Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот Российской Империи   >  Броненосцы Российской Империи


Бронепалубный крейсер "Новик"

11 октября 2007, 58

В соответствии с программой «Для нужд Дальнего Востока», принятой в 1898 году, МТК разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося как для разведочной службы при эскадре, так и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

постройка Шихау, Эльбинг, Германия
заложен осень 99/29.2.00
спущен 2.08.00
укомплектован 1901
водоизмещение 3.000/3.080 т
размерения 106/109,9/110,5х12,2х5,0 м
механизмы 3 вала ВТР, 12 котлов Шульца-Торникрофта; 17.800=25 уз. / 19.000=25,6 уз.
уголь 400/500 т
дальность 3.500 миль на 10 узлах
броня палуба (ник. сталь) 37-51 (скосы), гласис МО 70, рубка (круп) 30, щиты орудий 25 мм
вооружение 6-120/45, 6-47/43, 2-37/23, 2 пул, 5 надв. ТА 381 мм
экипаж 12/316 чел

Самый быстроходный крейсер мира, но высокая скорость была достигнута за счет ослабления конструкций корпуса. По его проекту было построено еще 2 русских крейсера. Послужил прототипом и для большой серии так называемых "скаутов" в английском и некоторых других флотах.

Наиболее активный корабль эскадры, принявший участие во всех операциях. После боя 28 июля (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (о. Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами 7.08.1904 (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

В соответствии с программой «Для нужд Дальнего Востока», принятой в 1898 году, МТК разработал техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося как для разведочной службы при эскадре, так и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.

Контракт на постройку такого крейсера, получившего название “Новик”, был подписан с германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.

Водоизмещение нормальное 3080 (по проекту 3000), полное — 3180 т. Длина между перпендикулярами 106, наибольшая 111, по ватерлинии 110,1 м, максимальная ширина 12,2 м, осадка 5 м (на испытаниях 4,7 м). Толщина броневой палубы (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы — 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — 30 мм (крупповская цементированная броня). Энергетическая установка: три вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью 17800 л. с. (проектная - 17000 л.с.) и двенадцать водотрубных котлов системы Шихау. Винтов - три. Скорость хода на испытаниях 25,1 уз. Запас угля нормальный — 400 т, полный — 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль. (Проектная — 5000 миль).

Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ (45 калибров), шесть 47-мм Гочкиса (43 калибра) и два 37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), два 7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и четыре бортовых 381-мм минных (торпедных) аппарата. Боевая рубка защищалась 30-мм броневыми плитами. Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.18 мая 1902 года, после завершения приемосдаточных испытаний, “Новик” прибыл в Россию.

14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик” находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.

В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”. Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.

После боя 28.07/10.08 1904 г. (3 надводные пробоины, 2 убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (о. Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.

На основе журнала «Гангут», и материалов некоторых сайтов.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты