Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Ярмарки и промышленные выставки


Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII - начало XX века)

11 октября 2007, 208

В России в XIV – XIX вв. насчитывалось 18,5 тыс. ярмарок. Больше всего их было на Украине, в Вологодской, Пермской и Самарской губерниях.

(Вологодский государственный технический университет. – Т. 1. - Вологда, 2000. - С. 171 – 175.)

В России в XIV – XIX вв. насчитывалось 18,5 тыс. ярмарок [1, с. 24]. Больше всего их было на Украине, в Вологодской, Пермской и Самарской губерниях.

Главную роль в торговле играли крупные, оптовые ярмарки. Каждая из ни представляла собой целый коммерческий комплекс со своими конторами, помещениями для бытовых служб, торговыми рядами. Помимо своего прямого назначена) они выполняли и другие функции, являясь центрами спроса и предложения, регуляторами цен, источниками коммерческой информации, выставками товарных образцов.

Торговые люди старались перевозить свои товары в места, наиболее безопасны и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами в XV - XVII вв. были монастыри, городские посады и большие села. В XVI х. значительна часть внутренней торговли России находилась в руках монастырей, главные ярмарки здесь приурочивались к религиозным праздникам. Некоторым монастырям (Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский) правительство предоставляло разные торговые льготы и привилегии: беспошлинная оптовая торговля хлебом, скотом, маслом, рыбой солью. Благодаря этому монастыри продавали свои товары дешевле, чем купцы. К тому же богатые монастыри играли роль кредитных учреждений, ссужая торговце деньгами, брали при этом меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекал на ярмарки и купцов, и покупателей. Руководили монастырской торговлей доверенные старцы из монахов, торговлю вели монастырские слуга и посредники. Доход с ярмарки монастыри с разрешения правительства оставляли «на церковное строение, ладан свечи». Иногда монастыри отдавали ярмарку на откуп своим крестьянам.

Сельские ярмарки (торжище), главным назначением которых было удовлетворение первичных товарных потребностей населения между ярмарками, были необходимыми звеньями в непрерывной цепи ярмарочной торговли в той или иной местности. Сельские торжища открывались по ходатайству крестьян и с разрешения правительственных учреждений и проходили под надзором чиновников и целовальников, имеющих уставную грамоту, которая определяла порядок торга и сбор пошлин, взимавшихся с товаров в пользу казны. На базарах и розничных ярмарках господствовали многочисленные скупщики и перекупщики, крестьяне продавали продукты и покупали необходимые им изделия не по той цене, которая устанавливалась на рывке, а по навязываемой им перекупщиками и, тем самым, лишались весьма значительной части своих доходов.

В XVII в. многие областные центры торговли становились в один ряд. с крупными торжищами, превращались в узловые центры всероссийской торговли. Среди них – Вологодская, Великоустюгская, Соль-Вычегодская. Многие ярмарки были непосредственно связаны друг с другом, здесь продавался товар из самых разных мест страны. В то же время была и специализированная торговля. Вологодская, Великоустюгская ярмарки являлись центрами торговля хлебом, солью, кожей, пушниной, железными изделиями на Севере торговали в Устюжне.

Среди крупных ярмарок ХУШ - XIX вв. Вологодчины выделялись Крещенская (Вологда), куда кроме местных съезжались купцы Московской, Новгородской, Петербургской, Ярославской и других губерний, Прокопьевская (Великий Устюг), Благовещенская (Тотьма), Ввведенская (Грязовец), Сергиевская (Череповец), Успенская (Кириллов). Наиболее оживленными торги были зимой, т. к. летом провоз товара стоил по крайней мере вчетверо дороже зимнего. Ярмарка в Володе проводилась ежегодно в январе, к этому времени сюда прибывали товары с осенней Архангельской ярмарки, а с юга привозили товары, предназначавшиеся для вывоза в другие регионы страны в за границу через Архангельск. Таким образом, Вологда, помимо прочего, являлась транзитным пунктом при перевозке товаров. И в ХК в. ярмарка, как правило, начиналась в январе, а заканчивалась в начале февраля. Местные торговцы пополняли свои склады привозными товарами по крайней мере на полгода, то есть до Нижегородской ярмарки. Большой торговый оборот давала торговля шелковыми, шерстяными, бумажными тканями, галантерейными товарами, металлическими изделиями. На ярмарку 1839 г. было привезено товаров на 804,8 тыс.руб., продано на 265,2 тыс. Большим спросом (в связи с малым объемом завоза) пользовался мыльный товар и посуда из дерева [2, с. 90].

Стационарная торговля, быстро развивающаяся в промышленных районах и крупных городах, и расширение сети железных дорог упростили отношения между производителями и потребителями и устранили потребность в промежуточном звене средних ярмарках. Поэтому в первые годы XX в. оптово-розничные ярмарки либо полностью прекратили свою торговую деятельность, либо в подавляющем большинстве превратились в мелкие, розничные, сократились объемы продаж, ассортимент товаров, количество приезжающих купцов.

В зависимости от оборота ярмарки делились на три категории: облагаемые налогом, частично облагаемые и не подлежащие обложению (с оборота до 10 тыс.руб.). Наиболее крупные – Вологодская и Великоустюгская в 1904 г. имели оборот 200-250 тыс.руб. Оборот Введенской ярмарки (Грязовецкий уезд) – от 20 до 100 тыс.

Помимо строившихся специально для ярмарочной торговли уличных рядов, где купцы могли демонстрировать и продавать образцы товаров, в Вологде функционировал ярмарочный дом, деятельность которого регламентировалась и контролировалась честными органами власти. Наличие специального ярмарочного дома свидетельствовало о том, какое большое внимание власти придавали ярмаркам. Для работы ярмарок создавались специальные фонды, значительную часть которых составляли ярмарочные сборы, часть налогов со стационарных торговых заведений, билеты на право торговли, цена которых колебалась в зависимости от принадлежности владельца к тому или иному разряду торговцев.

Кроме того, ярмарка в России во все времена выполняла важные социально-культурные функции как средство общения люден, их развлечений. Ярмарка – это не только торговые ларьки и павильоны, но и увеселительные и зрелищные мероприятия.

Источник в интернете:

http://www.booksite.ru/trade/main/market/2.htm

Т.А. Лебединская, Ю.П. Морозов
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты