Главная  >  Общество   >  Социальные миграции


Мигранты из СНГ

11 октября 2007, 31

Возросшие масштабы миграции населения и связанные с ней серьезные последствия выдвигают ее в число актуальных проблем России.

Возросшие масштабы миграции населения и связанные с ней серьезные последствия выдвигают ее в число актуальных проблем России. Современные миграционные процессы в нашей стране уже давно вошли в число «горячих тем», серьезно заботящих и правительство, и тем более рядовых граждан. В наше время именно проблема миграции как никакая другая тесно сближает Россию со странами Западной Европы. В связи с этим опыт западных стран в области миграции, их тернистый путь проб и ошибок может стать весьма полезным для России и способствовать формированию и проведению обдуманной и правильной миграционной политики, направленной на защиту национальных интересов.

На сегодняшний день ввиду значительного сокращения численности населения РФ (согласно прогнозам Госкомстата численность населения страны может упасть к 2026 году до отметки в 125 млн. человек при сохранении нынешних тенденций) приоритетом иммиграционной политики в 2007 году должно стать привлечение в Россию наших соотечественников из-за рубежа. В данный момент за пределами РФ проживает 29 млн. соотечественников, из которых 26 млн.- этнические русские, и ни для кого не является секретом, что большинство из них мечтает о том, чтобы как можно быстрее переселиться в Россию. На это как раз и будет направлена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года.

Суть программы заключается в том, что соотечественникам, принявшим решение о переезде на постоянное место жительство в Россию, предоставляются государственные гарантии, включающие в себя компенсацию расходов на переезд, на оформление документов и получение единовременного пособия на обустройство и выплаты ежемесячного пособия на каждого неработающего члена семьи участника Государственной программы. В каждом из 12 субъектов РФ (Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Амурская, Иркутская, Новосибирская, Тюменская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская и Калининградская области), где будет реализовываться Государственная программа, разрабатываются региональные программы переселения.

Как показывает исторический опыт, Россия не единственная страна, которая претворяет в жизнь столь грандиозный проект. Еще в 80-е годы XX столетия во времена правления ХДС/ХСС правительство Г. Коля активно проводило политику по переселению этнических немцев в Германию. А начало этому было положено Конрадом Аденауэром, который провозгласил в свое время ФРГ родиной всех немцев и тем самым положил начало соответствующей иммиграционной политике. В послевоенное время немецкие переселенцы охотно принимались в ФРГ по так называемому «выгодному» статусу «вынужденных переселенцев», получали солидные пособия и одноразовые компенсации за «преследование» по национальному признаку». А в годы идеологического противостояния эта категория иммигрантов имела хорошую славу - порядочны, быстро интегрируются, принадлежат к немецкой культуре. Ситуация стала быстро меняться к концу 1980-х годов, когда после распада СССР в ФРГ хлынул массовый поток так называемых «советских» немцев из Казахстана, Киргизии и других среднеазиатских государств, которые настолько были непохожи на немцев, что жители ФРГ до сих пор считают их чужеземцами. На политико-правовом уровне попытки ограничить въезд «этнических переселенцев» наталкивались на ожесточенное сопротивление блока ХСС/ХДС, который считает немецких переселенцев самыми верными своими избирателями. С конца 80-х годов этнические переселенцы стали существенной составляющей иммиграционного потока в Германии. Стоит отметить, что этот процесс продолжается и по сей день и, по мнению большинства экспертов, имеет как позитивные, так и негативные аспекты, связанные в первую очередь с проблемой интеграции и адаптации переселенцев на новой родине, приобщению к немецкому языку, немецкой культуре, образу жизни и т. д. Опыт переселения этнических немцев на протяжении XX века в ФРГ мог бы послужить хорошим примером в области реализации политики по переселению соотечественников из-за рубежа.

Переселение соотечественников в Россию стратегически важно для страны. Однако наряду с выгодами оно таит в себе определенные трудности. Очевидно, что соотечественники, если это действительно будут этнические русские, являющиеся носителями русской культуры, языка, православной веры, традиций и обычаев, в значительной мере будут способствовать улучшению демографической ситуации в стране, внесут огромный вклад в увеличение трудовых ресурсов и рост ВВП, окажут помощь в обустройстве российских территорий. Но, с другой стороны, для успешной интеграции переселенцев необходимо создать благоприятные условия, заключающиеся в предоставлении добротного жилья, оплачиваемой работы, доступа к образованию наравне с коренным населением, право на бесплатное медицинское обслуживание. В противном случае правительство может столкнуться с серьезными проблемами на пути осуществления намеченной программы и вспышками недовольства со стороны переселенцев. А на сегодняшний день ситуация такова, что большинство регионов просто не готовы к осуществлению этой программы: отсутствует необходимая инфраструктура, не созданы рабочие места, нет четкости в механизме финансирования программ по переселению и представления о том, как будет происходить взаимодействие коренного населения с прибывшими из-за рубежа соотечественниками.

По-прежнему остаются нерешенными вопросы об основных критериях отбора кандидатов на переселение: будет ли это этноконфессиональный, профессиональный, возрастной или какой-то другой критерий - никому неизвестно. В республиках, в которых будет происходить набор соотечественников, предполагается создание филиалов Федеральной миграционной службы. Однако по-прежнему остается неясным, кем будет выноситься окончательное решение о приеме или отказе в приезде тому или иному человеку в Россию. Кроме того, в ряде государств, откуда должны приезжать соотечественники, существуют проблемы с самим допуском российских миграционных служб для проведения работы с населением. До сих пор нет четкого представления, кто и как будет осуществлять рекрутинг мигрантов на местах, и каков будет их статус.

Наравне с Государственной программой по привлечению соотечественников из-за рубежа итогом многочисленных усилий, предпринятых со стороны депутатов, сенаторов и чиновников из различных государственных структур стала выработка новых правил для мигрантов, вступивших в силу 15 января 2007 года. Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» устанавливается уведомительный порядок постановки на миграционный учет. Отныне работодатель, нанимающий иностранного гражданина на работу, обязан в десятидневный срок уведомить о прибытии мигранта в территориальные органы Федеральной миграционной службы. Со своей стороны мигрант обязуется в течение месяца представить в органы ФМС требуемые документы: паспорт, миграционную карту и заявление, после чего ему либо выдается разрешение на работу сроком на 1 год с возможностью дальнейшего продления, либо он получает отказ. Данное нововведение предусматривает жесткие штрафные санкции для работодателя, нарушившего правила приема мигранта на работу в размере от 250 тыс. до 800 тыс. рублей. Упрощение учетных процедур вкупе с механизмами миграционного учета, объединенных в государственную систему, позволит получать актуальную информацию о специфике миграционных процессов, а также осуществлять эффективный контроль за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства. Кроме того, новый порядок миграционного учета создает систему, которая снимет излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых особо нуждается наша страна. Этим процессам в значительной степени призван способствовать федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ». Данные изменения направлены на оказание превентивного воздействия на работодателей, использующих труд иностранных работников в нарушение правил. А также установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан.

Одновременно с процессом легализации трудовых мигрантов, облегчением порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу в силу вступают правила, ограничивающие занятость иностранных граждан в торговле. Согласно правительственному постановлению, с 15 января 2007 года количество иностранных работников, занятых в сфере розничной торговли на рынках и в палатках не должно превышать 40%, а с 1 апреля 2007 года этот документ полностью запрещает иностранцам вести розничную торговлю. Принятые меры направлены в первую очередь на борьбу с засильем полукриминальных группировок и защиту прав отечественного производителя.

По мнению заместителя Председателя Правительства России Александра Жукова, изменения в сфере регулирования внешней трудовой миграции направлены на то, чтобы максимально легализовать эту сферу жизни общества. «Новые правила создают возможности для улучшения ситуации и наведения порядка на всех видах рынков», - подчеркнул он. Вице-премьер заверяет, что эти нововведения никоим образом не будут сопровождаться ростом цен на товары первой необходимости, возникновением дефицита товаров и необоснованным закрытием рынков.

Для сравнения: во Франции, например, в настоящее время также существует целый ряд ограничений для иммигрантов, который выражается в том, что на определенные виды работ и должности берут исключительно коренных французов - носителей французского языка и культуры. А в общественном секторе действует правило «национального предпочтения», которое распространяется на 5,2 млн. рабочих мест. Германия в этом отношении не является исключением. В стране действует негласный принцип преференций в приеме соискателей на многие виды работ. Так, например, работодатели во многих случаях предпочитают коренных немцев - носителей немецкого языка и культуры пришлому населению, несмотря даже на то, что зачастую иммигранты более трудолюбивы, соглашаются работать за меньшие деньги, не требуют отпусков, больничных и отгулов.

Как показывает мировой опыт, к числу самых сложных задач, связанных с миграцией, относятся вопросы взаимодействия мигрантов с местным населением. Большинство мигрантов, приезжающих в Россию, являются носителями других культур, ценностей и религиозных верований, которые они активно стремятся перенести на российскую почву. Это выражается в том, что все чаще иммигранты говорят на родном языке, соблюдают традиции и праздники, распространенные на их родине, чем вызывают раздражение у коренного населения, а это, в свою очередь, ведет к неизбежным вспышкам ксенофобии и расизма. Поэтому в целях недопущения развития и без того напряженных отношений правительству следует учитывать интересы обеих сторон, ни в коем случае не ущемляя прав и свобод коренного населения России и не забывая как о позитивных, так и негативных аспектах миграционных процессов для нашего государства.

www.gazetanv.ru

Евгения Кольченко
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты