Главная  >  Наука   >  История   >  История Древней Греции


Крито-Микенская, или эгейская цивилизация

29 декабря 2015, 389

Крито-Микенская цивилизация бронзового века существовала во 2 тыс. до н. э. в бассейне Эгейского моря и на юге Балканского полуострова.

Непосредственно предшествовала античной греческой цивилизации 1 тыс. до н. э., повлияла на её становление.

Эта средиземноморская культура стала изучаться лишь после раскопок в Микенах (Арголида, Пелопоннесский п-ов, 1876) и в Кноссе на о. Крит (начиная с 1900 г.). Ей дали название крито-микенской, или минойской (по имени легендарного царя Миноса). Современное состояние научных знаний пока не позволяет воссоздать полную картину развития минойской культуры.

На рубеже 3—2 тыс. до н. э. на Крите возникли первые государства. Они приобрели форму дворцовых царств: административными и религиозными центрами были дворцы (Кносский дворец и др.) — колоссальные комплексы с десятками и сотнями помещений. По государственному устройству критские царства, возможно, были теократиями: царь являлся одновременно верховным жрецом.

С 17—16 вв. до н. э. весь Крит стал единым государством со столицей в Кноссе. Наступил высший расцвет критской цивилизации. Крит владычествовал над Эгейским морем. Высокого уровня достигла культура. Существовала слоговая письменность (линейное письмо А). Выдающихся успехов достигли архитектура, скульптура и особенно фресковая живопись.

В 15 в. до н. э. критская цивилизация неожиданно прекратила существование. Согласно наиболее вероятной гипотезе, главную роль в этом сыграла природная катастрофа — извержение гигантского вулкана на о. Фера. На Крит, ослабленный землетрясением, мощной взрывной волной, колоссальными цунами и выпадением вулканического пепла, вторглись ахейцы и подчинили местное население. После упадка критской цивилизации главные очаги культуры переместились в материковую Грецию.

Начался 2-й этап крито-микенской цивилизации — микенская (ахейская) цивилизация. Она сложилась в результате прихода на Балканский п-ов с севера 1-й волны греческих племён (рубеж 3—2 тыс. до н. э.), ведущую роль среди которых играла племенная группа ахейцев. В 10 в. до н. э. в Греции начался экономический и культурный подъём. Сложились государства, принявшие форму дворцовых царств: Микены, Тиринф, Пилос и др.

В период расцвета микенская цивилизация охватывала большую часть территории Балканской Греции и многие острова Эгейского моря. Греки плавали по всему Средиземному морю, поддерживали контакты с крупными центрами древневосточной цивилизации (с державой хеттов на востоке Малой Азии и др.). Пиком ахейской экспансии стала Троянская война (13 или 12 в. до н. э.).

Ахейские царства имели разветвлённый бюрократический аппарат, положение рядовых крестьян и ремесленников было зависимым. Высокого уровня достигла культура Микенской Греции. На основе критской письменности была создана письменность на греческом языке (линейное письмо Б).

Образцы мастерства ахейских зодчих и инженеров — дворцы в греческих городах (2 тыс. до н. э.) с мощной системой укреплений. Были развиты фресковая живопись, торевтика (рельефная обработка художественных изделий из металла) и др.

К концу 12 в. до н. э. микенская цивилизация пришла в упадок. Её крушение принято связывать с вторжением дорийцев, разрушивших микенские царства. Однако скорее следует говорить о комплексе причин разного характера: массовые передвижения народов в Восточном Средиземноморье, конфликты между микенскими государствами, приведшие к их истощению, внутренняя непрочность дворцовых царств.

-----------

В XVI-XIII вв. до н.э. континентальная Греция переживала период расцвета. Здесь главенствовали ахейцы. По названию одного из их наиболее важных городских центров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской, которая явилась лишь завершением минойской культуры в целом. Примерно с 1600 г. до н.э. Микены развивались под сильным влиянием Крита.

Знание и социальная организация Период экономического подъема и усиления Крита отмечен строительством первых ("старых") дворцов. Они служили экономическими, политическими и религиозными центрами областей с поселениями городского и деревенского типа. От этих центров пролегали торговые пути в Египет, Западное Средиземноморье, на сирийское, в континентальную Грецию, где критяне обрели значительное влияние. "Старые" дворцы Крита были разрушены около 1700 г. до н.э. После катастрофы критяне на прежних фундаментах построили более пышные дворцы. Наивысшего расцвета Крит достиг в XVI в. до н.э. На островах были созданы торговые базы. Но уже в конце века Крит утратил свое экономическое и политическое влияние из-за извержения вулкана на о. Фера (современный Санторин) в 160 км от Крита, которое привело к массовому бедствию на самом Kрите. К середине XV в. до н.э. Крит оказался под властью пришельцев из континентальной Греции - ахейцев Окончательный закат Крита датируется примерно 1400 г. до н.э. Именно тогда сгорел последний из больших дворцов.

Крито-Микенская письменность

Глиняные таблички из Кносского дворца свидетельствуют о существовании на Крите в глубокой древности двух разработанных в разное время систем письменности. Более древнюю письменность, восходящую к концу III тыс. до н.э., назвали линейным письмом А, а другую, датируемую примерно XV в. до н.э., - линейным письмом Б. Линейное письмо А не поддается дешифровке. Шрифт линии В был расшифрован в 1952 г. англичанином М. Вентрисом и датирован 1450 г. до н.э. Мисенианской династии правителей Кносса. Язык с новыми правилами был старой формой греческого языка мисенианского диалекта, являвшегося разговорным и письменным во дворцах Микен, Теринфа, Пилоса. Линия В на табличках представлена в различных вариантах. Каждый отдельный знак и номер на идеограмме что-то означал.

Крито-микенская мифология

О религии Крита можно узнать из произведений изобразительного искусства. Местами отправления культовых обрядов были пещеры (в Камаресе), святилища в рощах и на холмах и дворцы. Божества изображались зачастую в облике женщины. Искусство Микен также воспроизводило культовые обряды, подчас с критской символикой. Микенская религия была самостоятельной.

Микенская архитектура имела подчеркнуто фортификационный характер. Moнументальная скульптура не получила развития у минойцев. Для микенского искусства более характерны сцены войны и охоты.

Ювелирное мастерство, в том числе резьба по драгоценным и полудрагоценным камням (глиптика), а также художественная обработка металлов (торевтика) на Крите, а затем в Микенах достигли своего совершенства. Под их влиянием был выработан "микенский" стиль. Анализ изделий говорит о том, что на Крите были известны такие технологические приемы, как пайка, инкрустация, тонкое литье, чеканка, специальные увеличительные линзы.

Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по мнению учёных, мог жить легендарный царь Минос. Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий — примерно с 1900 до 1450 г. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление.

С этим дворцом связана легенда о Минотавре. Она гласит, что жена царя Миноса Пасифая полюбила быка и от него родила чудовище — получеловека полубыка Минотавра. Он был так страшен, что царь построил специальный лабиринт, где спрятал ужасного сына Пасифаи. Минотавр питался людьми, и критяне приносили ему в жертву пленников. В это время Афины находились под властью цивилизации Крита. Однажды на остров вместе с партией пленников прибыл афинский царевич Тесей. Он сумел убить Минотавра и выбраться из лабиринта с помощью путеводной нити, которую дала герою полюбившая его дочь Миноса — Ариадна.

Учёные считают, что миф о Минотавре был навеян реальными событиями. Огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта. А критский культ быка лёг в основу истории о чудовище, которому приносились человеческие жертвы. Высказано предположение, что во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы. Перед нами ритуальный танец с маской. Тот факт, что царь на Крите символизировал быка, которого приносили в жертву Земле для вечного возрождения жизни, говорит о сложности и даже драматичности положения правителя острова. У древнегреческих авторов найдено выражение «девятилетний Минос», это не означает, что царём был ребёнок. Учёные расшифровывают его так: Минос имел право занимать трон только восемь лет. Каждый девятый год он направлялся в священную Диктейскую пещеру, где, согласно мифу, родился Зевс, и беседовал там с отцом богов, возобновляя силу и получая от него законы.

Экономика Микен

Хозяйство на Крите было централизованным и эффективным. Дворец являлся и хозяйственным центром, и резиденцией правителя. Крестьяне и ремесленники были обязаны сдавать во дворец часть своей продукции, а уже здесь принималось решение о вознаграждении, перераспределении и торговле. Обмен товарами облегчала сеть дорог. Экспортировали масло, зерно, предметы декоративно-прикладного искусства, керамику. Ввозились золото, серебро, медь, олово, слоновая кость. О всех торговых операциях в каждом дворце вели записи.

Было высоко развито строительство и архитектура на Крите, найдены отдельные элементы системы водоснабжения и канализации. Парадные залы, жилые комнаты, коридоры, лестницы и т.д. образовывали сложнейшую систему. Те же принципы планировки сохранили и "новые" дворцы, возведенные на руинах "старых" в XVII-XVI вв. до н.э.

В Микенах дворцы (также как и на Крите) являлись центрами власти, ремесла и искусства. Первоначально основу микенской экономики составляли зерновое земледелие и животноводство. Лишь позже главенство приобрела торговля, к 1400 г. до н.э. став основным источником доходов. Микены экспортировали продукцию сельского хозяйства, оружие, посуду, произведения искусства. Расширение торговли способствовало развитию ремесел.

Абсолютный монарх возглавлял микенскую общественную пирамиду. Он же был верховным главнокомандующим, крупнейшим землевладельцем и наиболее влиятельным купцом. Из представителей аристократии монарх назначал послов, высших чиновников и военачальников. Крупные землевладельцы распоряжались сельскохозяйственными угодьями. К низшему слою общества относились рабы и различные категории несвободных граждан. Наиболее широкий слой населения составляли свободные крестьяне, ремесленники и поденщики.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты