов, главным образом, хлеба 825 тысяч пудов; прибыло на станцию 200 тысяч пудов грузов, в которых преобладали лесные материалы и нефтяные продукты.

В 9 верстах от станции, при селе Денисове, — винокуренный завод Н.Л. Тарасова, выкуривающий до 100000 ведер (1230 куюометров) спирта. Спирт этот вывозится владельцем в казенный винный склад в город Ряжск и частью отправляется в северные губернии.

В 15 верстах при хуторе Надеждино имение удельного ведомства в 11000 десятин, с большим фруктовым садом, занимающим 10 десятин и племенным скотоводством.

Зыково

Разъезд Зыково находится в 300 верстах от Москвы, в Раненбургском уезде.

Разъезд получил название от соседнего села Зыково, рядом с которым лежать села: Ломовое, Климово, Пиково и Журавинки, с населением в общем 18-20 тысяч душ. Село Климово сплошь населено молоканами.

В 1-2 верстах от разъезда — имение Журавинки, в имении паровая мельница, — производительностью до 700 вагонов в год и молочное хозяйство, дающее до 500 пудов молока в месяц, сбываемого в Москву.

Снежеток

Разъезд расположен на 323 версте от Москвы, в Раненбургском уезде. Разъезд в двух верстах от села Снежеток, с населением около 500 человек.

В трех верстах от разъезда села Старое Кленское (более 5000 жителей) и Змиевка, при котором расположено хорошее имение М.Д. Путиловой. По соседству при селе Мещера — такое же имение Слепцова. В окрестностях есть еще нисколько частновладельческих экономий, немного, впрочем, замечательных в хозяйственном отношении.

По близости разъезда две паровых и две водяных мельницы и кирпичный завод.

Бригадирская

Бригадирская — полустанция на 346 версте от Москвы, в Козловском уезде. Название получила от небольшого селения Бригадирского; расположена полустанция при селе Иловай-Рождественском, с населением до 2400 человек.

Село Иловай — одно из первых поселений на границе Московской Украйны. Спустя 32 года после основания города Козлова, в 1668 году, оно уже жило обычной сельской жизнью.

Хоботово

Станция Хоботово лежит на 354 версте от Москвы, в Козловском уезде. Станция в трех верстах от деревни Хобот. В период заселения края деревня Хобот была сторожевым пунктом. «На Воронеже, под большим Юрьевским лесом, у Хобота была Рязанская сторожа» пишет И. Беляев в книге «О сторожевой станичной службе».

В пяти верстах, в имении Часовникова, — винокуренный, крахмальный и паточный заводы, вырабатывающие в общем до 300 тысяч пудов спирта, крахмала и патоки. На заводах перерабатывается в год до 1000000 пудов картофеля (16380 тонн) и занято от 200 до 300 человек рабочих.

Турмасово

Станция Турмасово расположена на 379 версте от Москвы в Козловском уезде. Станция - близ села Турмасова (1200 жителей) и слободы Донской, в четырех верстах от города Козлова; до 1911 года станция называлась Козлов-II. От этой станции идет двухпутная ветвь, протяжением около 6 верст, на станцию Кочетовка, куда направляются все товарные поезда с восточных линий для рассортировки и дальнейшего отправления по назначению.

В полутора верстах от станции — мыловаренный и костеобжигательный заводы торгового дома Окин и Ко кирпичный завод Енотова, а в двух верстах — водяная вальцовая мельница Н.Я. Любавскаго вырабатывающая до 300 вагонов в год ржаной обдирной муки.

При станции 7 резервуаров для нефти восточного общества товарных складов, по 160 тысяч пудов каждый, всего на 1050000 пудов (17200 тонн) и 9 резервуаров общества дороги на 1440 тысяч пудов (23587 тонн). 3десь же хорошо оборудованный продовольственный пункт для переселенцев под непосредственным наблюдением врача с приемным покоем и аптекой.

В ближайших окрестностях станции находятся обширные плантации капусты, дающие в год до 100 вагонов груза.

Селезни

Станция расположена на 422 версте от Москвы, в Тамбовском уезде. В 6 верстах от станции село Лысые Горы. Село это возникло в XVII веке в качестве сторожевой слободы на «Татарском перелазе». Около 1647 года на речке Челновой поставлен был для защиты от татарских набегов городок Красный, а против него слобода Лысые Горы, защищенные валами.

Село Лысые Горы является довольно оживленным центром торговли местного района; в нем еженедельно по четвергам бывают базары, но ссыпка хлеба постепенно переходить к станции, при которой в недавнее время образовался поселок и выстроены амбары.

В окрестностях станции значительно развито промышленное свиноводство, приобретающее в отдельных случаях характер исключительного занятия населения; имеются дворы, где выкормка свиней достигает 50-100 голов. При станции имеется бойня, а ежегодная отправка свиней достигает до 1400 голов в живом виде и до 40000 пудов мясом.

В селе Лысые Горы четыре мельницы с шасталками, работающие с керосиновыми двигателями, а в двух верстах от этого села и в 9 верстах станции находятся залежи сукновальной глины, отправляемой на фабрики в Платоновку и Моршанск около 400 вагонов в год.

Грузооборот станции Селезни превысил в 1911 году 800 тысяч пудов, из которых на отправление пришлось 772 тысячи пудов и на прибытие 72 тысячи пудов. В отправлении преобладают хлеб и свиньи, в живом и битом виде. Пассажиров отправлено около 20 тысяч человек.

Пушкари

Полустанция Пушкари лежит на 432 версте от Москвы, в Тамбовском уезде. По соседству расположены слободы Пушкарская и Стрелецкая, с населением до 5000 человек. Слободы эти возникли в то время, когда здесь создавалась юго-восточная окраина Московского государства. Населены были слободы стрельцами и пушкарями и несли службу по защите окраины от татарских набегов. Земляной вал, который охранялся этими стрельцами и пушкарями, сохранился доселе и виден на 61 версте перегона Пушкари — Тамбов, где он пересекает полотно железной дороги.

Из района полустанции Пушкари, все грузы везутся гужем в Тамбов и все необходимое местному населению также привозится гужем из Тамбова; исключение составляет молоко, которое в Тамбов отправляется из лежащей в пяти верстах экономии ежедневно по железной дороге.

Ломовис

Станция находится на 490 версте от Москвы в Тамбовском уезде. Название станции дано по имени протекающей к востоку, от нее реки Ломовис. Станция находится в 5 верстах от пограничного с Тамбовским уездом села Никольского. В селе, а равно и при станции, хлебной торговли нет, потому крестьянские хлеба из Никольского и других очень близких к станции сел и деревень везутся на продажу в Платоновку и на базар в Рассказово.

В тяготеющем к станции районе, кроме хлебопашества, развита в долине реки Ломовиса промышленная культура лука и чеснока и возделывание табака, плантации которого сосредоточены при селе Нащекине в 17 верстах от станции. Табак на станцию подвозится только в тех случаях, когда он отправляется в Саратов; если же назначением в Тамбов и Козлов, то подвозится к станции Платоновка. В Моршанск табак везется отсюда гужем.

Умет

Станция Умет лежит на 549 версте от Москвы, в Кирсановском уезде. Станция в пяти верстах от села Градский-Умет. Прежде в селе этом был еженедельный базар, но с усилившимся значением Кирсановского хлебного рынка подвозы крестьянских хлебов, вместо Умета направились в Кирсанов и базар, утратив всякое значение, закрылся в 1886 году. С той поры на станцию Умет поступают только хлеба из соседних владельческих экономий, продаваемые скупщикам на месте.

При станции — завозной хлебный склад на 63 вагона и частные склады Ветчинина на 100 вагонов и Москалева на 40 вагонов.

В пяти верстах от станции большая экономия наследников А.А. Ветчинина, площадью 9500 десятин, с усовершенствованной системой хозяйства, обширным скотоводством и винокуренным заводом, вырабатывающим 46000 ведер спирта в 90 градусов.

Станция Умет представляла из себя одиноко стоящую в степи будку. Само село Град-Умет (Градский Умет), насчитывающее 1000 дворов отстояло не несколько верст от станции. Только в 50-е годы XX века станция Умет стала рабочим поселком, застроилась, и заселилась жителями села Град-Умет. Сейчас село опустело, а рабочий поселок процветает, в том числе и за счет железной дороги.

Дуровка (ныне Жизненная)

Разъезд Дуровка расположен на 579 версте от Москвы, в Сердобском уезде. В ½. версте - большое село Дуровка, с населением более 3000 человек. Село это одно из старейших селений в Сердобском уезде.

В четырех верстах от разъезда находится каменоломня, из которой поступает для перевозки до 500 кубических саженей камня ежегодно.

В окрестностях расположены села: Новинки, с населением 1000 человек, Рящики - 700 человек, Бугры - 800 человек и Никольское - 900 человек.

Еткары (ныне не существует)

Разъезд Еткары расположен на 670 версте от Москвы, в Аткарском уезде.

В одной версте от разъезда лежит село Еткары. На разъезде производятся операции по товарному движению лишь в зимний период времени, с сентября по апрель.

Около разъезда имеется небольшая паровая мельница, с суточным размолом около 500 пудов.

В окрестностях разбросаны хуторские крестьянские хозяйства на участках, купленных у крестьянского банка.

Время, когда была ликвидирована станция, точно неизвестно.

Разбойщина (ныне Жасминная)

Разбойщина — разъезд расположенный на 782 версте от Москвы, в Саратовском уезде. Разъезд в двух верстах от села Преображенского, называвшегося ранее Разбойщиной, с населением около 1000 душ.

Местность эта входит в состав той приподнятой области Поволжья, которая никогда была побережьем Каспийского бассейна и представляет возвышенное плато, обрывающееся крутыми склонами к востоку, в сторону Волги. Профессор Синцов считает эти склоны за древний берег волжской долины. Причудливые очертания этого древнего волжского берега или увала, расчлененного глубокими оврагами, с высокими склонами, придают здешней местности живописный характер маленькой горной страны. Если смотреть на этот берег с какой нибудь высокой точки около Разбойщины, то перед глазами развертывается широкая панорама лесов; они часто непрерывной лентой тянутся по вершинам его склонов, нередко одевают последние до самого основания, густо засели по оврагам и скрываются от взоров наблюдателя на плато.

Село Преображенское расположено в котловине между горами и окрестности его, покрытые плодовыми садами и лесами, весьма живописны. Красивая и здоровая местность привлекает сюда многочисленных дачников из Саратова; по обе стороны железнодорожного пути, на значительном протяжении, раскинуто в лесу большое количество дачных построек, из которых особенно выделяются красотою и благоустройством дачи Ф.П. Шмидт с искусственным орошением (из артезианских колодцев) и богатой растительностью садов.

В окрестностях находятся залежи железной руды, не имеющей по своим качествам практического значения.

Трофимовский разъезд

Трофимовский — разъезд на 788 версте от Москвы, в Саратовском уезде. По обе стороны железнодорожного полотна расположено более 200 дач, из которых самые благоустроенные дачи П.И. Соколова.

Красивая лесистая местность: преимущественно дуб, липа и береза. Вокруг дач разбить обширный парк, занимающий пять десятин. Архитектура построек довольно красива, дачи освещаются электричеством; при дачном поселке хороший летний театр.

Станция Трофимовский давно уже находится в черте города Саратова. Вокруг станции расположены и жилые кварталы, и дачные массивы и промышленные предприятия.

Во время постройки Волжской рокады в годы Великой Отечественной войны именно от станции Трофимовский начали строить ответвление по направлению на станцию Сызрань — на северо-восток. Сейчас существуют станция Трофимовский-1, находящаяся там же, где её построили при прокладке линии Р.У.ж.д. (с одной стороны от неё расположена станция Саратов-1, а с другой станции Жасминная и Трофимовский-2), и станция Трофимовский-2. Станция Трофимовский-2, расположена за кривой малого радиуса, длинной в один километр, поворачивающей от основной линии, идущей на запад, примерно на 120 градусов по часовой стрелке, так что пути станций расположены практически рядом, но между ними находятся корпуса стекольного завода.

Кологривовка

Станция Кологривовка расположена на 736 версте от Москвы, в Аткарском уезде. Станция в четырех верстах от села Кологривовки, основанного в первой половине XVIII века и имеющего ныне до 1000 жителей. Станция Кологривовка расположена на водоразделе, Волжского и Донского бассейна, на высоком месте, покрытом дубовыми, березовыми и осиновыми рощами, изрезанном оврагами; близ станции имеется несколько живописных дач, заселяемых в летнее время жителями города Саратова.

В 8 верстах от станции при селе Марфино, в имении Коревицкого находится вальцовая мельница с газогенератором, размалывающая до 1500 пудов зерна в сутки и в 16 верстах, при селе Старая Ивановка, в имении Деконской винокуренный завод.

Значительное количество грузов из района станции вывозится гужем в Саратов.

Между станцией Кологривовка и Татищево на 376 версте находится самая высокая точка всей Козлово — Саратовской линии — 124,97 саженей (266,7 м) над уровнем моря.

В настоящее время в районе станции Кологривовка имеются дачные участки жителей Саратова. Кологривовка является оборотным пунктом для нескольких маршрутов электропоездов курсирующих в летний период. До последнего времени на станции сохранялся старый деревянный железнодорожный вокзал времен постройки дороги.

Весенняя Пристань (ныне не существует)

Весенняя Пристань расположена в соседстве с большой паровой мельницей торгового дома братьев Рейнеке, производительностью до 4300000 пудов в год. Здесь же построены частные склады Мешкова и князя Львова, торгующие оптом кровельным железом и сбывающие его более 200000 пудов в год.

Пристань эта очень близко соприкасается с рекой Волгой и иногда, при высоком подъеме воды, затопляется. В прежнее время, уровень Волги был более высоким, пристань эта представляла удобство тем, что баржи подходили к берегу и товары грузились непосредственно в вагоны.

Коммерческая деятельность этой станции чисто сезонная: весной кровельное железо, летом арбузы и осенью рыба малосольная; зимою деятельность замирает.

Летом здесь производится пересадка; пассажиров за Волгу и обратно, доставляемых особыми поездами и пароходом. От Весенней Пристани берет свое начало Никольская улица, разделяющая город почти на две равные половины. На углу Никольской и Большой Сергиевской улиц находятся Триумфальные ворота, построенные в память посёщения города в 1837 году Императором Александром III в бытность его Наследником Престола.

Ильинка (ныне не существует)

Станция получила название от расположенной рядом Ильинской церкви, основанной в 1818 году; перед церковью - Ильинская площадь.

При этой станции - паровые мельницы братьев Шмидт, производительностью до 4500000 пудов в год, Зейферт, Степашкина и Макарова, а вблизи - до 10 лесных складов, с паровыми лесопильными заводами, торгующих строевым лесом и дровами, с оборотом более 1000000 рублей.

Расположенная в центре промышленного района, станция Ильинка представляет для промышленников громадное удобство; отсюда ежегодно отправляется более 10000 вагонов преимущественно леса и муки; сюда же направляется зерновой хлеб, идущий на мельницы.

Улеши (ныне не существует)

При станции расположены крупные паровые мельницы: торгового дома Э.И. Борель, размалывающая 8200 тысяч пудов, торгового дома О.И. Степашкина - 1080 тысяч пудов, В.В. Богословского - 2800 тысяч пудов, А.А. Смирнова - 550 тысяч пудов. Кроме мельниц, паровой лесопильный завод и ящичная фабрика Кенига, лесопильный завод А.А. Смирнова и металлический завод акционерного общества русской железной промышленности.

Здесь же находятся; керосиновые и нефтяные склады братьев Нобель, Восточного общества, братьев Меркульевых, общества "Мазут" и другие, вместимостью более 13500000 пудов, и железнодорожный склад нефти с пятью резервуарами, общей вместимостью 525 тысяч пудов; при станции - паровой лесопильный завод общества дороги.

За последние 15-20 лет местность эта, прежде почти пустая, сильно развилась в промышленном отношении и соединилась с городом; здесь построены большие дома, школы, церковь, доведена линия трамвая и основан базар

Лесопильный (ныне О.П.)

Лесопильный — разъезд на 9 версте от Саратова, в Саратовском уезде. Разъезд расположен в гористой местности, близ реки Волги и образуемых ею заливов и в соседстве с несколькими рыбными озерами.

При разъезде находится большой склад шпал и шпалопропиточный завод, служащий для пропитки шпал, переводных брусьев, телеграфных столбов и других принадлежащих дороге лесных материалов.

Князевка

Станция Князевка расположена на 11 версте от Саратова, в Саратовском уезде.

На железнодорожной земле при станции завод для выработки минеральных масел и керосина, принадлежащей обществу «Петроль». При станции находится затон, железнодорожные мастерские специально оборудованные для ремонта судов увекской переправы и железнодорожной флотилии, а также для ремонта и возобновления весов и пожарных инструментов.

Местность вокруг станции гористая, отдельные высоты достигают 15 — 20 саженей (32 — 43 м) и с вершин их открывается великолепный вид на Волгу, город Саратов и окрестности. В горах много оврагов ущелий, служивших, по преданиям, убежищами для понизовой вольницы.

Во время весеннего разлива Волги местность заливается водой. Обилие озер и заливов способствует развитию здесь малярии, а летом, после спада воды, местность наполняется тучами комаров и мошек. Питьевая вода доставляется сюда из города Саратова в гидровагонах.

В полуверсте от станции расположен поселок Князевка, с населением более 300 человек, занимающимся, главным образом, разведением капусты, картофеля и огурцов, сбываемых в Саратов.

Милославское

Станция Милославское находится на 265 версте от Москвы, в Скопинском уезде. Станция недалеко от села Милославщины, имеющего 400 жителей. До проведения железной дороги окрестная местность тяготела в торговом отношении к городам Скопину и Данкову. Теперь при станции Милославское образовался самостоятельный торговый и промышленный центр; здесь идет ежедневная ссыпка хлеба, подвозимого из сел и деревень, лежащих на расстоянии 25-30 верст, имеются 2 паровые мельницы Расторгуева и братьев Харламовых, 7 лавок и 3 лесных склада.

В двух с половиною верстах от станции, при селе Шишкине (Покровском), имеющем до 500 жителей, находится паровая мельница и винокуренный завод принадлежащие Лебедевым. Спирт с винокуренного завода вывозится гужем в город Ряжск и для железнодорожной перевозки не поступает. В селе Шишкине бывает довольно значительная ярмарка.

В 1911 году со станции отправлено свыше 10 тысяч пассажиров и 1291 тысяч пудов грузов, прибыло грузов 674 тысячи пудов. Преобладала в отправлении мука и хлеб в зерне, в прибытии - зерновой хлеб и каменный уголь.

Протекающая в версте от станции речка Сухая Полотемна с крутыми берегами в весеннее и осеннее время крайне затрудняет подвоз и тогда значительная часть груза из селений, расположенных по другую сторону этой речки, подвозится, вместо станции Милославское, в Скопин.

Источник в интернете:

http://www.ruzgd.ru/moskva_saratov.shtml

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты