Главная  >  Наука   >  Современное российское образование и наука


От перестановки премьеров образование меняется

04 мая 2018, 14

Дебаты о перестановках на уровне вице-премьеров в последние дни весьма активно ведутся вокруг Дворковича, Голиковой и Голодец. И, естественно – о тени Кудрина, нависшей над всем высшим госаппаратом. Какие последствия это может иметь для науки и образования?

Разорванность сферы деятельности Минобрнауки РФ между двумя вице-премьерами (наука – Дворкович, образование – Голодец) в контексте оптимизации системы управления и заявлений президента о равной необходимости как вузовской, так и академической науки, ведет к разделению министерства. Это назревшая необходимость.

Высшее образование неминуемо уходит вслед за наукой, а не за школой, поскольку оба научных сектора – вузовский и академический – приблизительно равны по силам. Отсюда вытекает необходимость интеграции, а не дальнейшей сегрегации. Это выводит высшую школу (как часть образования) из традиционного «социального» пакета, что вполне соотносится с госполитикой последних лет в этой области. Поэтому высшее образование уйдет в сторону от Голодец (или Голиковой, как ее вероятной сменщицы) к вице-премьеру, курирующему науку.

Усиление позиций Васильевой от прихода Голиковой в свете кандидатуры Шмелевой возможно только до уровня замминистра, вероятно, с руководством некоей подведомственной структурой. Шансы Васильевой удержать кресло министра просвещения остаются разве что в случае маловероятного отказа Шмелевой от обеих должностей – и министра, и «социального» вице-премьера – и одновременного прихода Голиковой именно на пост курирующего образование вице-премьера (если ее приход вообще реально усиливает позиции Васильевой и не случится на любой другой «необразовательный» вице-премьерский пост). Это все в совокупности маловероятно.

Наука, технологии, инновации, цифровая экономика – это голубые фишки в перераспределении полномочий между вице-премьерами (и помощниками президента) в контексте научно-технологического рывка. Вероятно также выделение отдельного вице-премьера по прорыву (сочетающего большую часть или все перечисленные зоны ответственности) либо соответствующего профильного помощника президента. Здесь мы в первую очередь имеем в виду господина Белоусова. Данный расклад в формате Администрации будет означать уход Фурсенко, разделение управления по научно-образовательной политике и передачу науки в ведение «прорывного» помощника.

Несмотря на явный интерес к вопросам цифровой экономики и образования, Кудрин все эти вещи рассматривает исключительно с экономической точки зрения. Отсюда весьма маловероятно, что Кудрин займет один из постов, впрямую включающий в себя научно-технологические, инновационные, цифровые или образовательные вопросы, поскольку это достаточно далеко от реальной экономики и реформ, которыми ему хотелось бы заниматься.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты