Главная  >  Общество   >  Основы общественного устройства   >  Социальные институты


Открытие библиотеки при Староникитской церкви в Туле – первой публичной библиотеки в провинциальной России (1778 г.)

11 октября 2007, 28

День 1 мая 1778 г. был необычным для туляков. В тот памятный день в Туле была открыта первая в русской провинции публичная библиотека.

День 1 мая 1778 г. был необычным для туляков. И хотя мало кто знал о важных событиях, произошедших тогда, события эти предопределили многое в жизни горожан, в развитии культурной жизни города, да и всей губернии. В тот памятный день в Туле была открыта первая в русской провинции публичная библиотека [1].

Само понятие «публичная библиотека» было незнакомо людям конца XVIII в. С 1714 г. существовала, правда, библиотека Академии наук, но по-настоящему общедоступной она не была. Публичные библиотеки были организованы позже, уже в XIX.: в Петербурге – в 1814 г., в Москве – в 1862 г., а в провинции царское правительство занялось организацией публичных библиотек только в 1830 г. Частные библиотеки, конечно, существовали, но они были личной собственностью, и их владельцы предоставляли свои книги лишь ограниченному кругу знакомых. Грамотные же люди появились среди купцов, ремесленников, оружейников и даже крестьян. Некоторые из них не только умели читать и писать, но и покупали книги. Однако печатная продукция была очень дорога, и только хорошо обеспеченные люди имели возможность собирать собственные библиотеки. Удовлетворять растущую потребность населения в чтении могли только публичные библиотеки, где любой желающий получал бы интересующие его издания.

Майский 1778 г. номер журнала «Санктпетербургский вестник» поместил на своих страницах письмо неизвестного корреспондента из Тулы, в котором говорилось о торжественном открытии в губернском городе богадельни для инвалидов при Староникитской церкви в Никитском переулке (теперь пер. Свердлова, церковь сохранилась, но требует реставрации). Богадельня создавалась для инвалидов, отличившихся на службе отечеству. Надзирателем был назначен священник Староникитской церкви отец Гавриил. Он передал в дар богадельне собственное книжное собрание, состоявшее из 400 разных «полезных» книг. Отец Гавриил не только настоял на том, чтобы любой желающий, кто бы он ни был, за небольшую плату мог получать эти книги для прочтения, но также выразил желание построить на собственные средства отдельное каменное помещение для библиотеки. Приказ общественного призрения, организовавший богадельню, выделил со своей стороны для библиотеки 150 «нравоучительных» книг. Так в Туле при Староникитской церкви была создана первая публичная библиотека.

Об основателе библиотеке отце Гаврииле – Гаврииле Ивановиче Павлове (1734-ок. 1802) – сохранилось немногочисленные сведения. Первое упоминание о Павлове относится к 1767 г., в это время он служил дьяконом в Староникитской церкви. Затем стал иереем, а в 1784 г. был произведен в протоиереи той же церкви. Образования он, видимо, не получил. Однако среди массы полуграмотных священников Г.И. Павлов выделялся умом и любовь к чтению и, по словам церковного начальства, «упражняясь прилежно в чтении божественных писаний, хорошее в оном имел уразумение». Но церковное начальство было не слишком довольно им. Вместо слов «поведения хорошего», которыми характеризовалось большинство священников епархии, про Г.И. Павлова в одном из отчетов об образе жизни и поведении священнослужителей было неодобрительно сказано: «предприимчив и своеволен», - весьма красноречивая характеристика для человека, основавшего первую в провинции публичную библиотеку. В некоторых документах Г.И. Павлов именуется по отчеству «Гавриил сын Иванов», «Гавриил Иванов» или просто «Иванов», что было вполне обычно в XVIII в. [2].

А.Т. Болотов часто бывавший в Туле в эти годы и хорошо знавший Г.И. Павлова, на страницах своих воспоминаний оставил нам короткое, но характерное замечание о нем: «Подошел никитский протопоп Гаврила. Рад я ему, и ну говорить с ним о всякой всячине. Мужик умный, и разговоры пошли у нас с ним такие, что ну-поди, и о чем, о чем мы с ним ни говорили: и о книгах, и о политике, о обо всем и обо всем» [3].

В течение своей жизни Г.И Павлов собрал у себя значительную домашнюю библиотеку. В «Тульских епархиальных ведомостях» за 1862 г. был опубликован перечень некоторых книг духовного содержания из собрания Г.И. Павлова, выявленных по его владельческим надписям [4]. Среди 400 «полезных» книг, подаренных Г.И. Павловым публичной библиотеке, была рукопись конца XVIII в. «Утешение духовное, или о следовании Иисусу Христу», перевод с французского. Вероятно, это был список с труда Фомы Кемпийского, изданного позже в сборнике «Избранная библиотека для христианского чтения», ч. 1-4 (М., 1784) под названием «Фомы Кемпийского о подражании Иисусу Христу четыре книги». Кроме этой, Павлов был обладателем еще двух рукописей XVIII в.: «Катехизис по Лютеранскому учению» и «Истинное благочестивое доказательство о истинной православной Греко-Российской церкви на неистинствующих и затемненных разными толками расколщиков ко святой соборной и Апостольской католической Греко-Российской церкви, сочинено бывшим прежде раскольником, ныне же сыном православной церкви С.К.И.И.С.». Из старопечатных изданий Г.И. Павлов имел сборник переводов Арсения Грека «Анфологион» (М., 1660) и книгу Дм. Ростовского «Руно орошенное» (тип. Черниговского монастыря, 1696). Священник Г. Панов, сообщающий о книжном собрании Павлова, перечисляет некоторые духовные книги XVIII.: «1) Книга «поручений Св. Кирилла Иерусалимского». М., 1773. 2) «Слова Макария В.». Спб., 1775, книга купленная бывшим ее владельцем в Спб. книжной лавке Св. Синода за 25 к. 3) «Отличие неправды раскольнической». М., 1745. 4) другой такой же экземпляр, положенный в библиотеку при жизни владельца. 5) «Увет духовный». М., 1753. 6) Пять томов «Об истинном Христианстве» соч. Иоанна Арнта. 7) «Глас веры» соч. Каракчюли. М., 1786. 8) «Истинный Христианин» соч. Бельгарда. Спб., 1762. 9) И.А. Гофмана «О спокойствии души». Спб., 1762. 10) «Христианин пришелец земной». М., 1772. 11) «О служении и чиноположении православной церкви». Спб., 1792. 12) «Св. История В. и Н. Завета» пер. Писарева. Спб., 1768 и проч.». Вполне естественно, что «Епархиальные ведомости» приводят сведения лишь о церковных книгах Павлова. Остается только догадываться, что могло содержаться под многозначительным словом «проч.» Трудно предположить, что человек, организовавший публичную библиотеку, интересовавшийся политикой и «всякой всячиной», имел в своем собрании только церковные книги. Известно, например, что Павлов был подписчиком издаваемого Н. Новиковым журнала «Утренний свет» [5]. После смерти Г.И. Павлова все книги из его личного собрания перешли в библиотеку Староникитской церкви.

Современники отмечали, что Павлов «дружество имеет и хлеб-соль водит» с другим священником Староникитской церкви – Иоанном Петровым (Иваном Петровичем Заведеевым, 1742-ок. 1793. В делах духовной консистории иногда встречается и другое написание фамилии этого священника – Зеведеев) [6]. Человек ученый, окончивший духовную семинарию и в ней преподававший. Заведеев, видимо, участвовал вместе с Павловым в создании публичной библиотеки. Во всяком случае в день открытия библиотеки Заведеев сделал ее будущим читателям дар, роскошный даже по тем временам. Он подарил библиотеке рукописное пергаменное Евангелие XV в., очень ценное само по себе и имеющее к тому же интересную историю. Как Евангелие попало в руки И.П. Заведеева, нам не известно, но до него оно было собственностью иерусалимского патриарха Хрисанфа, который в 1714 г. подарил рукопись новой греческой школе в итальянском городе Павии, о чем оставил надпись на полях книги. Вообще эта рукопись сохранила множество надписей на своих листах: во-первых, надпись писца, не только указавшего дату написания книги – 1422 г., но и место ее создания – Обитель святого Онуфрия на Сергиеве горе» в юго-западной Руси; далее многочисленные записи на молдавском и греческом языках XVI-XVII вв.; надпись патриарха и, наконец, самая интересная для нас запись И.П. Заведеева: «Сию книгу, глаголемое святое Евангелие, подал в открытую всенародно при Тульской Староникитской церкви библиотеку тоя же церкви Иерей Иоанн Петров сын Заведеев 1778 г. Маия 1 дня при губернаторе Матвее Васильевиче Муромцове». Обратим внимание на слова: «… открытую всенародно… библиотеку… 1778 г….» Это рукописное Евангелие XV в. хранится сейчас в Тульском краеведческом музее [7].

Как сообщал «Санктпетербургский вестник» (1778, Ч. 1. Май), тульские события 1 мая 1778 г. «имели торжественный вид», даже сам наместник сказал речь. Правда, речь, скорее всего, была по поводу облагодетельствования 12 инвалидов, помещавшихся в богадельню, а не по поводу открытия публичной библиотеки. Местные власти благосклонно отнеслись к инициативе Г.И. Павлова, но на этом их участие в судьбе библиотеки закончилось, так как никаких упоминаний ни в архиве наместнического правления, ни в делах консистории о библиотеке обнаружить не удалось несмотря на самые тщательные поиски. Власти не интересовались библиотекой в конце XVIII в. и совершенно забыли о ней к середине следующего столетия. Откликаясь на сообщения о тульской библиотеке 1778 г. в «Северной пчеле» 1884 г. (№ 58) и «Московских ведомостях» 1858 г. (№ 68), тульские чиновники писали, что «следов, где оная библиотека осталась или в какие руки перешла, до сего времени не отыскано» [8].

По-видимому, библиотека в конце XVIII в. перестав быть публичной, превратилась в обычную церковную библиотеку. Об этом говорит тот факт, что Евангелие XV в., подаренное когда-то публичной библиотеке, поступило в Тульский областной краеведческий музей из Староникитской церкви при ее ликвидации в первые годы Советской власти.

Пока ничего больше не известно о судьбе первой публичной библиотеки в русской провинции. Совершенно забыто и имя ее создателя – Гавриила Ивановича Павлова. Но сам факт открытия публичной библиотеки в Туле оказал огромное влияние на дальнейшее развитие культуры Тульского края и ее распространение в среде простого народа.

Глаголева О.Е. Тульская книжная старина: очерки культурной жизни XVIII-первой половины XIX вв. - Тула, 1992.- С.31-35

Текст публикуется с согласия автора

Примечания

1. См. также: Глаголева, О.Е. Публичные библиотеки в Тульской губернии в конце XVIII - первой половине XIX вв. / О.Е. Глаголева // Книга в России XVII - начала XIX вв.: Проблемы создания и распространения.- Л., 1989.- С. 61-66.

2. ГАТО, ф. 678, оп. 1, д. 247; оп. 2, д. 156; ф. 3, оп.1/1, д. 524.

3. Болотов, А.Т. Жизнь и приключения... / А.Т. Болотов.- Т. 4.- С. 885.

4. Панов, Г. Библиотека Тульской Староникитской церкви; он же. Обзор старопечатных книг Староникитской церкви до 1700 года / Г. Панов // Тульские Епархиальные ведомости.- Т. 1.- Тула, 1862.- С. 20-210, 243-253, 411-423, 605-612.

5. Утренний свет.- 1780.- Ч. IX.- С. 4

6. ГАТО, ф. 678, оп. 3, д. 178.

7. Подробнее см.: Глаголева, О.Е. Рукописные книги Тульского областного краеведческого музея / О.Е. Глаголева // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: Материалы Всесоюзной конференции.- Л., 1981.- С. 197-199.

8. ГАТО, ф. 738, оп. 1, д. 4.

Источник в интернете:

http://tounb.tula.net/Tula/DEFAULT.HTM

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты