Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Ярмарки и промышленные выставки


Ах, этой ярмарки краски!..

11 октября 2007, 50

Ярмарки – апофеоз коммерции! Ведь не случайно же на Западе необходимейшим элементом всего строя коммерческой жизни были именно они, ярмарки.

Россия, с ее громадными пространствами, на которых производилось и добывалось сырье, насыщавшее не только внутренний, но и мировой рынок, с ее слаборазвитой, особенно на окраинах – главных сырьедобывающих районах – сетью железных дорог, долго сохраняла традиционный уклад своей торговой и промышленной жизни. И главной ее чертой были, конечно же, ярмарки.

Только ярмарки могли дать необходимый импульс экономике России, где большинство населения составляли крестьяне, производство оставалось, в основном, мелкокустарным, а торговля была специализирована слабо. Именно ярмарки давали мелкому производителю – будь то кустарь или сельский хозяин – право и возможность заключения самостоятельных сделок, свободного выбора партнера, избавляя его от экономически разорительной зависимости от скупщика и торговца, являющихся чаще всего одним и тем же лицом.

Ярмарки – апофеоз коммерции! Ведь не случайно же на Западе необходимейшим элементом всего строя коммерческой жизни были именно они, ярмарки: в Англии – Бристольская, Инзетерская, Инсвичская, Ноттингенская, Лондонская; во Франции – Сен-Жерменская, Лионская, Реймсская, Бокерская; в Германии – Франкфуртская-на-Майне, Франкфуртская-на-Одере, Лейпцигская; в Венгрии – Пештская и Дебречинская; в Италии – Синигалийская... Но все они (за исключением Лейпцигской) постепенно, вместе с ростом уровня жизни населения этих стран, приведшим к замене натурального хозяйства денежным, к развитию капиталистических отношений, к совершенствованию транспорта и резкому скачку технического прогресса, обрели новую форму: они преобразовались в коммерческие структуры в виде аукционов и расчетных палат. В России происходили аналогичные процессы, но тем не менее в национальном общественно-бытовом сознании ярмарки не утратили своего значения, оставаясь даже в конце XIX века важной составляющей российского торгово-промышленного комплекса. Особенно значимыми были Нижегородская и Ирбитская ярмарки, обслуживавшие не только торговлю всей страны, но и влиявшие на мировой рынок.

Здесь можно было встретить и купца-миллионера, торговавшего в нескольких губерниях, и мелкого коммерсанта, имевшего оборот в 20 – 30 тысяч рублей, причем каждый из них был, как правило, одновременно и покупателем, и продавцом. Только здесь торговцы всех рангов имели возможность без лишней траты времени заключить сделки и по закупке, и по сбыту товаров, так как здесь собирались продавцы и покупатели со всей России!

В изданной в 1911 году книге В. И. Денисова, посвященной российским ярмаркам, автор, в частности, приводит следующие данные Центрального статистического комитета:

«Общий размер ярмарочных оборотов по привозу и продаже товаров определяется в один миллиард рублей на 16000 ярмарок, что составляет, в среднем на одного жителя, до восьми рублей, а на одну ярмарку – до 63 тысяч. Преобладающее большинство их (около 87 процентов) составляют ярмарки чисто сельскохозяйственные или торжки, на которых крестьяне продают свои запасы и, в обмен, покупают необходимые продукты; около 12 процентов приходится на ярмарки средних размеров (с оборотом по продаже товаров от 10 до 100 тысяч рублей), стоящие между розничной и оптовой торговлей; и лишь немного более 1 процента падает на ярмарки, имеющие характер временных оптовых торговых центров (от 100 тысяч рублей до 1 миллиона и более)».

Как уже говорилось, мелких ярмарок с каждым годом становилось все больше, потому что, во-первых, сеть розничной и мелочной торговли росла медленнее оптовой, а во-вторых, крестьяне на таких ярмарках сбывали свои продукты и покупали необходимые без всяких посредников; в-третьих, если торжище продолжалось менее двух недель, торговцы освобождались от обложения налогом. При большей продолжительности ярмарки с них взимали от 10 до 100 рублей сбора, в зависимости от характера торга и его длительности.

Ярмарки и базарные дни:

Где когда бывают и что продается

Месяцеслов «Народной беседы» на 1866 год. – СПб, 1866. – с. 136-137, 143-144.

Вологда. 1: с 6 янв. Товары панские, суровские, железо, металлическия изделия, галантерейные товары, фарфор и фаянс. Базары по понед., сред. и пятн. Хлеб, лен, холст, щепной товар, лесныя изделия, пушной товар, рыба и дичь.

Вельск. 1: с 18 по 25 янв. соленая рыба, мясо и свежия сельди; 2 торжка: с 9 по 12 июня и с 1 по 4 сент., конская сбруя. Базары по воскр., съестные припасы незначительны.

Грязовец. 3: с 15 по 25 янв., с 27 по 30 июня и с 23 по 28 нояб., сало, лен, пряжа, холст, крупитчатая мука, кожи, конская сбруя, лошади и фабричныя изделия. Базары по понед., а с 29 июля по 23 октября по воскр.

Кадников. 2: с 9 по 15 декабр. и с 17 по 21 нояб. незначительныя, сукна, шелковыя и бумажныя материи, бакалейный товар, лошади, рогатый скот, масло, хлеб, лен и разн. крестьянск. изделия.

Никольск. 2: с 1 по 15 мая и с 15 нояб. по 8 декабр. иногородцы не съезжаются. Базары по понед., крестьянския изделия, незначительны.

Сольвычегодск. 3: с 7 по 14 марта, с 7 по 10 июля и с 20 по 27 ноябр. Первыя две незначит. хлеб, коровье масло и железныя изделия, а 3-я важнее: сукно, лен, щетина, ко-жи, мелкая рухлядь и съестные припасы. Базары по понед.

Тотьма. 2: с 10 по 29 февраля и с 24 марта по 1 апр., красные товары и съестные припасы. Базары по четв. и воскр., сельския произведения, незначительны.

Устюг Великий. 2: с 1 по 10 июля и с 5 по 10 декабря. Базары по четв. и воскр., незначительны.

Устьсысольск. 1: с 16 нояб по 2 декабр., пушной товар, дичь, чай, сахар, галантерейные, бумажные и шелковые товары. Базары по воскрес., хлеб и съестные припасы.

Яренск. 2: с 18 по 28 янв. и с 15 по 22 июня, бакалейный и красный товары. Базары по воскр., незначительны.

Красноборск. 4: с 28 ноябр. по 4 декабр., с 22 по 27 сентябр., с 15 по 23 марта и с 9-й пятн. по пасхе 4 дня; Торжков 2: с 5 по 10 янв. и с 19 по 22 июля, бумажный и шерстяной товары, пушной товар, рогожи, скот и лошади.

Лальск. 1: с 13 по 23 янв.; Торжка 3: с 20 по 25 марта, после пасхи девятовоскресенский 3 дня и с 1 по 6 декабр., лен, сало и пушной товар. Базары по воскр., съестные припасы.

Верховажский посад. 1: с 12 по 22 марта, шелковые, бумажные и шерстяные товары.

Белозерск. 3: с 10 по 15 марта, с 5 по 10 авг. и с 20 по 25 дек., незначительны. Базары зимою по понед., летом по воскр.

Кириллов. 3: 9 июня, 15 авг. и 21 ноября по 3 дня.

Устюжна. 1: с 15 дек. по 6 янв., красный товар и фаянсовая посуда, незначительна. Торг 8 сент., фрукты и овощи. Базары по суббот.

Череповец. 2: с 24 по 26 июля и с 25 по 27 ноябр., крестьянския произв. и суровские и колониальные товары. Базары по пятн., сельския произв. и выделанныя кожи.

Вытегра. 3: с 1 по 15 окт., с 25 дек. по 6 янв. и с 2 по 14 февр., чай, мясо, масло, сало, товары: красный, железный, шорный, сапожный и суровский.

Источник в интернете:

http://www.booksite.ru/trade/main/market/4.htm

Калугин Валерий
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты