Главная  >  Общество   >  Народы России   >  Русская нация


Русская народная кукла как механизм культурной традиции

28 октября 2020, 37

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, воспитать чувство принадлежности к родной культуре.

Поэтому главной задачей этнохудожественного образования мы видим обогащение детей знаниями о народной культуре, в частности о народной кукле, формирование этнического самосознания.

Для того чтобы разобраться с определением, что такое кукла, можно обратиться к словарю С. И. Ожегова. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом):

куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран

тени или силуэты). Третье — фигура, воспроизводящая человека в полный рост10.

Куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги, игровые. У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Их выполняли по всем наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей и обряды личные, тайные, без присутствия посторонних

людей. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом(11).

В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. Например, в южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде. Кукол-русалок, которые, по народному верованию,

способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в «гроб», с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь. Одним из самых распространенных был обряд Кувада. Его совершали при родах для того, чтобы оградить новорожденного от посягательств нечистого духа. Куклы Кувадки играли при этом очень важную роль. Лихоманки — их делали сразу несколько штук (от 12 до 100). Названия куклам давали соответствующие: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея и др. Эти куклы вешали за печкой, каждая из них приманивала ту нечисть, по имени которой ее назвали. Поэтому Лихоманок старались сделать побольше. 15 января каждого года оберег сжигали и делали новых Лихоманок.

В других случаях куклой могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции — обрядовую и обереговую. Например, обрядовая кукла Неразлучники — символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая — никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу в знак их близости, единства и взаимности. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные веревочки или маленьких куколок. Кубышка — Травница — была сделана из мешочка с лекарственными травами. Играя с такой куклой, дети избавлялись от болезней

и хворей. Крупеничка, или Зернушка, была ответственна за достаток в доме, сохранность собранного урожая, приумножение богатства. Ее делали из мешочка с зерном, которое на будущий год использовали для посева. Крупеничку наши предки относили в амбар, чтобы весь урожай был под ее неусыпным надзором. Также куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю

христианских праздников.

Куклы-обереги занимали самое почетное место в доме и пользовались уважительным отношением всех членов семьи. Существовало несколько разновидностей подобных оберегов для младенцев, которые, помимо исполнения охранных функций, служили также игрушкой для малыша. Нередко эти куклы передавались по наследству из поколения в поколение, потому что их ценили как семейные реликвии. Славянские куклы-обереги защищали от порчи, сглаза и всяких напастей, заботились о здоровье членов семьи и обеспечивали благополучие в доме.

Видов кукол у древних славян было великое множество, буквально на все возможные жизненные ситуации:

1. Кукла Крупеничка — тоже отличная хранительница семейного быта. Она также заботится о достатке и сытости.

2. Кукла Кубышка (Травница) — сохраняет хорошую энергетику в доме и у проживающих в нем людей, очищает помещение от различного негатива.

3. Кукла Десятиручка — помощница хозяйкам в работе по дому.

4. Кукла Толстушка — предназначалась для женщин, которые не могли забеременеть.

5. Кукла Подорожница — заботилась о благополучии тех, кто находился в дальней дороге12.

Основное предназначение игровой куклы — это отвлечь ребенка в то время,

когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети — и девочки,

и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие

мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец, или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой

на деревянной палочке. Такие куклы можно было крутить в руках, держа за палочку, — так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол-хороводниц, а для мальчишек — бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку. Простейшая фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная на талии, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера. Выбрасывать таких кукол считалось грешным делом, поэтому их бережно складывали в сундук.

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали много о культурных традициях и обычаях своего народа.

В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого дети собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом — на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывалась даже свадьба со всеми ее этапами, при этом строго соблюдалась последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные этим играм дети. Дети до 6–7 лет носили рубахи — и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же.

Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу: пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию. У девочек в этот период начиналось активно обучение семейной жизни: как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и т. д. Все эти вопросы усваивались с помощью русской национальной игровой куклы13.

Тряпичная кукла, сделанная своими руками, участвовала в играх не только простых деревенских детей, они были и в семьях купцов, священнослужителей и даже русских правителей. Княжеские, боярские и царские дети — они лишь обычные малыши, которым, как и всем, нужны любовь, ласка, внимание и, конечно же, игры. А кукла у русского народа — первая игрушка. Традиционная русская кукла в знатных семьях изготавливалась из дорогих тканей, украшалась драгоценными камнями и различными аксессуарами. Кукольные игры у царских детей были по своему смыслу те же самые, что и у деревенских ребятишек, только у одних обыгрывались королевские мероприятия, а у других — жизнь простых людей.

Многие куклы изготавливались специально для того, что бы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них и что будет происходить с ними. Самый яркий пример — куклы-перевертыши. Их называют по-разному, но наиболее популярным является название «Девка-Баба». С одной стороны — румяная веселая нарядная молодуха, но, перевернув ее, мы видим скромную

женщину, уставшую от повседневных забот.

В 80-х годах образцы кукол в национальных костюмах разрабатывали художники и модельеры ВНИИ игрушки. Тиражировались куклы на фабрике игрушек №1 в Загорске (ныне Сергиев Посад). Художники использовали только самые яркие элементы народного костюма. Куклы в национальных костюмах выполняли разные роли — это игрушки, украшения, а также экспонаты многих союзных и международных выставок, где они представляли многонациональную советскую культуру14.

Известны куклы фабрики «Дунаев» — российский терракотовый и фарфоровый завод (деревня Митино, Хотьково, Московская губерния, 1876–1937).

Более всего завод прославился майоликой в стиле модерн, куклами и кукольными головками, модели которых разрабатывались совместно с Н. Бартрамом или были скопированы у «Симон и Халбиг». Работники артели изготавливали фарфоровые

головки даже для европейских шитых кукол. Копии ничуть не уступали оригиналам. Дунаевским изделиям присуждено 14 медалей (среди них 5 золотых) на выставках в России и за рубежом.

В 1880-х годах появились маленькие, 30-сантиметровые куклы с фарфоровыми головами в народных костюмах разных губерний, они создавались как коллекционные, чтобы показать богатство национальных костюмов народов России.

13 Флерина Е. А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. — М., 2003.

14 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.colors.life/post/1153000.

ГУСЬКОВА Алёна Евгеньевна 15

Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 году эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке, стали экспортироваться за границу как сувениры. Позже в целях удешевления фарфоровые головки иностранного производства были заменены на отечественные фарфоровые кукольные головы, а в начале 1900-х — на терракотовые, достаточно хрупкие. В 1900 году ассортимент насчитывал 144 вида кукол. Большая коллекция кукол в национальной одежде и лаптях из кусочков кожи хранится в Музее прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Оформление и одежда куклы являются неотъемлемой частью ее образа, влияющей на формирование эстетического вкуса детей. Одетые в различные костюмы куклы позволяли разнообразить игру детей, обогатить ее. Поэтому особое место среди кукол продолжали занимать те, что знакомили детей с разными профессиями и национальностями.

Крупнейший промышленник А. Т. Мамонтов занимался изготовлением кукол — именно на его фабриках была выпущена известная коллекция кукол в этнических костюмах российских губерний. Кукольные головки Дунаевской фабрики из терракоты отправляли в

Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова для сборки, а с 1891 года (после закрытия мастерской) — в Сергиев Посад, где развивалось кустарное производство кукольных тел.

С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика «Журавлёвъ и Кочешковъ»), который выпускал фарфоровых кукол. Они были очень дорогими, их берегли и передавали из поколения в поколение. Кукол одевали в роскошные ткани, кружево, шерсть, обязательно шили кожаную обувь. После 1917 года старинных русских фарфоровых кукол сохранилось крайне мало, и найти такую куклу в хорошем состоянии сегодня — редкая и большая удача. Склады Императорского завода, к сожалению, были уничтожены в 1930-е годы как «ненужная роскошь», ведь такие куклы были непонятны и недоступны детям рабочего класса. У советских детей должны были быть лишь куклы, отвечающие советским представлениям об обществе: пионеры, рабочие, красноармейцы. Девочки с локонами, в дорогих платьях тогда оказались

неуместными.

Кустариха-одевальщица Зоя Николаевна Белобородова, старейшая в городе

Загорске мастерица, вспоминает: «Не простое занятие — красиво нарядить куклу. Этому в посаде обучали специально. Больше 30 лет я одевала кукол сначала в артели, потом на фабрике игрушек… А когда в 1930 году кукольный цех только

открылся, мы одевали куклу от начала до конца. Костюмы были сложные, многодельные… Для такой работы требовалось мастерство, а оно у меня в руках было»15.

В производстве игрушек старого Загорска куклы составляли самостоятельную

отрасль, а кустарей-кукольников называли мастерами «личного дела» или «головочниками». В свою очередь, кукольное производство специализировалось на выработке резных и токарных кукол из дерева, лепных — из папье-маше и мастики, а во второй половине прошлого века это производство разделилось на ряд новых отдельных мастерских по изготовлению туловищ, головок, глаз, одежды для кукол. Кукольные типажи, выбранные кустарями, — это куклы в костюмах разных губерний, барыни, гусары, дети в крестильных рубахах, матросики и другие.

В 1940 году открылось предприятие Ивановской фабрики игрушек. До конца

60-х годов там производились куклы из папье-маше и дерева, и фабрика была не

фабрикой, а артелью игрушек. На производстве трудились такие художники, как

Н. Ю. Кукушкина, П. К. Сальников, Д. П. Задорова, Н. В. Мамина. В 60-х годах на фабрике появилась идея выпускать кукол разных народов (Кубинки, Цыганочки, Россиянки, Лады). Выпускались куклы сначала 35-сантиметровые, а затем и 45-сантиметровая коллекция русских кукол. Разнообразные русские костюмы украшали пластмассовое тело ивановских куколок, а голова, как и раньше, изготавливалась из папье-маше. В 1994 году цех прекратил свое существование как нерентабельный и дорогостоящий16.

Начиная с 1990-х годов в России начали появляться и приобрели большую

популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной

культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые

представляют также авторские и антикварные экземпляры:

1. Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 году усилиями деятелей

русской культуры (О. Окуджава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для

кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.

2. Музей уникальных кукол (создан в 1996 году Ю. Вишневской) — содержит

коллекцию экземпляров Российской Империи XIX–XX веков, европейских кукол,

азиатских, игрушечные домики.

3. Музей народной игрушки «Забавушка» — имеет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.

4. Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 году коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины

и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек

детей русского императора Николая Второго.

5. Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 года представляет

коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда,

этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).

6. Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2000 традиционных кукол из всех

уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель,

филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей

России и народов мира (40 стран).

Большое значение в популяризации русских народных костюмов приобрела серия «Куклы в народных костюмах», выпускаемая фирмой «ДеАгостини».

Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только

фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны,

но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев

края и другую интересную информацию.

16 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.livemaster.ru/topic/89190-sovetskaya-kuklaznakomaya-i-neznakomaya.

ГУСЬКОВА Алёна Евгеньевна 17

Источником традиций, их носителями являются люди — мастера, творцы

народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав,

мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера — это не

прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам.

У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете. Абсолютно иной образ

жизни, тоже влияющий на формирование мастера. И. Я. Богуславская пишет:

«Каждый центр народного искусства — это сложный, исторически сложившийся и развивающийся организм. Ему присущи свои художественные традиции,

своя система материально-технических и образно-выразительных средств, составляющих специфику местного искусства, его профессионализм. Традиции

живут и развиваются через каноны — наиболее устойчивые элементы в местном

искусстве, своего рода его неписаные правила… Каноны закрепляют профессионализм местного искусства»17.

В наши дни промышленное производство кукол достигло огромного развития. Но на фоне серийных игрушек появился новый жанр искусства — авторская художественная кукла; данная кукла не предназначена для игры, а является

украшением и предметом декора. Всего сейчас насчитывается более 1000 мастеров авторской куклы. Мы хотим представить наиболее выдающихся.

Олег Маров, дипломированный художник, живописец, кукольный мастер,

окончил Суриковское училище в Москве. Мечта Олега — создать в Иванове

музей советской куклы. Он создает и восстанавливает неповторимые куклы по

стандартам закрывшейся Ивановской фабрики. Размер его кукол около 35–45

сантиметров. Материал — пресс-опилки, эмаль. Это самое сложное в ивановской

кукле. Поэтому к Олегу Марову приезжают из разных городов и стран, чтобы

восстановить уникальную ивановскую куклу.

Работы итальянского кукольного мастера Лауры Скаттолини впервые были

продемонстрированы в Москве в 2006 году. Каждая кукла Лауры изготовлена

в единственном экземпляре. Лица их уникальны, а образы она берет из фотографий в журналах, телевидения либо с реальных лиц. Размер ее кукол около 60–70 сантиметров. Материал — полимерная глина. Текстильное тело набивается на проволочный каркас, что позволяет придать кукле желаемую позу. Волосы — натуральные либо выполнены из мохера высшего качества. Лауре удается удивительным образом передавать характер и эмоции на их лицах. Счастливы они или сердиты, мечтательны или обижены — они всегда живые.

На наш взгляд, очень важно, перед тем как начать изготавливать куклу в народном костюме, детально изучить культуру народа, устои, специфику костюма

и его детали, чтобы не исчезли и не разрушились критерии ценности куклы как

образца нашего прошлого. В противном случае, если этого не сделать, получится некачественный экземпляр, другими словами — подделка. М. А. Некрасова затрагивает тему гибельного положения народных мастеров: «Вновь образованные фирмы, производящие сувениры, новые, случайные хозяева объединяются с традиционными народными промыслами под знаком “Сохранения и возрождения народной традиции”. А на деле развивается беспринципная коммерческая деятельность, эксплуатирующая традицию».

17 Некрасова М. А. Народное искусство России в современной культуре. XX–XXI вв. — М.,

2003. — С. 118.

Гуськова Алёна Евгеньевна
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты