Главная  >  Наука   >  История   >  История России   >  История России в документах


Лета 7059, майя в 11 царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом всеа Русии и со всем священным собором о всяких вотчинах. Гл. 101

11 октября 2007, 141

Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архиепископом и епископом, и монастырем вотчин без царева великаго князя ведома и без докладу не покупати ни у кого. А князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же. А кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца - вотчина. А взяти вотчина на государя и великого князя безденежно. А которые люди наперед сего и по ся места вотчины свои давали в монастыри по своих душах и родителей своих по душах в вечной поминок, или которые впредь учнут потому же вотчины давати в вечной же поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупати. А которые люди вотчины свои в монастыри по ся места давали, да и впредь которые учнут вотчины свои давати в монастыри, а напишет кто в духовной в даных и во всяких крепостях, кому будет до их вотчины роду их и род их скуп дадут столко, сколко в духовной, или в иных в которых крепостех написано дати скупу. И те вотчины вотчичем выкупати по духовным и по даным, и по иным крепостем по старине, по тем же старинным указом, как было при великом князе Иване Васильевиче685 всея Русии. А которые царевы великого князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у християн и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя, владыкам и монастырем подавали. А называют владыки и монастыри те земли своими, а иные и починки поставляли на государевых землях - и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодия, и оброчные деревни после великого князя Василия боляре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, того сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии. А в которые будут монастыри или к которым церквам и нищим в ругах и в милостынях придача ново после великого же князя Василия, и те руги и милостыни новопридачные сыскав оставити, а учините по старине, по тому же, как где давали ругу при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Русии. А которые милостыни будут наперед же сего в которые монастыри или к которым церквам времянем шли года в два или в три, или болши, или менши в приказ, а не ежегод, а они будут после великого князя Василия поймали грамоты, что имати им те милостыни ежегод, и того, сыскав, отставити же, а давати им милостыня в приказ по старине же в колко годов, как государь пожалует. А что из старины по уложению великого князя Василия Ивановича всея Русии во Тфери, в Никулине, в Торжку, в 0боленску, на Беле озере, на Рязани мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали. А суздальские князи и ярославские, да стародубские князи без царева и великого князя ведома вотчин своих мимо вотчин не продавали же никому и в монастыри по душам не давали. А ныне де и в тех городех князи и бояре, и дети боярские в монастыри вотчины свои продавали и по душам давали, и впредь во Тфери, и в Микулине, на Беле озере, и на Рязани, и в 0боленску иногородцем вотчин и купель не продавати. И суздальским и ярославским и стародубским князем вотчин никому без царева и великого князя ведома не продавати и по души не дати. А кто вотчину свою без царева великого князя ведома чрез сесъ государев указ кому продаст, и у купца денги пропали, а вотчичи вотчины лишены. А кто без государева ведома в который монастырь вотчину свою даст по душе, и та вотчина у монастыря безденежно же имати на государя. А которые вотчины свои в монастыри по душам до сего государева приговору давали, и тем вотчинам впредь за монастыри и быти, потому что те вотчины даваны в монастыри до сего государева приговора. А кто без государева ведома в сих городех, во Тфери, в Мчлинском, Торжку, в Оболенском, на Беле озере, на Рязани, да суздальским князем, да ярославским князем, да стародубским князем, в который монастырь кто даст по души без государева ведома, и та вотчина у монастырей безденежно же на государи имати. А которые вотчины свои в монастыри по душам до сего государева приговору давали без государева докладу, и те вотчины имати на государя, да за них по мере денги платили, да те вотчины отдавати в поместья. Аминь.

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты