Главная  >  Наука   >  Современное российское образование и наука


Как в рамках национального проекта планируется развивать «инновационное образование»?

08 января 2008, 37

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

Что такое инновационное образование?

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Какой вуз можно считать инновационным?

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

• разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

• проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

• использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Как скажется реализация первоочередных мер на фундаментальности российского образования?

Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фундаментальной естественно-научной и математической подготовки, поэтому в инновационных вузах внимание к дисциплинам естественно-научного цикла будет только усилено.

Неоднократно подчеркивалась необходимость существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Что подразумевается под инновационной инфраструктурой? Идет ли речь о специальных подразделениях в вузе или о создании самостоятельных структур?

Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает следующее:

• разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;

• развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;

• реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;

• создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица.

В чем заключается государственная поддержка инновационного образования?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы, победителями которого стали 17 вузов. Они получили право на государственную поддержку в 2006 и 2007 годах. Общий бюджет конкурса составил 10 млрд руб.

В 2007 году бюджет второго конкурса инновационных вузов был удвоен, а его победителями стали 40 высших учебных заведений, которые в течение 2007–2008 годов получат в общей сложности 20 млрд руб.

Таким образом, в рамках данного направления государственную поддержку получат 57 высших учебных заведений, а ее общий объем за 2006–2008 годы составит 30 млрд руб.

Порядок конкурсного отбора вузов утвержден Министерством образования и науки РФ.

По каким критериям отбираются вузы-победители?

Таких критериев два.

Во-первых, оценивается качество и результативность представленной инновационной образовательной программы.

Реализация инновационной программы вуза должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Ресурсы, привлекаемые к реализации такой программы, должны соответствовать масштабу заявленных ею задач. Предполагаемые результаты реализации программы должны быть обоснованными и устойчивыми. Кроме того, оцениваются эффективность организационной и финансовой поддержки программы внешними партнерами вуза и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.

Во-вторых, оценивается существующий инновационный потенциал самого вуза.

Существующее состояние инновационного потенциала вуза определяется по следующим показателям в динамике за три последних года:

• эффективность научной и инновационной деятельности;

• состояние подготовки кадров;

• интеллектуальный потенциал вуза;

• обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Как выглядит заявка на участие в конкурсе?

Единая форма заявки утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации. Заявки на участие в конкурсе принимает Федеральное агентство по образованию. Правила оформления заявок подробно описаны в объявлениях Министерства образования и науки РФ о начале конкурсов 2006 и 2007 годов.

Каков механизм конкурсного отбора вузов?

Согласно утвержденному Министерством образования и науки РФ порядку отбор победителей производится в два этапа.

На первом этапе заявки рассматривает независимая экспертная комиссия, сформированная Федеральным агентством по образованию. Экспертная комиссия:

• определяет соответствие заявок, поступивших от вузов, установленным требованиям и формирует предложения по составу участников конкурса;

• проводит экспертизу заявок с привлечением сторонних экспертов;

• оценивает достоверность данных, представленных вузами-участниками;

• в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения у Федерального агентства по образованию (Рособразование), Федерального агентства по науке и инновациям (Роснауки), Федеральной службы надзора в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также у федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения;

• назначает дополнительную экспертизу в случае существенного расхождения экспертных оценок;

• оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса и предварительных результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.

На втором этапе отбор осуществляет конкурсная комиссия, созданная Министерством образования и науки РФ. Конкурсная комиссия:

• рассматривает результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией;

• при необходимости запрашивает дополнительные сведения у экспертной комиссии, Рособразования, Роснауки, Рособрнадзора, а также у федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения;

• в случае несогласия с результатами экспертизы может направлять заявки в экспертную комиссию для дополнительного изучения;

• утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса и результатах экспертизы;

• оформляет итоговый протокол о победителях конкурса и объемах средств их государственной поддержки.

Конкурсная комиссия также вправе подготовить предложения об изменении объемов финансирования в размере до 5% от запрошенного вузом в заявке. При этом вузу предлагается скорректировать объемы работ в рамках инновационной образовательной программы.

Число участников экспертной и конкурсной комиссии нечетное и не может составлять менее девяти человек. Членами комиссий не могут быть лица, так или иначе заинтересованные в результатах конкурса.

Могут ли учебные заведения тратить средства, выделенные на внедрение инновационных программ, на текущее финансирование?

Нет, эти средства целевым образом направляются на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных аудиторий.

«Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике»

РЦ
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты