Главная  >  Общество   >  Народы России   >  Исчезнувшие народы


Сарматы

23 октября 2007, 178

В конце IV - начале III вв. до н.э. жизнь замирает на большинстве среднедонских городищ, прекращают использоваться курганные некрополи. Исследователи связывают это обстоятельство с продвижением в донскую степь и лесостепь нового этноса - сарматов.

В конце IV - начале III вв. до н.э. жизнь замирает на большинстве среднедонских городищ, прекращают использоваться курганные некрополи. Исследователи связывают это обстоятельство с продвижением в донскую степь и лесостепь нового этноса - сарматов. Часть среднедонских жителей, видимо, погибла, а уцелевшее население ушло на север, в глубинные районы Верхнего Дона и Воронежа.

В III-II вв. до н.э. начинается активное проникновение сарматов с основной территории их обитания в Урало-Донских степях на запад за Танаис, принципиально изменившее этно-политическую и культурную ситуацию на юге Восточной Европы. Его конечным результатом было образование Европейской Сарматии. Сарматская эпоха II в. до н.э.- III в н.э. характеризовалась значительным повышением температуры воздуха и понижением влажности, что привело к появлению обширных остепненных пространств в лесостепи. Следствием этих климатических изменений явилось проникновение на Средний и Верхний Дон различных групп кочевников-сарматов. Ни в одну эпоху курганные могильники в Подонье не распространялись так далеко на север, как в сарматское время. С I в. н.э. сарматские курганы появляются в низовьях р. Воронеж, а во II в.- в глубинных лесостепных районах Липецкой и Тульской областей. На территории Среднего и Верхнего Подонья в лесостепной зоне известно более 30 погребальных памятников, содержащих около 200 погребений.

Анализ сарматских памятников позволил расчленить их на три хронологические группы, отражающие основные этапы освоения сарматами Донской лесостепи : I этап - II-I вв. до н.э.; II этап - I-начало II вв.н.э.; III этап-II - III н.э. По особенностям погребального обряда и инвентаря в лесостепном Подонье выделены три локальные района памятников сарматского времени:

1. Среднедонской район включает памятники, непосредственно граничащие со степью. Здесь имеются погребения всех хронологических групп. Поселения практически отсутствуют;

2. Воронежский район объединяет памятники центральной части Донской лесостепи в нижнем течении р. Воронеж. Они принадлежат второй и третьей хронологической группам. Кроме курганных могильников здесь выявлена серия городищ и поселений со слоями сарматского времени;

3. Верхнедонской район расположен в основном в подзоне северной лесостепи. Включает могильники только третьей хронологической группы. Здесь также известны городища и поселения I-III вв.н.э.

Наиболее изученным является I Чертовицкий могильник, расположенный на высоком мысу правого берега р. Воронеж в 1 км к северу от с. Чертовицкое Рамонского района Воронежской области. В могильнике насчитывается 54 насыпи, расположенные компактно. Они имеют округлую форму диаметром 5-10 м при высоте 0,2-0,5 м. Под каждой насыпью находилось по одному погребению, совершенному в грунтовых прямоугольных ямах глубиной от 0,8 до 2 м. Погребенных хоронили вытянуто на спине, головой преимущественно на юго-восток. Мужские захоронения сопровождали мечи с кольцевым навершием, длинные мечи, остатки колчанных наборов из 30-60 наконечников стрел, наконечники копий, кинжалы, удила, пряжки. Женские захоронения отличались богатством и разнообразием инвентаря. В них найдены лепные и круговые сероглиняные сосуды, курильницы, зеркала, фибулы, бусы. Своим богатством выделялось женское погребение в кургане 5/40. В нем найден богатый набор бус, в том числе 32 фигурные пронизки из египетского фаянса в виде скарабеев, львов, лягушек, амфорок, головы младенца Гора, а также мозаичные бусины с изображением женского лица. У головы погребенной лежали золотые фигурные серьги с подвесками. Из мужских погребений интересно захоронение воина в кургане 6/11 с длинным железным мечем, рукоять которого украшала подвеска-амулет из гагата, покрытая загадочными сарматскими знаками. I Чертовцкий могильник датируется I- началом II вв. н.э.

Особенностью инвентаря сарматских погребений является наличие в них вещей, изготовленных за тысячи километров от территории Подонья. В качестве примера приведем захоронение в курганном могильнике у с. Третьяки Борисоглебского района Воронежской области. В женском погребении кургана 16 в большой квадратной могиле найден бронзовый сарматский котел, китайское зеркало эпохи Хань, римский бронзовый ковш, краснолаковый античный кувшин, деревянный сосуд с золотой обивкой венчика, золотые нашивные бляшки и другие вещи.

Состав тризн и напутственной пищи указывает на преимуществено коневодческий характер их скотоводства. Возможно, что сарматы центральных районов донской лесостепи были известны Клавдию Птолемею под названием "сарматы-гиппофаги" (конееды).

В своем труде "География" он приводит следующее описание Сарматии выше сближения рек Танаиса (Дона) и Ра (Волги): "Сарматию занимают в местностях, прилегающих к неизвестной земле сарматы-гипербореи, ниже их - сарматы царские, народ модоки и сарматы-конееды, а ниже их - закаты, свардены и асеи, затем вдоль северного поворота реки Танаиса - многочисленный народ периербиды…" (Птолемей Клавдий. V, 3,16). Этноним гипофаги (конееды) как нельзя лучше подходит к сарматам лесостепного Подонья. Его могли дать дать лесостепным коневодам их южные соседи, полностью не отделившие себя от откочевавших в донскую лесостепь сородичей, поскольку и те другие были сарматами.

Особенности культуры лесостепных сарматов обуславливались их контактами с местным населением. Проникновение кочевников вглубь Подонья инициировало строительство лесостепным населением больших городищ, намного превосходящих укрепления скифской эпохи. Примером может служить III Чертовицкое городище на р. Воронеж. Но мощные укрепления не обезопасили жизнь потомков носителей среднедонской культуры скифского времени. Не позже середины I н.э. рядом с городищем появляется сарматский I Чертовицкий могильник. Есть свидетельства пребывания сарматов на III Чертовицком городище, где обнаружены наземные постройки округлой форы с сарматскими материалами (фибула "Авцисса" , ребристая курильница, кувшин-двуручник с процарапанной сарматской тамгой).

В позднесарматскую эпоху продолжались периодические инфильтрации групп кочевников вглубь лесостепи. В результате тесных контактов сарматов с автохтонным населением на Верхнем Дону начало формироваться новое этно-политическое образование, ярко представленное материалами Ново-Никольского могильника на севере Липецкой области. Для него характерно явление слитности пришлой сарматской и местной культур. По преимуществу сарматским был погребальный инвентарь. Вместе с тем отсутствуют или очень слабо представлены некоторые специфические черты позднесарматского комплекса (курильницы, зеркала, мел), при наличии ряда признаков, не характерных для сарматов (биритуализм, внутримогильные деревянные конструкции). Последние находят аналогии в среднедонской культуре скифского времени.

К середине III в. н.э. могильники лесостепных скотоводов оказались заброшенными. Возможно, это было обусловлено климатическими изменениями: заканчивается сухой период, усиливается влажность, расширяется площадь лесов. В III-IV вв. на территории Курской и Белгородской областей распространяются памятники черняховской и киевской культур. Элементы этих культур выделяются на ряде поселений и городищ III - V вв. на Верхнем Дону. Дальнейшие исследования позволят конкретизировать этническую принадлежность населения, оставившего эти памятники.

www.lib.vsu.ru

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты