Главная  >  Наука   >  Российская наука   >  История научного права в России


Церковное право

11 октября 2007, 261

Преподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г.

Преподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. Синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митрополитом Платоном для Московской академии. По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архимандритом Филаретом (Дроздовым) . В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение Кормчей книги в историческом виде" (Москва, 1829). Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению", профессора Киевского университета, протоиерея И.М. Скворцова (Киев, 1848; 3-е изд., 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 52) епископа Иоанна (Соколова) , который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русском переводе "Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви", румынского митрополита Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем профессор Московского университета Н.К. Соколов предпринял в 1874 - 1875 гг. издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву священника Альбова . За ним последовали: "Курс общего церковного права" профессора М. Богословского (Москва, 1885), "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права", казанского профессора П.С. Бердникова (Казань, 1888, дополнено 1889), "Курс церковного права" профессора Н.С. Суворова (Ярославль, 1889 - 90), который впоследствии напечатал и "Учебник церковного права" (Ярославль, 1898). Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напечатал "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский - "Историческое обозрение источников права православной церкви" (выпуск 1, Москва, 1891), Лашкарев - "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции" и вестись с точки зрения юридических принципов римско-византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова , "Архаическое направление в церковном праве", Казань, 1896). Из монографических работ по церковному праву на первый план должны быть поставлены исследования московского профессора А.С. Павлова (умер 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А.С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; новое совершенно переработанное издание, Москва, 1897) и "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права" (Москва, 1887). Весьма важны и труды А.С. Павлова по истории русского церковного права - обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (часть 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской Исторической Библиотеки", издано археографической комиссией, Санкт-Петербург, 1880) и другие. М.И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (Санкт-Петербург, 1868), "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода, 988 - 1738" (Санкт-Петербург, 1871), "О тайне супружества" (Санкт-Петербург, 1880); Н.С. Суворову - "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" (1891, № 11 - 12) первый ответил брошюрой: "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву православной церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью", Санкт-Петербург, 1878; А.С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая Кормчая книга Пидалион", Москва, 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и другим. Т.В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (Санкт-Петербург, 1887). В 1880 г. Святейший Синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным вопросам наиболее выдаются статьи Т.И. Филиппова ("Сборник", Санкт-Петербург, 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиепископ Виленский Алексий (А.Ф. Лавров ), который одно время был профессором церковного права в Московской духовной академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (выпуски 1 - 2, Санкт-Петербург, 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (выпуски I - II, 1882 - 85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого , клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда, в смысл перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был московский профессор Н.К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном Обозрении" (1870 - 71).

Платон Левшин

Платон (Левшин) - митрополит московский (1737 - 1812). Уроженец Московской губернии, сын сельского причетника, он обучался в Московской славяно-греко-латинской академии и восполнил школьное образование чтением книг, особенно исторических. Языки: латинский, греческий и французский, он знал настолько, что на каждом из них мог объясняться совершенно свободно. Еще будучи учителем риторики в троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество, Платон был назначен, в 1761 г., ректором троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина II посетила Троице-Сергиеву лавру, Платон обратил на себя ее внимание проповедью "О благочестии" и был ею избран в законоучители к наследнику престола. Успех его проповедей при дворе был так велик, что императрица однажды сказала: "Отец Платон делает из нас, что хочет: хочет, чтобы мы плакали - мы плачем". Искусно и твердо отстаивая свои религиозные убеждения среди придворных вольтерьянцев, Платон умел ладить с окружающими, обнаруживая много такта и находчивости (см. Платон Казанский , "Отношения митрополита Платона к императрице Екатерине и Павлу I" в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1875, III). В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. - членом Синода, в 1770 г. - архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. С бракосочетанием наследника окончились его законоучительские обязанности, и он уехал в Тверь. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. Его "Инструкция благочинным" надолго вошла в общее употребление; он уничтожил класс, так называемых, "крестцовых" попов, улучшил во всех отношениях Московскую академию и семинарию, а также нравственный и материальный быт всего духовенства епархии. Описанию его деятельности посвящен весь III т. "Истории Московского епархиального управления" Н. Розанова (М., 1775), "Православное учение веры" (1-е изд., 1765; переводы: латинский, Санкт-Петербург, 1774; французский, 1776; немецкий, Лейпциг, 1770; английский, Эдинбург, 1814; греческий, Вена, 1786). Эти сочинения до появления "Катехизисов" митрополита Филарета московского были единственными учебниками и курсами богословия на русском языке и имели значение символических книг православной церкви, которого не утратили, отчасти, и доселе. Затем Платон справедливо признается одним из первоклассных русских проповедников; известно до 500 его проповедей (см. исследование о нем, как проповеднике, А. Надежина в "Православном Собеседнике", 1882 - 1883). Его теоретические понятия о проповеди, изложенные в предисловии к собранию его проповедей, составляют одну из лучших страниц в русской гомилетике. Составленная Платоном "Краткая российская церковная история" (2-е изд., 1822) - первый по времени в русской литературе систематический курс русской церковной истории. "Житие св. Сергия Радонежского" имело не менее 5 изданий. Когда, в 1778 г., последовал указ Синода о присылке летописей и других достопримечательностей из всех монастырей, исполнение этого дела поручено было Платону, и затем под его наблюдением изданы были московской Синодальной типографией списки летописей Архенгелогородский, Новгородский и Типографский. По его распоряжению был сохранен и приведен в порядок архив старой московской консистории. Письма Платона (например, к архиеп. Амвросию и Августину , напеч. в "Православном Обозрении") полны интереса, как и его автобиография, доселе издаваемая с большими пропусками (об отношениях Платона ко двору и придворным). Спрошенный о Новикове , во время возбужденного о последнем деле, Платон, с благородной откровенностью, отозвался, что желал бы побольше видеть таких христиан. Платону принадлежит если не первоначальная идея, то первое осуществление так называемого единоверия (см.). Составленные им инструкции для московской академии и семинарии, для вифанской семинарии, для толкователей Св. писания, для преподавателя истории, для преподавателя каноники, для "старших" над учениками, обнаруживают в Платоне выдающегося педагога. См. И. Снегирев "Жизнь московского митрополита Платона" (М., 1857); А. Барсов "Очерк жизни митрополита Платона" (М., 1891). Н. Б-в.

Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)

Филарет - митрополит московский (в миру Василий Михайлович Дроздов). Родился 26 декабря 1783 г. в городе Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество, с именем Ф. В том же году его переводят в Петербург инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит санкт-петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Святейшего Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без "слова" Ф. 8 июля 1811 г. Ф. был возведен сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Ф. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Ф. сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в "Обществе любителей русского слова". В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова . Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападает на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г., в видах борьбы с иезуитами, он написал "разговоры между испытующим и уверенным в православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Игнатом Фесслером , профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом рязанским Феофилактом, имевшими большие связи; но Амвросий поддержал Ф. В Библейском обществе Ф. был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, притом "библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств". В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа ревельского, викария петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом тверским и членом Святейшего Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. Ф. был переведен в Ярославль, в 1821 г. - в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 г. он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на библейское общество и на Ф., как члена этого общества. "Думаю, писал Ф. в 1857 г., что в 1824 г. восстание против министра духовных дел (князя Голицына , покровителя Ф.) и против библейского общества и перевода священных книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собой других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумывали, и клеветали". Главным врагом библейского общества явился Аракчеев , который соединился с Шишковым , архимандритом Фотием , Магницким , чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николаю I , Ф. удачным словом успокоил народ, что, в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. "Наконец с меня сняли тяжелый крест", сказал он, чувствуя, что опала миновала. В 1827 г. был снова издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синод, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова , оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей, под заглавием "Слова и речи Синодального члена Ф., митрополита московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось, по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора графа Толстого , распоряжение о переводе книг Святого Писания на русский язык, законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Ф., при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ Ф. на стихотворение Пушкина : "Дар случайный, дар напрасный". Литература о Ф. очень обширна; для нее составили даже особый термин "Filaretica" - но она слишком одностороння. "Собрание сочинений Ф.", "Собрание писем Филарета" и "Собрание резолюций Ф." - главный материал для его характеристики; затем идут исследования Сушкова "Записки о жизни и времени Ф." и др.; И.Н. Корсунского "Святитель Ф., митрополит московский" (Харьков, 1894) и 15 других работ (см. "Душеполезное Чтение" за 1890 г.: "Памяти И.Н. Корсунского"); исследования и собрания материалов архиепископа Саввы ; Пономарев "Митрополит Ф., материалы для его биографии". Много воспоминаний, отдельных фактов, мнений Ф. разбросано в "Душеполезном Чтении" и др. духовных журналах. Явились и ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Ф.: А. Городков "Догматическое богословие по сочинениям Ф., митрополита московского" (Казань, 1887); Д. Наумов "Ф., митрополит московский, как канонист" (Москва, 1893); В. Беликов "Деятельность московского митрополита Ф. по отношению к расколу" (Казань, 1896) и др. См. еще протоирей А. Смирнов "Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Ф., 1782 - 1808" (Москва, 1893); его же "Петербургский период жизни митрополита Ф., 1808 - 1819" (Москва, 1894); его же "Ф., архиепископ тверской, ярославский и московский, 1819 - 1826" (Москва, 1896); В. Назаревский "Государственное учение Ф., митрополита московского" (Москва, 1883); М. Чепик "Митрополит московский Ф. как гомилет" (Тверь, 1892), Яков Зарницкий "Ф., митрополит московский как проповедник" (Санкт-Петербург, 1898). Проповеди Ф., прозванного "московским Златоустом", отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Ф. избегал иностранных слов (телескоп, например, называл "дально-зрительным стеклом"), употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближениям. По содержанию своему, проповеди Ф. не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Ф. был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например, в противодействии стремлениям Гааза (VII, 743). Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Священное Писание). Об отношениях его к Павскому - см. XXII, 576.

Скворцов Иван Михайлович

Скворцов (Иван Михайлович, 1795 - 1863) - писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей; был профессором философии в киевской духовной академии и богословия в Киевском университете. Он был первым русским автором самостоятельных сочинений по каноническому праву, и доселе еще не утративших своего значения: "Записки по церковному законоведению" (4 изд., 1871) и "О видах и степенях родства" (Киев, 1864). В свое время пользовались известностью его "Катехизические поучения" (Киев, 1854). Н.И. Барсовым напечатаны в "Трудах Киевской Академии" за 1882 - 1883 гг. письма Скворцова к знаменитому впоследствии архиепископу херсонскому Иннокентию Борисову.

Иоанн (в миру Владимир Соколов)

Иоанн (в миру Владимир Соколов, 1818 - 1869) - известный проповедник и канонист; сын священника; окончив курс в Московской духовной академии и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Православный Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был профессором в Санкт-Петербургской духовной академии, ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовной академии Казанской и Санкт-Петербургской, викарием Санкт-Петербургской епархии, наконец епископом смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 1852) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846 - 1865) и в "Православном Собеседнике" (1857 - 1869). Отрывки лекций Иоанна по догматическому богословию напечатаны в "Христианском Чтении" (1875 - 1877 годы). В Казани сильно увлекали слушателей лекции Иоанна о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской академии. Всего более прославился Иоанн как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождении крестьян; он же внушил А.П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христианское Чтение" и "Православный Собеседник") имеются 60 проповедей Иоанна. Проповеди, произнесенные Иоанном в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.) изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2-е изд., 1876). Публицистический характер внесен Иоанном и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Православный Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Православном Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I); "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др. О личном характере Иоанна, часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историческом Вестнике" (1880, № 12). - Ср. Н. Романский "Преосвященный Иоанн, епископ смоленский" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", Москва, 1887, № 2 - 9); Знаменский "История Казанской духовной академии" (Казань, 1891 - 1892).

Соколов Николай Кириллович

Соколов (Николай Кириллович, 1835 - 1874) - профессор Московского университета и Московской духовной академии. По окончании курса в Московской духовной академии С. был оставлен бакалавром по кафедре русской церковной истории (1858). По возвращении из-за границы (с 1863 г.), преподавал и западную церковную историю в академии и церковное право в университете. Несколько лет был также членом университетского суда и редактором "Университетских Известий". Литературная деятельность С. была обширна и началась в 1859 г. статьями "Учреждение патриаршества в России" ("Прибавления к Творениям св. отцов") и "О мирской власти епископов римских" (ib.). За ними последовали: "О духовенстве в древней России" (ib., 1860), "Извлечения из писем о церкви англиканской" (ib., 1865), "О протестантском богословии и его современном направлении в Англии" (ib., 1863), "О судьбе науки церковного права" ("Московские Университетские Известия", 1868), "Средневековые учения об отношении церкви к государству" (ib., 1869), "О влиянии церкви на историческое развитие права" (ib., 1870) и другие. Особенное впечатление произвели статьи С. по вопросу о духовно-судебной реформе, в которых были указаны многие причины недостатков духовных судов и приведены способы их устранения, таковы: "О началах и формах духовного суда" ("Православное Обозрение", 1870, № 5 и 6), "Духовный суд в древней церкви в первые три века христианства и в период вселенских соборов" (ib., 1870, № 9 - 12 и 1871, № 1 - 2) и "Основные начала судебной реформы в применении к ведомству духовного суда" (ib., 1871, № 3 и 5). В то же время С. написал "Состав епископского управления в древней церкви" (ib., 1870, № 10) и "О соборном управлении в христианской церкви" (ib., 1871, № 5). В первой статье он вооружался против вторжения государственного чиновнического элемента в церковную жизнь, а во второй - против тех подделок под древние формы свободной церковной жизни, которые могут служить прикрытием начал и тенденций, чуждых свободному духу древней христианской церкви. Статьи С. о церковном суде вызвали, с одной стороны, сочувствие к нему известной части общества и Святейшего Синода, который даже руководствовался ими, и с другой, - страстную полемику; как бы в ответ на нее он в конце 1871 г. напечатал "О разделении суда и администрации в епархиальном ведомстве" ("Православное Обозрение", № 10 - 11), где старался, главным образом, уяснить собственные основные положения. Однако полемика продолжалась и С. не пожелал более высказываться печатно по этому вопросу. Дальнейшие статьи его уже исторического характера: "Взгляд на церковную реформацию в Англии" ("Православное Обозрение", 1872, № 2) и "Судьбы папской системы церковного управления" (ib., 1872, № 11). После смерти С. вышли его "Из лекций по церковному праву. Вып. I. Введение в церковное право. Вып. II. Система канонического права" (Москва, 1875). В. Р-в.

Альбов Михаил Павлович

Альбов, Михаил Павлович (родился в 1843 году), духовный писатель, воспитанник Петербургской духовной академии, профессор богословия в лесном институте. Труды А.: "Апокрифические евангелия" (СПб., 1872, магистерская диссертация); "Курс церковного права" (СПб., 1882); "Очерк христианской апологетики" (СПб., 1902; изд. 2-е, СПб., 1908).

Богословский Михаил Иванович

Богословский, Михаил Иванович, - духовный писатель. Родился в 1844 г.; воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподает Священное Писание Нового Завета. Кроме докторской диссертации "Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям св. апостолов Матфея и Луки" (Казань, 1893), написал: "Идея царства Божия в Ветхом и Новом Завете" (Казань, 1887), "Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа по сказаниям св. евангелистов. Историко-экзегетическое исследование" (1-й вып., Казань, 1908) и много статей в "Православном Собеседнике" и других изданиях - См. "40-летие службы профессора М.И. Богословского" ("Церковные Ведомости", 1911, № 13).

Суворов Николай Семенович

Суворов Николай Семенович (родился в 1848 г.) - канонист, сын диакона; окончил курс в Санкт-Петербургском университете по юридическому факультету. В 1877 г. защитил магистерскую диссертацию "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), в 1884 г. - докторскую "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (Ярославль, 1884). Был профессором церковного права в ярославском Демидовском лицее; теперь занимает ту же кафедру в Московском университете. Другие труды Суворова: "Вступительная лекция по церковному праву" (Ярославль, 1877), "Римское папство до разделения церквей" (ib., 1882), "К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви" (ib., 1886), "О происхождении и развитии русского раскола" (ib., 1886), "О гражданском браке" (ib., 1887; 2-е изд. в № 11 "Юридической библиотеки" Канторовича), "Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888), "Вера и дела" (ib., 1888), "Христианская благотворительность в языческой римской империи" (ib., 1889), "Курс церковного права" (тт. I - II, Ярославль, 1889 - 90), "Об юридических лицах по римскому праву" (ib., 1882; 2-е изд. Москва, 1900), "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право" (Ярославль, 1893), "Учебник церковного права" (ib., 1898), "Средневековые университеты" (Москва, 1898), "Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке" (Ярославль, 1898). Сверх того Суворов поместил ряд статей в "Церковно-Общественном Вестнике", "Страннике", "Журнале гражданского и торгового права", "Юридическом Вестнике" ("Международное положение папства", "Характеристика католичества и протестантства в их отношениях к государству", "Заключение брака в Западной Европе в средние века", "О безбрачии, как о последствии расторжения брака по причине прелюбодеяния", "Западно-каноническое учение о диспензации", "Церковное право, как юридическая наука", "Темная история", "Казуистика и пробабилизм"), "Журнал Юридического Общества" ("Центральная организация церкви, как юридического лица", "Архиерейский дом и епархия, как юридические лица"), "Сборнике правоведения и общественного знания", "Записках Академии Наук", "Византийском Временнике" и "Юридической Библиографии". Перевел и издал с предисловиями сочинения Кестлина "Существо церкви по учению и истории Нового Завета" (Ярославль, 1882) и Маасена: "Девять глав о свободной церкви и о свободе совести" (ib., 1882). Его главные новейшие труды: "Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной церкви" (СПб., 1902); "Об юридических лицах по римскому праву" (2-е изд., М., 1900); "Учебник церковного права" (2-е изд., М., 1902); "Византийский папа" (М., 1902); "К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви" (2-е изд., М., 1906); "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (2-е изд., М., 1906); "Псковское церковное землевладение в XVI и XVII веках" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1905 - 1906).

Остроумов Михаил Андреевич

Остроумов, Михаил Андреевич - писатель (родился в 1847 г.). Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Московской духовной академии. Защитив диссертацию на степень магистра богословия: "История философии в отношении к откровению" (Харьков, 1886), назначен профессором Харьковского университета по кафедре церковного права. Степень доктора церковного права получил за "Введение в православное церковное право" (том I, Харьков, 1893; история греческих источников церковного права). "Приходский Листок". Написал: "Граф Л.Н. Толстой" (разбор его "Исповеди" с точки зрения христианского теизма; Харьков, 1887), "Современное положение народного образования в отношении к религии" (1908) и др.

Заозерский Николай Александрович

Заозерский Николай Александрович - писатель (родился в 1851 г.), профессор церковного права в Московской духовной академии. В 1906 - 1907 гг. был членом предсоборного присутствия при Святейшем Синоде. Главнейшие труды Заозерского: "Церковный суд в первые века христианства" (Кострома, 1878, магистерская диссертация); "О церковной власти" (Сергиев Посад, 1894, докторская диссертация); "Право православной церкви как предмет специальной юридической науки" (М., 1888); "Историческое обозрение источников права православной церкви" (М., 1891); "Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской" (М., 1902); "О сущности церковного права" (Сергиев Посад, 1911); "Что есть православный приход, и чем он должен быть" (ib., 1912).

Лашкарев Петр Александрович

Лашкарев, Петр Александрович - юрист (1833 - 1899), профессор киевской духовной академии и Киевского университета по кафедре канонического права. Его главные работы: "Об отношении древней христианской церкви к христианскому государству" (1873); "Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности до Константина Великого включительно" (1876); "Право церковное в его основах, видах и источниках" (1886); "Церковно-археологические очерки, исследования и рефераты" (1898). Его воззрения на значение императорской власти в делах церкви известны в ортодоксально-клерикальной литературе под именем цезаропапизма. Эти воззрения потом проводил профессор Суворов , и они стали ходячими, но Лашкарев из-за них не получил степени доктора. См. некролог Лашкарева в "Трудах Киевской духовной академии" (1899, № 9); любопытное дело о диссертации Лашкарева - в протоколах совета киевской духовной академии за 1895 г.; статью А.: "Мысли по поводу не совсем новой книги" (в "Богословском Вестнике", 1907, февраль).

Бердников Илья Степанович

Бердников, Илья Степанович, - канонист (родился в 1841 г.). Образование получил в Казанской духовной академии, где преподает каноническое право; одновременно состоит профессором и в Казанском университете. В 1881 г. за сочинение: "Государственное положение религии в Римской империи до Константина Великого" (Казань, 1881) получил степень доктора богословия. В 1881 г. Бердников был приглашен в комиссию по пересмотру устава духовных академий 1869 г.; состоял членом учрежденного в 1906 г. при Синоде особого присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на поместном церковном соборе. Рассмотрению вопроса о приходе Бердников посвятил особую книгу: "Что нужно для обновления православного русского прихода" (СПб., 1907). Ему принадлежат следующие труды: "Церковные братства в виду современных потребностей православной церкви и общества" ("Православное Обозрение", кн. 4, 1868); "О символических знаках и изображениях на христианских памятниках" ("Православный Собеседник", II, 1869); "Церковное право, как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права" ("Православный Собеседник", III, 1885); "Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии" (Казань, 1887); "Новое государство в его отношении к религии" (Казань, 1888); "Новые опыты курса православно-церковного права" ("Записки Казанского университета", кн. VI, 1890); "Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А.С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги" (Казань, 1891); "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку" (Казань, 1892); "Ответ профессору Павлову на его "Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве" (Казань, 1893); "По поводу второго издания профессором Павловым Номоканона при Требнике" (Казань, 1899); "Основные начала церковного права православной церкви" (Казань, 1902); "К вопросу о церковной дисциплине" (Казань, 1902); "Краткий курс церковного права православной церкви" (2-е изд., Казань, 1903); "К вопросу о реформе епархиального управления и суда" (Казань, 1906); "Комментарии г. Павлова и Компании на суждение предсоборного присутствия по вопросу о реформе православного прихода" (Казань, 1907); "О протестантском и православном приходе в Финляндии" (СПб., 1908); "Смысл XIII правила Лаодикийского собора" ("Православный Собеседник", № 5, 6 и 9, 1908); "Ответ на критическую заметку профессора Заозерского" (по поводу того же правила, Казань, 1909); "К вопросу о поводах к брачному разводу" (по поводу того же правила, Казань, 1909); "К вопросу о поводах к брачному разводу" (по поводу проекта особого совещания при Святейшем Синоде 1907 г., СПб., 1909). - Ср. С. Терновский , "Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования, 1870 - 1892" (Казань, 1892); "45-летие профессорской деятельности И. С. Б.". ("Церковные Ведомости", 1909, № 48, стр. 2294 - 2297).

Павлов Алексей Степанович

Павлов (Алексей Степанович) - канонист (родился в 1832 году). Сын причетника Томской губернии, получил образование в тобольской духовной семинарии и Казанской духовной академии, был преподавателем церковной истории в казанской духовной семинарии, профессором литургики и канонического права в Казанской академии, профессором церковного права в университетах Казанском и Новороссийском, теперь в Московском. Главные его сочинения: "О Кормчей..." ("Записки Казанского Университета", 1864), "Личные отношения супругов по римскому праву" (там же, 1865), "Об участии мирян в делах церкви" (там же, 1866), "Первоначальный славяно-русский Номоканон" (Там же, 1869), "Очерк секуляризации церковных земель в России" ("Записки Новороссийского Университета", 1871), "Номоканон при Большом Требнике" (там же, 1872), "Наказной список по Стоглаву" ("Записки Академии Наук", 1873), "Критические опыты по истории древнегреческой полемики против латинян" ("XIX Отчет Академии Наук о присуждении Уваровских наград", 1878) "50-я глава Кормчей Книги" (М., 1887), "Книги законные, содержащие в себе в древнерусских переводах византийские законы" (М., 1888). Ряд памятников древнерусской литературы по рукописям соловецкой библиотеки напечатан П. в "Православном Собеседнике". Полный список всех его ученых трудов см. в "Истории Казанской Академии" Знаменского (Казань, 1894, т. II, стр. 321 и след.). К числу его оригинальных мнений по вопросам общеисторическим принадлежит защита подлинности устава св. Владимира. Н. Б-в.

Примечание. Умер в 1898 г. О нем: Н. Суворов "Памяти А.С. Павлова" (СПб., 1898); М. Красножен "Знаменитый русский канонист А.С. Павлов" (Юрьев, 1899); "Памяти профессора А.С. Павлова" ("Богословский Вестник", 1898, № 9). Лекции Павлова по церковному праву изданы в 1902 г. под заглавием "Курс церковного права" (Сергиев Посад).

Горчаков Михаил Иванович

Горчаков, Михаил Иванович - протоиерей, профессор церковного права в Петербургском университете (1838 - 1910). По окончании Петербургской духовной академии в 1861 г. занял место псаломщика в Штуттгарте и одновременно посещал лекции в германских и швейцарских университетах. По возвращении в Петербург поступил вольнослушателем на юридический факультет университета. В 1865 г. за сочинение "О происхождении и системе преторского эдикта" получил серебряную медаль и выдержал экзамен на кандидата прав. В том же году принял сан священника и получил степень магистра богословия за сочинение "О церковных историках первых VIII веков христианства". Через 3 года, после защиты диссертации "Монастырский приказ", Горчаков получил степень магистра государственного права и должность доцента по кафедре церковного права. В 1871 г. за диссертацию "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода" получил степень доктора государственного права и был избран профессором. В 1881 г. киевская духовная академия удостоила Горчакова степени доктора богословия за сочинение "О тайне супружества, - происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей" (СПб., 1880). Последующее 30-летие он отдал преподаванию и церковно-административной деятельности. Кафедры церковного права во многих высших учебных заведениях замещались учениками Горчакова. Горчаков не был только кабинетным ученым. Его статьи в "Голосе" Краевского с 1868 г. в свое время обращали на себя внимание. Немало статей напечатал он в "Журнале гражданского и уголовного права", в "Юридических Летописях" и других изданиях. В 1905 г. Горчаков назначен в комиссию для предварительных работ по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящим поместным собором, в 1906 г. - членом предсоборного присутствия и избран Синодом в члены Государственного совета от белого духовенства. См. некролог В.Н. Бенешевича ("Журнал М.Н. Пр.", 1911, март).

Курганов Феодор Афанасьевич

Курганов, Федор Афанасьевич - историк церкви (родился в 1844 г.), воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоит профессором истории древней церкви; читает также церковную историю в Казанском университете. Главные его работы: "Устройство управления в церкви Королевства Греческого" (Казань, 1871, магистерская диссертация), "Отношения между церковью и гражданской властью в Византийской империи" (Казань, 1880, докторская диссертация), "Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению его с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью" (Казань, 1881), "Наброски и очерки из новейшей истории румынской церкви" (Казань, 1904). "Борьба папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом IV Красивым" (Казань, 1882), "Свидетельствовал ли святой Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности - ее первосвященника?" (Казань, 1893), "Что такое либерализм" (СПб., 1906), "Император Константин Великий" (Казань, 1913). - См. И. Соколов , "Сорокалетие учено-литературной деятельности профессора Федора Афанасьевича Курганова" ("Исторический Вестник", 1911, март).

Никольский Антон Иванович

Никольский Антон Иванович - ученый архивист (1857 - 1914). Образование получил в Санкт-Петербургском университете по историко-филологическому факультету и в Санкт-Петербургском археологическом институте. Особенно хорошо знал древности Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. Главные работы Никольского: "Описание рукописей Архива Святейшего Синода" (3 тома) и ряд статей, написанных на основании архивных материалов: "Житие преподобного Варлаама Хутынского", "Описание семи соборов новгородских", "София - Премудрость Божия" (новгородская редакция иконы и службы Св. Софии), "Сказание об обретении мощей святителя Никиты новгородского чудотворца", "О житии и сочинениях святителя Димитрия Ростовского", "Катихизис Арсения Мацеевича", "Синодальный надзор в области иконописания в XVIII в.", "Реставрация икон и настенной иконописи в московских соборах в 1770 - 1773 годы". - См. "А.И. Никольский" ("Церковные Ведомости", 1914, № 16) и "Исторический Вестник", 1914 г. (май).

Пальмов Николай Николаевич

Пальмов (Николай Николаевич, родился в 1872 г.) - писатель, воспитанник Киевской духовной академии. Главные его труды: "О просфорах на проскомидии" (Киев, 1902); "Канун праздника Рождества Христова" (ibid., 1903); "Свет Христов просвещает всех" (1904); "Праздник Пятидесятницы в древнем христианском Иерусалиме" (1902); "Пасхальная заутреня" (1905); "Пасхальная литургия" (1906).

Красножен Михаил Егорович

Красножен Михаил Егорович - юрист. Родился в 1860 г. Окончил курс в Московском университете. Состоит профессором церковного права в Юрьевском университете. Главные его труды: "Толкователи канонического кодекса Восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон" (2-е издание, Юрьев, 1911, магистерская диссертация), "Иноверцы на Руси. Т. I. Положение неправославных христиан в России" (3-е издание, Юрьев, 1911, докторская диссертация), "Происхождение старокатоличества и IV-й интернациональный старокатолический конгресс в Вене" (Юрьев, 1898), "Старые и новые законы о браке" (ib., 1898), "О разводе в России" (М., 1899), "Отношение православной восточной церкви к лицам неправославным" (Юрьев, 1900), "Отношение русской церковной и государственной власти к иноверцам" (ib., 1900), "Старые и новые законы о разводе" (ib., 1904), "Любопытные вопросы древне-церковной практики" (ib., 1905), "Терния и плевелы в наших университетах" (ib., 1905), "Церковное право" (3-е издание, Юрьев, 1913), "Накануне церковной реформы" (ib., 1907), "История образования канонического кодекса греческой церкви от начала его возникновения до эпохи введения на Руси христианства" (ib., 1909), "Новейшее законодательство по делам православной русской церкви" (ib., 1909), "Указатель литературы церковного права по 1910 г." (Юрьев, 1911) и др. В 1911 г. изданы в Юрьеве I и II томы "Собрания сочинений" Красножена.

Филиппов Тертий Иванович

Филиппов (Тертий Иванович, 1825 - 1899) - государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и до 1856 г. состоял учителем русского языка в одной из московских гимназий. По возвращении из командировки на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения, Ф. был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовно-учебных заведений. В 1864 г. перешел на службу в государственный контроль, где и оставался до конца своей жизни; с 1878 г. был товарищем государственного контролера, с 1889 г. - государственным контролером. При нем улучшена отчетность об исполнении государственной росписи, образованы департамент железнодорожной отчетности, отдел того же наименования и отдел кредитной отчетности, издано "Положение о порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем". В бытность в Москве Ф. сблизился с кружком "молодого Москвитянина" и в своих статьях, печатавшихся в "Москвитянине" и "Русской Беседе", усиленно ратовал о возвращении России "ко дням Котошихина", находя церковный строй допетровской Руси, с патриаршеством и соборами, наиболее соответствующим национальным особенностям русского народа. Вместе с тем он первый познакомил членов кружка "молодого Москвитянина" со старинными русскими песнями, которые, по свидетельству М.П. Погодина , были главной силой, вырабатывавшей и выяснявшей основное мировоззрение кружка, и один из первых показал художественное и общественное значение народных преданий песен. Своим твердо установившимся мировоззрением Ф. сильно повлиял на Островского , Аполлона Григорьева и Писемского . Одной из первых его литературных работ была речь: "О началах русского воспитания" (Москва, 1854). Из многочисленных его трудов выдаются: статья о комедии Островского "Не так живи, как хочется"; "Несколько слов о несторианах"; разбор сочинения Буслаева : "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (в "Библиотеке для Чтения", 1861, № 4); "Замечания о 6-й главе цензурного устава" (в "Духе Христианина", 1862, № 9 и 10); "Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, № 2 и 3); "Решение греко-болгарского вопроса" ("Русский Вестник", 1870, № 6); "Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате" ("Гражданин", 1872, № 23 - 28); "Воспоминание о графе А.П. Толстом" (ib., 1874, № 4); некролог А.П. Горского ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 11); "Современные церковные вопросы" (Санкт-Петербург, 1882, 2 часть); "Записки о народных училищах" (Санкт-Петербург, 1882); "Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских" (Санкт-Петербург, 1885); "О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях" (Санкт-Петербург, 1887); "Сборник Т. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1896; здесь собраны очень многие статьи его) и "Три замечательных старца" (Санкт-Петербург, 1899). Как член географического общества, Ф. был инициатором образования при нем особой песенной комиссии (1884), которой он исходатайствовал средства для снаряжения экспедиции с целью собирания русских песен с напевами. Ср. А.И. Фаресов "Тертий Иванович Ф." (Санкт-Петербург, 1900); А.В. Васильев "Памяти Т.И. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1901); "Т.И. Филиппов" ("Наблюдатель", 1900, № 1); ст. Летописца в "Slovansky prehled" (1900, 5 февраля); некрологи в "Ekklesiastike Aletheya (греч.)", "Le Moniteur Oriental" и многие другие.

Алексий (Александр Федорович Лавров-Платонов)

Алексий (Александр Федорович Лавров-Платонов), духовный писатель (1829 - 90). Был профессором церковного законоведения в московском духовной академии; принял монашество в 1878 году и сделан епископом можайским, затем дмитровским, первым викарием московской епархии, с 1885 года епископ литовский и виленский. Ему принадлежит несколько статей о реформе церковного суда (напечатанных в "Прибавлениях к творениям св. отцов" за 1871 - 72 и отдельно в 1873 г.) и несколько сочинений богословского содержания. - Ср. статью Влад. Соловьева в "Словаре" Венгерова.

Толстой Дмитрий Андреевич

Толстой (граф Дмитрий Андреевич, 1823 - 1889) - государственный деятель. Окончил курс в Царскосельском лицее; с 1848 г. состоял при департаменте духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел и занимался составлением истории иностранных исповеданий; в 1853 г. назначен директором канцелярии морского министерства и в этом звании принимал участие в составлении хозяйственного устава морского министерства и нового положения об управлении морским ведомством; в 1861 г. некоторое время управлял департаментом народного просвещения, затем был назначен сенатором; в 1865 г. назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 г. - министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880 г., когда был назначен членом государственного совета. В мае 1882 г. Толстой занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти. В качестве министра народного просвещения, граф Толстой провел реформу среднего образования (1871), заключавшуюся в значительном усилении преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причем только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии были преобразованы в реальные училища (1872). При Толстом открыты: историко-филологический институт в Санкт-Петербурге (1867), Варшавский университет и сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869), русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875); Нежинский лицей преобразован в историко-филологический институт, а Ярославский лицей - в юридический лицей. В 1872 г. издано положение о городских училищах, в 1874 г. - положение о начальных училищах; для надзора за которыми были еще в 1869 г. учреждены должности инспекторов народных училищ. В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867 - 69). Как министр внутренних дел, Толстой был поборником "сильной" власти. Законодательные меры, проведенные и подготовленные при нем, были направлены к возвышению дворянства, к регламентации крестьянского быта и к преобразованию местного управления и самоуправления в смысле расширения влияния администрации. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати существенно ограничена временными правилами 1882 г. С 1882 г. Толстой состоял также президентом Академии Наук. Он написал "Историю финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II" (Санкт-Петербург, 1848), "Le Catholicisme romain en Russie" (Париж, 1863 - 64) и ряд статей по истории просвещения в России в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и в "Русском Архиве". По его инициативе предпринято издание "Материалов для истории Академии Наук".

Источник в интернете:

http://www.hi-edu.ru/Brok/01272038.htm

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты