Главная  >  Общество   >  Социальные миграции


Миграция и культурное оздоровление страны. ЧастьI

11 октября 2007, 10

Предлагаемая миграционная политика будет успешной только при освоении всем многонациональным населением страны идеи о том, что Россия может выжить только как империя с русской культурой, организуемой Русской Православной Церковью от лица государства и при его всемерной поддержке и защите.

Миграция

Тема эта одна из самых сложных, а для России ещё и одна из самых важных. Миграция очень часто сопровождается напряжёнными отношениями людей, которым всегда не хватало пространства для жизни, поэтому в европейской части уже возникают прецеденты и затем обостряются процессы передела национального территориального доминирования. Наряду с этим наша страна более любой другой имеет ещё огромные территории с предельно низкой плотностью населения и богатейшими природными запасами, безусловно, ещё не до конца разведанными. Не менее трети мировых ресурсов находится сейчас под слабеющим контролем пятидесятой части населения планеты. Всё это создаёт реальную опасность, как захвата неосвоенных пространств извне, так и их интенсивного заселения численно быстро растущими народностями с существенно отличными от наших этнокультурными особенностями. Оба сценария чреваты утратой Россией государственной целостности, своего культурного облика и даже распада национального самосознания и бытия народа, как такового.

Открытий в этом никаких нет, но нет и удовлетворительных решений не только на уровне государственного планирования миграции, но даже и в теоретической выработке ясной программы действий. Более того, общественно-политические совещания и научные семинары по миграционной тематике более половину своего времени тратят, откровенно говоря, безуспешно, на уточнение основополагающих понятий, а в результате и блуждают на уровне эмоционально мотивированных пожеланий с туманными перспективами их практической реализации. Действительно, невозможно строить сколь-нибудь разумную теорию, не сформировав непротиворечивый словарь базовых понятий, а его нет. Причина в том, что самостоятельная узкоспециализированная терминология по такому вопросу не может быть выработана вообще, а может только вытекать из самой общей цельной мировоззренческой системы определений, составляющей философскую парадигму в понимании современного мироустройства и протекающих фундаментальных социальных процессов. Но и на этом уровне у нас не наблюдается единства взглядов, позволяющего надеяться на выработку общепринятого мировоззрения, и вряд ли такое единство скоро появится.

Чтобы не пребывать вечно в тупике несогласуемых разрозненных взглядов или в прокрустовой дисциплине вольнообоснованных узкопартийных идеологий, можно попробовать просто рассмотреть и сравнить различные парадигмы и выводы, из них следующие. Какая система окажется непротиворечивой в полноте своего теоретического построения и в ясной целесообразности реализации своих программ, ту, очевидно, и надо выбирать, не размывая её инородными включениями и не добиваясь невозможного пока консенсуса. В настоящей работе делается начальная попытка решения этой задачи с православных позиций. В силу уже заявленного подхода попытка эта необходимо выходит за специализированные рамки миграционной проблемы в своём основополагающем терминологическом зачине, который в усечённом виде просто не может быть изложен, тогда как выводы из предлагаемой к рассмотрению системы определений делаются только в области организации национальных отношений, частным разделом которых является миграция.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Культура это целостное органичное единство идеальных представлений о жизнеустройстве и путях приближения человека к Истине, их творческое воплощение во всех аспектах реальной хозяйственно-эстетической и социальной практики, организуемой в рамках этических норм повседневной жизни народа через исторически сформированную нравственность, обычаи и привычки.

Человек и весь народ, живущие в мире земном и поставленные в известность о мире горнем, на природном фундаменте выстраивают вокруг себя в меру своих сил, разума и духа нравственно-материальную среду, максимально приближенную к их идеалам, они берут на себя роль творца жизненных форм и процессов развития, вспоминая потерянный Рай и ученически стараясь воспроизвести собственной жизнью деяния и образ истинного Творца вселенной, приближаясь таким способом к Нему. Всё это многосвязное функциональное единство - суть земная человеческая культура, наиболее цельное и органичное проявление внутреннего мира человека в обществе, имеющая равнонеобходимые естественные и духовные основания.

Творчество это свободная волевая деятельность, имеющая целью благодатное воспроизведение человеком в меру его ограниченного индивидуального потенциала необъятных замыслов и творений Создателя вселенной, в которой мы живём, и выход homo sapiens, человека разумного, в принципиально новое измерение событий и поступков homo spiritus, человека духовного.

Цивилизация это совокупная внутренне связанная органичная система результатов культурного развития: духовные, интеллектуальные, эстетические и материальные ценности, устойчивые схемы и алгоритмы их использования, исторически сложившиеся стабильные внутренние структурные взаимосвязи и внешние взаимодействия социума, находящегося в динамическом равновесии, а также свод этических установлений вместе с бытовыми правилами и социальными обычаями, позволяющими оптимизировать благонамеренное бесконфликтное поведение людей в их повседневной общественно-индивидуальной практике.

Цивилизационная составляющая культуры является её суммарной инертной (оберегающей традиции) нетворческой частью и способна накапливаться и сохраняться только при постоянно одухотворяющем и развивающем участии культуротворчества. Если общество переходит из вдохновенной культурной в обеднённую цивилизационную фазу, когда традиция подавляет творчество, то цивилизационная, только формально религиозная, основа жизнедеятельности людей под напором хаотических и враждебных воздействий постепенно разлагается, приводя к разложению большинства индивидуумов и гибели социума в целом.

Источниками достоверных знаний для культурно организуемой жизни являются религиозное Откровение о сути и цели божественного Творения, а также объективно обоснованные законы мироустройства, полученные через обобщение опыта научных исследований доступного человеку мира.

Основными принципами реализации культурного развития является незыблемость ортодоксального объективной действительности догматичного религиозного знания и непрерывное творческое совершенствование научных представлений о естественном мироустройстве, постоянная коррекция ответственно формируемых наукой прагматических рекомендаций, средств и способов благоустройства жизни людей.

Вера - Божий Дар человеку, способ и условие постижения религиозного Откровения, это свободно выбираемый человеком в качестве жизнеорганизующих принципов свод духовноутверждённых сведений об абсолютной Истине. Вера, осваивая Откровение, формирует богословие - вероучение.

Целью богословия является духовно авторитетная трактовка религиозного знания для непрерывного поддержания культурного развития в направлении к Истине, оно осуществляет интерпретацию многозначных идеальных представлений Откровения и Святого Предания для их интеллектуального освоения и формулировку рекомендаций людям по практическому построению стратегии и тактики своей жизни.

Для решения этой задачи на земле Христом Спасителем утверждена и направляется, основанная на культовых таинствах как живое соборное сообщество Церковь, стремящаяся сохранить в чистоте Его установления и помочь людям в спасении души, через соблюдения Его заповедей в реальной жизни.

Христос, искупивший смертью Своей грехи рода человеческого, наделил Церковь таинствами, позволяющими и при несовершенстве входящих в неё людей с Божьей помощью сохранять способность к выполнению возложенной на неё миссии, - возглавлять возврат рассеянного по Земле человечества после изгнания Адама из Рая к своему Отцу через преодоление индивидуальной гордыни каждого в творческой жизни личного и социального совершенствования, приобретающего образ соборного единения с Богом.

Объективная информация, самостоятельно получаемая человеком, изучающим доступные ему отдельные объекты естественного мира, является источником научного знания, также объективно экспериментально проверяемого.

Целью науки является неразрушающее исследование отдельных объектов и мира в его целостности, гипотетическое моделирование и точная лаконичная формализация естественных фундаментальных и частных законов, их честная экспериментальная проверка, а затем использование полученного знания для поддержания социального благополучия и природной гармонии.

Для решения этих задач наука самостоятельно развивает необходимые организационные институты и традиции в методах получения, доказательства и представления результатов, а затем сопровождает технологическую деятельность, обеспечивающую благотворное развитие материальной культуры людей.

Наука, имея прагматическое назначение и всегда ограниченные методологические возможности, не занимается поиском Истины в последней инстанции, заведомо признавая и доказывая нелепость постановки такой задачи при своих ограничениях. Но, изучая отдельные явления Природы (объективный мир), созданной Творцом, она правдивым развитием своих фундаментальных принципов способна облегчить человеку постижение Истины и приближение к Ней. Объективность - источник и основа благодатности науки, ограниченность - причина перманентного несовершенства; творчество учёного - способ самосовершенствования и жертвенная любовь к людям, необходимая эгоцентричность творческой научной деятельности - повод для гордыни и самоизоляции от жизни.

Реализация на деле личных идеальных представлений, судьбы людей, художественное описание, моделирование, осмысление и обобщение прожитой жизни в любом доступном виде формируют затем в своём отточенном суммировании субъективный гуманитарный исторический опыт народа, который являет нуждающемуся в руководящей помощи человеку поучительные примеры и образы, порою более красноречивые, чем проповедь и доказательство, но не является достоверным знанием, способным заменить знание религиозное и научное.

Целью философии является постоянное органичное согласование человеческих представлений, полученных от духовного и научного знания, для последующей интеллектуальной интерпретации системы фундаментальных принципов мироздания и формулировки непротиворечивых им и естественной природе принципов и путей развития общества и человека. Гуманитарный исторический опыт человечества является эффективным катализатором философской мысли.

Мировоззрение это религиозно-интеллектуальная составляющая культуры, руководящая практической жизнью, это философскими принципами порождаемая в процессе культурного развития система взглядов, помогающих обществу и человеку принимать и реализовывать конкретные решения в реальной жизни.

Целью искусства на каждой новой ступени развития народа является помощь людям в постижении принципов и способов гармонизации духовной и органической жизни, творческое раскрытие в соответствующей времени конкретной, субъективно воплощённой чувственной форме идеальных установлений и оснований миропорядка, частных идеалистических судеб и образов, проступающих сквозь реалии обыденной действительности.

Искусство в силу своих проникновенных возможностей предъявляет Духовную Красоту человеку и через это его совершенствует, в меру соответствия этой Красоте оно имеет свою истинную ценность.

Востребованность, успех произведений искусства определяется сходством мироощущения и культурного уровня художника и общества, их обоюдной способностью пользоваться образным языком Красоты.

Цена произведений искусства также определяется единством взглядов и вкусов общества, но уже преимущественно не с художником, провозвестником Красоты, а с той ограниченной частью публики или государства, которая имеет деньги в количестве, превышающем необходимое для удовлетворения собственных насущных прагматических потребностей, и которая финансирует цивилизационную материальную базу общества, но иногда и поддерживая художника, способствуя развитию культуры. В результате этого активность в предъявлении Красоты постепенно переходит от художника к власти или к людям с деньгами, овладевшими культурными ценностями и материальной основой надматериальных процессов развития или разложения культуры в обществе, руководит этой активностью ограниченное по сравнению с общественным мировоззрение.

Целью педагогики является осуществление непрерывной связи времён, воспитания общественного стремления к преемственному и нравственному развитию народа, передача в сжатые сроки растущему поколению знания и гуманитарного опыта, накопленного человечеством.

Педагогика является искусством решения этой нетривиальной, формально до конца всегда неразрешимой, но насущной и конкретной задачи, а не наукой, самостоятельно добывающей знание. И наоборот: искусство, основанное на духовно и объективно выверенном знании, в своих наиболее чистых и ярких достижениях - наивысшая форма педагогики. Следовательно, в хорошем педагоге непременно должны сочетаться духовный опыт священника, профессионализм учёного и талант художника. Совершенным учителем является Христос.

Образование это процесс освоения культурного наследия и культуры повседневной жизни: основ религиозных и естественнонаучных знаний, осмысленного гуманитарного опыта различных цивилизаций, навыки постановки актуальных задач и достижения благородных патриотических целей, что в своём органичном единстве позволяет перейти к творческой деятельности, постоянно приближая качества личности, поднимающейся по бесконечной вертикали познания, к Образу Божьему, и в реальной жизни успешно противостоя всему, что разрушительно воздействует на этот Образ в людях.

Образование осуществляется по трём взаимопроникающим направлениям:

- воспитание - формирование в лоне национальных обычаев и культуры здоровой нравственной личности с благодатными привычками, благородным характером и этикой дружелюбного поведения;

- обучение - формирование в памяти базовой системы необходимых для жизни знаний, накопленных человечеством, и освоение способов постоянного самостоятельного пополнения этих знаний и навыков их применения, а также способов поддержания и развития нравственного и физического здоровья;

- социализация - формирование устойчивых навыков плодотворной творческой деятельности в реальном обществе, способности находить своё социокультурное предназначение и не уклоняться от него, воли к непрерываемому изнутри и извне личному и коллективному развитию, допустимых защитных реакций в недоброжелательной среде.

Народ это сообщество людей, объединённых одним языком, религиозным культом, историей и действующей практикой культурного развития, что формирует совокупность отличительных признаков для представителей этого народа - национальность. Чаще всего народ имеет достаточно стабильную территорию проживания и внутреннюю этническую близость.

Интеллигенция как социальная группа - это люди, которые помимо воли к индивидуальному самопознанию и совершенствованию собственной личности реализуют в социальной практике стремление к соборной выработке национального самосознания всего народа и оптимизации путей его культурного развития. Национальная интеллигенция - живое распределённое самосознание народа, ожидающее и порождающее гения, который обнаруживает для человечества новые высшие горизонты мира.

Нация это народ или несколько народов, имеющих общее государство, защищающее прагматические интересы этого социального объединения, но не берущее на себя функцию развития общей культуры нации.

Национальное государство это появляющаяся в результате исторически сформированной воли людей система социального управления (государственный строй), действующая на определённой территории, призванная постоянно поддерживать и оптимизировать культурное развитие народа, охранять его и среду его обитания от внутренних и внешних опасностей.

Национальное государство в результате миграции и войн, образования и распада иных государств может быть населено и инородцами. Если они ассимилируются, осваивая базовую культуру, государство сохраняет и развивает свой культурный облик. Если они образуют устойчивые изолированные диаспоры, без совместного развития культур внутри государства, то национальное государство деградирует в нацию. Если нация стремится к бесконфликтному сосуществованию составляющих культур за счёт их совместного развития во главе с центральной культурой государствообразующего народа, формируются предпосылки для преобразования нации в империю. Если диаспоры волевыми усилиями внедряют без адаптации свою культуру в базовое культурное развитие, государство неизбежно распадается или, будучи изнутри захваченным, меняет свою национальную культуру и ведущий этнос.

Империя это государство, объединяющее несколько национальных государств со своими самобытными народными культурами, а возможно, и с разными религиозными культами, образующее на общей территории общую для них цивилизацию во главе с ведущей, дающей государству имя, язык и доминирующую религию, и на этой живой иерархичной более широкой основе обеспечивающее дальнейшее плодотворное бесконфликтное развитие и защиту сотрудничающих между собой религиозных культов и составляющих национальных культур, не теряющих своего национального колорита. При этом носители этих разных национальных культур имеют общую территорию, гражданство и язык, участвуют во главе с государствообразующим народом в творческом преображении единой нации в народ, со своим неизменным культовым ядром и обогащаемой, но единой, национальной культурой, ответственно сохраняемой внутри империи всеми народами от внешнего подавления и, в свою очередь, охраняющей империю от внутреннего разложения.

Органичное единство целей, содержания внутренней жизни и структурной формы имперского государства достигается только при автократии, уподобляющей империю живому организму, всегда имеющему неизменно иерархическое централизованное управление.

Империя, принимающая на себя задание воплощать в реальной жизни идеальные принципы, имеет метаисторию этого процесса, защищает религиозную идею, формирующую вокруг себя культуру, получает в ответ божественную поддержку в защите единого духовного народа, взявшегося за выполнение этой миссии.

Федеративное государство отличается от империи тем, что, так же создавая из готовых государств единое этическое пространство и даже цивилизацию на объединённой территории, не ставит для образуемой нации задачи развития на этой основе единой культуры и, поэтому, ради равноправия входящих в новое государство национальных образований не выделяет ведущего народа, национальной культуры и государственной религии.

Структура государственного управления для федерации является следствием от её изменчивого культурного многообразия, с течением времени может принимать различные формы, от авторитаризма, вырождающегося в тиранию, до демократии, приводящей государство к анархии.

Образование федерации является договором людей, средством организации и защиты их всего только прагматических устремлений, поэтому мистической задачи и поддержки федерация не имеет, она смертна в силу несовершенства человеческой природы и разнохарактерности составляющих культур, часто внутри государства конкурирующих.

Идеология это ограниченное конкретно-целевое мировоззрение, теоретически формирующее и обосновывающее программу, направленную на достижение определённых практических целей группой объединившихся для их воплощения людей - партией, принимающих идеологию в качестве руководства к согласованным программой действиям.

Политика это процесс формирования или реформирования государственного управления на всех уровнях общества, который основан на политической идеологии - анализе внутреннего и международного положения страны, наличного государственного устройства, заявленных целей государственного строительства, форм и алгоритмов управления, которые должны быть реализованы. Исходя из идеологии разрабатывается политическая программа и технологии перехода от имеющегося состояния к желательному для данного государства в заданный период времени.

Действующая власть, имеющая собственную идеологию и наибольшие возможности для приведения в жизнь своей политической программы преобразований, осуществляет текущее формирование, а иногда и структурное реформирование управления.

Частично недовольные государственной политикой лоббистские группы или силы, оппозиционные власти, объединяются в открыто или тайно действующие дисциплинированные политические партии с собственной идеологией, программой и политическим руководством с целью влияния на власть, её частичного подчинения своим интересам в ходе политической борьбы, либо законного получения власти для смены её кадрового состава и реформирования государственного управления, а возможно и насильственного захвата власти с целью замены государственного строя.

КОМЕНТАРИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЯМ

В этой парадигме раскрыта традиционная для христианства причинно-следственная иерархия понятий, проповедуемая Русской Православной Церковью, но общественным сознанием сейчас частично размытая, частично забытая, частично вовсе утраченная. В результате в социальной практике не искажённым не осталось почти ничего, поэтому такое мировоззрение в своём восприятии может иметь некоторые трудности отказа от привычных искажённых стереотипов.

Первым делом надо отметить в этой трактовке не только не враждебность, но и непротиворечивость религии и науки, как двух фундаментальных источников знания человека о мире и самом себе, а также обратного переноса гуманитарных ценностей, признанных ренессансной культурой ядром человеческого знания, в область, хотя и весьма полезного, но всего лишь субъективного опыта, достоверным знанием не являющегося.

Богословие, которое многие богословы называли наукой, здесь названо вероучением, что сделано без искажения его целееполагания и методологии, но для чёткого отделения от общепринятого сейчас словоупотребления, подразумевающего под научной такую деятельность, при которой человек сам, изучая объективный мир, приобретает, проверяет и постоянно совершенствует знания, тогда как богословие занимается интеллектуальным раскрытием и трактовкой знания, уже данного Откровением, не доступного объективной проверке и не подлежащего сомнению и изменению. Таким образом, источники знания, способы его получения и понятийная стабильность в научной, быстро эволюционирующей, и богословской, догматичной, областях имеют принципиально разный характер, что и потребовало терминологического разграничения. Наука подобна карте исследованной человеком малой части большого мира, а религия подобна компасу, указывающему без каких либо ориентиров на карте в каком направлении Источник Жизни. Они в принципе не могут противоречить и только дополняют друг друга, образуя фундамент культурного развития. А вот педагогическая целеустремлённость того и другого знания, помощь человеку в построении жизни, объединяет богословие и науку, что и порождало не вполне строгое терминологическое тождество.

Сама же педагогика здесь определяется как важнейшее из искусств, а отнюдь не как наука, поскольку не расширяет область человеческих знаний, но лишь в сжатой форме излагает его основы. То же, но образным чувственным путём, делает и искусство, в привычном сейчас понимании этого слова; оно облегчает человеку восприятие истинной гармонии мира. В глазах общества авторитет одухотворённого художника, как очевидца высшей красоты, всегда должен быть для людей сильнее тяги к материальным благам, которые им может предложить административная и финансовая власть, стремящаяся к управлению сознанием, в том числе, и через художественный вкус, беря оценку красоты на себя. Возможно это только в культурном обществе, где искусство, как и любая другая деятельность, подчинено в первую очередь духовным категориям. Но если искусство, утратив духовиденье, не способно честно свидетельствовать о животворящей Истине, оно начинает произвольно самовыражаться с акцентом на творческое мироустройство индивидуального, путая его с индивидуальным восприятием мира, и вынуждено изыскивать вовне подтверждения своей истинности, которая заменяется сначала на ценность, потом незаметно подменяется ценой - искусство начинает продаваться, после чего оно уже вынуждено для благополучия, а затем и самовыживания, брать на себя лакейскую роль томной утехи или, в своём искажённом до безобразия виде, буйного кривляющегося развлечения не занятых благодатным делом людей. Истинное служение искусства - педагогическое.

И, наконец, культура понимается как обобщение наивысших духовных и интеллектуальных достижений народа вместе с их творческим воплощением во всех процессах практической жизни. Причём внятно определена невозможность считать культурной любую деятельность, уводящую от главного предназначения человеческого существования - спасения души, через приближение к Богу и уподобления Ему. Эта же цель - приобретение утраченного Образа Божьего - ставится в качестве максималистской задачи образования.

Культура - это отнюдь не сумма искусств, это сублимация всего исторического, нравственно осмысленного субъективного гуманитарного опыта, формирование хозяйственно-эстетической практики применения человеком знаний, полученных при изучении доступного для наблюдения мира, и надэмпирических знаний об истинных принципах мироустройства, источнике его возникновения и цели метаистории, которые дарованы человеку религиозным Откровением. Неразделимый сплав принятой на веру и самостоятельно выработанной этики жизни, философского обобщения и художественного воплощения всех сторон и этапов развития народа и личности, архитектурное конструирование идеального и реального миров, наконец, педагогическая практика передачи этого суммарного наследия последующим поколениям - вот далеко не все составляющие культуры.

Цивилизация здесь подразумевается всегда присутствующей результативной частью творческого культурного развития, поэтому определение цивилизации не имеет часто придаваемого негативного, упаднического оттенка, который появляется лишь при условии подавления творчества традицией. Это подавление и есть та самая проблема фарисейства, когда позитивный, многократно проверенный, опыт, уберегавший от мелких ошибок и крупных революционных скачков, ставший благодатной традицией, возводится искренне в него уверовавшими людьми в абсолют, в букву непререкаемого закона. "Жало же смерти - грех. А сила греха - закон". Это смертельное заблуждение, подмена религиозного знания гуманитарной традицией, и характеризует заключительную цивилизационную фазу в эпохальном жизненном цикле народа с уже формальной верой, отличая её от начальной вдохновенной, преимущественно культурной фазы, когда искренне верующее творчество, постоянно возобновляющее и умножающее жизненные силы, является главным и руководящим принципом общества. Цивилизация, как достигнутая этапная цель творчества, не может быть негативной, но творческий оттенок придавать в принципе не имеющей движения цивилизации невозможно, а это частенько делают, путая творчество с его результатами, и тогда разные определения начинают выражать одно и тоже. Другое дело, что в реальном обществе развитие не прекращается совсем и сразу, - и в цивилизационный период отдельные люди живут творчески, готовя возрождение Феникса, но эти, почти не влияющие на сограждан, одиночки кажутся всем чудаками и даже опасными преступниками, когда законопослушное гедонистическое большинство занято потреблением и увеселением - пир во время чумы.

Такое чёткое, не связанное со временем и числовыми оценками, отличие культуры и цивилизации, как её результативной части, помогает внести простоту и ясность в формулировку целей и методов образования империи, собирающей народы и государства для их коллективной защиты от внешней среды без подавления накопленных национальных культурных традиций, их цивилизационных составляющих, но наоборот, для развития культуры на этой обогащённой цивилизационной основе. Этот же приём упрощает трудно сейчас воспринимаемую и разрешаемую задачу фиксации начального момента в жизнедеятельности империи, зарождения её цивилизационной иерархически выстроенной базы отношений, закладываемой в основание единой нации внутри создаваемой империи, что является по существу общественным договором всех объединяемых народов и государств вокруг государствообразующего народа, дающего этой, теперь возросшей, но вовсе не новой, нации своё имя, со всеми вытекающими отсюда следствиями. В этот начальный соборный момент зарождения империи, или присоединения к ней, ни один из народов не теряет своего культурного лица, но все соглашаются, что образуют не нечто новое на условиях усреднённого равновеличия, а присоединяются под союзническую защиту мощного единого государства к сильнейшему народу и все вместе продолжают поддерживать его главную для страны культуру ради сохранения внутреннего единства самого этого государства.

Тут важна неразрывность в понимании народа, как живого культурного единства людей, и национальности, как совокупности отличительных черт этого народа. Национальность - наименование органичной совокупности минимально-необходимых характеристических признаков, позволяющих различать представителей разных народов. Национальный характер - это обобщение характеров людей, составляющих народ, это, по истокам близкое к национальности, но более широкое понятие, позволяющее прогнозировать поведение народа на основе анализа его предыдущей деятельности. Но важно так же акцентировать существенное отличие другого лингвистически близкого понятия. Нация - это не характеристика, а социальное объединение людей, принявшее форму государства с простейшей функцией защиты только прагматических, но не культурных, интересов; нация - договорное гражданско-государственное объединение, народ - культурное, которое может быть дополнено национально-государственным. Есть качественно возрастающая иерархическая аналогия между терминологическими парами: интеллект - духовность, цивилизация - культура, нация - народ, федерация - национальное государство или империя.

Но при образовании качественно более сложного социокультурного объединения - империи возникает терминологическая, а в реальной жизни иногда - морально-психологическая и даже нравственная трудность: в момент объединения люди разных национальностей образуют единую нацию, причём наименование национальности гражданина может не совпадать с наименованием выросшего по размерам преобразованного национального государства, наследующего национальную атрибутику культуры государствообразующего народа. Но это не отказ от своей культуры, это всего лишь отражает реальное положение, поэтому разночтение не является ошибочным или ложным, оно снимается историческим процессом, допускающим как культурную ассимиляцию, наиболее для усиления государства предпочтительную, так и развитие устойчивых национальных диаспор на основе единой этики общественных отношений при различиях в культуре и даже в религиозных культах. Каждый конкретный гражданин свободен в выборе пути своего культурного развития и национальной принадлежности, со временем различия теряют контраст, потому что более сильная культура представляется не бедой, а благом для людей, её осваивающих, часто более чем удваивающих свой личный культурный потенциал, что служит к общей пользе без нарушения моральной ответственности за культурное наследие предков. Выигрывают люди и доминирующей, и остальных культур, поскольку не происходит подавления, а только взаимоусиление и на личном, и на межнациональном уровнях за счёт культурного взаимообмена. Но для сохранения живой внутренне бесконфликтной органичности государства чёткая культурная доминанта должна быть обязательно.

С учётом вышеизложенных, со временем уходящих, особенностей империя с самого первого момента образования своей нации подобна мононациональному государству и продолжает своё культурное развитие, накапливая, теперь уже совместно всеми народами приобретаемую всё большую долю в суммарном цивилизационном итоге, что увеличивает сплочённость и постепенно образует из нации уже без каких либо терминологических оговорок действительно единый народ со своей для всех родной культурой. История подтверждает, что совместный культурный рост является наилучшим средством от дезинтеграции, и что в чистом виде мононациональных государств практически не встречается - всё это микроимперии, берущие начало на другом масштабном уровне из устройства родовых кланов с примкнувшими к ним преданными семьями.

Из этого следует, что сквозным оптимальным принципом организации жизни любых социальных формаций от семейной до планетарной, является имперский принцип собирания вокруг наиболее сильного персонального центра союзников, объединяемых не вассально-рабской или финансовой зависимостью, а культурой, которая так же образуется вокруг другого центра - идеи, в зрелой форме приобретающей религиозный источник, не связанный с конкретикой решаемых проблем, что придаёт высокий духовный уровень структурно стабильному иерархическому обществу, гарантия поддержания справедливости в котором, заключена в нравственно-подотчётной совести верховного правителя.

Необходимое наличие двух центров - административного и нравственного - при росте масштаба общественного имперского объединения, в свою очередь вызывает необходимость в оформлении государственного устройства через два его важнейших взаимосвязанных и параллельно действующих института:

- иерархической, во главе с Монархом, полновластной авторитарной системы, имеющей источник права в себе самой, управляющей практической жизнью общества;

- иерархической, во главе с Патриархом, полноавторитетной религиозной системы, имеющей источник нравственности в Богоданном Откровении, постоянно поддерживающей духовную жизнь и нравственность в обществе.

При таком подходе нельзя признать империями многие, и даже большинство, захватнических колониальных систем, без какой либо доброй воли и нравственных ограничений присоединявших либо удерживавших военной силой более слабые в техническом развитии народы; причём как в Европе, так и на других континентах дело доходило до полного истребления аборигенов, поскольку нужна была территория, а не совместное культурное развитие. Этих псевдоимперий уже нет.

Федерация, за счёт частичного разделения государственных полномочий между этносами, стимулирует внутренние культурные контрасты, что всегда чревато самораспадом, она существенно, качественно уступает империи во внутренней творческой силе и скорости экономического развития, слабее на международной арене, хотя и подобна устрашающему многоголовому дракону. Федерация, не связывающая своё административное деление с этнокультурными особенностями, преодолевает эту слабость, становится нацией в чистом виде. Так американская нация, а под этим все понимают только США, оказалась, в том числе и по этой причине, сильней Канады, по всей предыстории очень близкой, но сохранившей вольнолюбивый франкоязычный Квебек. Однако исключение культуротворчества из государственных задач превращает живое государство в бездушную психологизированную машину, сохраняющую культуру только в качестве финансово регулируемого театра музейных форм, в качестве зрелища и утехи. Но и хлеб необходим, - внешняя сила государственной администрации оборачивается духовным вакуумом и душевным бессилием граждан, которых, чтобы они этого подольше не замечали, приходится всё интенсивней откармливать…

Федеральное устройство государства отказавшегося, вследствие занятости серьёзными военными и экономическими делами, от культурного строительства, характерно для цивилизационного этапа общественных отношений, когда религиозная компонента становится формальной, вымывается из общественного нетворческого мировоззрения, всё подчинено потребительской практической пользе, идеализм не находит себе применения, в нравственности нет у общества потребности, да и некогда во всё это вникать, нужна только этика, чтоб не подраться, но и она вырождается в этикет с искусственными улыбками, но вот ему то придаётся значение первостепенное, законодательное, особенно у вершин власти, потому что это последняя грань, за которой хаос. В такой обстановке духовный центр нравственного влияния не удерживается в структуре государственной власти, теряющей имперские и принимающей произвольные федеральные формы, иерархия распадается, сувереном делается любой князёк, а затем наступает абсурдное "царство личностей", защищаемых правами человека. Церковь в федеральном государстве отделена от него, не очень то нужна и простым гражданам, а не погружённая в их повседневные дела, не занятая взращиванием души в человеке, истощается и сама, потому что вера без творческих дел - мертва…

Но весь этот процесс вторичен, лишь поверхностная корка кажущейся зависимости событий друг от друга, - всё не кончается духовным падением общества, а начинается с души каждого отдельного человека, настоящие, руководящие всем этим события происходят в более высоком мире индивидуально. Поэтому испускающий дух народ на любой стадии способен воскреснуть через пробуждение совести и укрепление веры у всё большего числа людей, соборно спасающих свои души. А утрата веры частью граждан, лишающихся внутренней нравственной опоры, может быть выправлена здоровым обществом, которое примером, моральным давлением или просто силой может привести хотя бы к нормальной этике любого человека, а дальше лечит время и нравственная среда. Но если духовность утрачена на вершине иерархической имперской власти, если Монарх выходит из-под духовной власти Патриарха и своей совести, то уже не находится силы закона, способной остановить лавинообразное нравственное разложение общества. Поэтому в Русской Православной Церкви Монарх состоит в духовной иерархии, но не первым лицом, а в качестве внешнего епископа Церкви, и Посвящение на царство не является человеческой клятвой народу, но сакральным таинством и обещанием Богу хранить по совести людей и страну. Совесть Монарха равнозначна совести всего народа, а если они, к несчастью, оказываются не равновеликими, то одна из них может восстановить другую. В истории Российской Империи есть примеры и того, и другого успешного служения. Но оба они возможны только на предварительно возделанной, культурной почве.

Остальные определения, хотя и полезно было бы прокомментировать, но их восприятие проще, а для заявленной темы статьи это достижением не станет.

Источник в интернете:

Русская линия http://www.rusk.ru/st.php?idar=104357

Михаил Егоров
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты