Главная  >  Культура   >  Словесность   >  Древнерусские былины (старины)


Былинная истина

11 октября 2007, 116

Былины - народные, эпические песни-сказания, которые повествуют о богатырях-защитниках Родины, отразили нравственные идеалы народа, стали символами времени духовного национального роста. Былины исполняются одноголосно и похожи на широкораспевные песни. Старики былины иногда называют старинами...

Былины - народные, эпические песни-сказания. Повествуют о богатырях-защитниках Родины, отразили нравственные идеалы народа, стали символами времени духовного национального роста. Былины исполняются одноголосно и похожи на широкораспевные песни. Старики былины иногда называют старинами. Через предков - героев-богатырей - мы пройдем путь физического и духовного становления нации, устанавливавшей и новый порядок, и новое мировоззрение, и государственный строй. В былинах все рядом: и сцены быта, и история, и мифологические окраски. Прошлое и реальное в былинах мифологизируется. Жизнь и смерть, любовь и предательство, добро и зло идеализируются. Богатыри являются воплощением высоких качеств русского народа, защитниками земли русичей и ценностей, которые накопил народ.

Редко встречается в былинах имя богатыря Самсона Самойловича с его "семью золотыми волосами на голове". Самсон Самойлович стал прообразом якобы живущего мудреца еще во времена Атлантиды. Посвященный знал о трагедии и подготовил 7 учеников - руководителей будущего после атлантического периода. Они должны были сохранить и донести до людей духовные знания, благодаря которым далекие предки ощущали сверхчувственный мир как реальный и истинный. Люди чувствовали, что в том мире находится их Родина.

В последующую эпоху - по былинам это было время Святогора - человек понемногу привыкает и даже оценивает по достоинству физический мир. И желание Святогора касалось масштабов всей Земли - "повернуть землю краем вверх, смешать земных с небесными".

Люди начинают ощущать реальность физического, материального мира как мощную силу и начинают ее совершенствовать, работать над ней через физическое, через трудный путь к изначальным истокам. Представителем этой культуры в русских былинах является Микула Селянинович. Чаще мы его видим пашущим землю на огромном поле. Поле - грандиозная картина физического мира, это поле деятельности для обработки его светлым божественным началом. Орудия труда из злата и серебра вгоняет богатырь в русскую землю. "Чисто серебро и злато" - символы духовной силы.

"Уж, я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню..."

В русских сказках и былинах часто встречается сюжет, где то теряют, то добывают, то внедряют в землю серебро да золото - все это сюжеты о сохранении и борьбе за духовные знания.

В последующее время героем становится Вольга Всеславьич. Эта эпоха отличается великим любопытством людей. Их стремление к познанию, возврату к небесным возможностям породили науку, прежде всего астрономию. Созерцание небесных светил подвигло их изучать явления, движения. Человек вернулся к понятиям гармонии между небом и землей.

В былине о Вольге Всеславьиче описаний светил небесных много:

"Закатилось красное солнышка,

Закатилось за горушки высокие,

За моря глубокие, широкие,

Рассаждались часты звёзды по светлу небу,

Нарождался на матушке Святой Руси

Молодой богатырь Вольга Всеславьич".

Старшие богатыри являются представителями культурных периодов, несущих чисто русские народные традиции. Младшие богатыри: Добрыня, Алеша Попович -приобретают всё больше национальные черты.

Жизнь и подвиги Ильи Муромца и младших богатырей дают яркую картину духовного пути народа в прошлом, настоящем и будущем. Об Илье Муромце известно, что он тридцать три года "сиднем сидел" без рук и без ног, днем и ночью усердно молясь Богу.

".... и во сне и въявь

Соловей-разбойник представлялся

И смолиться окаянный не давал ему!"

Но пришли странники-калики перехожие, они-то и исцеляют его (в образе ^ странников - сам Христос с апостолами). Так вера дала богатырю силы невиданные, и пошел он к князю Владимиру "постоять за Русь, за веру христианскую". По дороге берет в плен Соловья-разбойника черное прошлое, тем самым избавляя Русь от нечистого и неся все лучшее в будущее. В былине об Илье Муромце основной мыслью стала дружба и любовь человека к человеку. Поэтому так ярко показывается предательство и его последствия. Через Христов принцип любви в эту эпоху должно прийти на землю все более возвышающее сознание, поднимающее человека над материальностью. В эту же эпоху формируется сознание полной внутренней самостоятельности. Человеку дано было почувствовать себя богоподобным и духовно бесконечно сильным, чтобы преодолеть низкое в человеческой природе. В былине "Речка Смородина" - это граница между физическим и духовным мирами, это граница, которую должны преодолеть люди и переродиться (Смородина - Самородина-самоперерождение). И идут младшие богатыри по Руси, чтобы очистить ее от поганого. И доказывают богатыри своими подвигами, что каждый человек в отдельности силен, но в особо трудных случаях быстро объединяются и в совместной борьбе побеждают любого врага. В одиночку каждый из них убивает Змея. Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча, Алеша Попович Тугарина Змеевича. Змеиное начало - это, прежде всего, духовные препятствия внутри человека, которые он старается преодолеть, вступив на духовный путь. Преодолев змея внутри себя, человек становится непобедимым. А когда такие люди собираются вместе на защиту Отечества, то их уже ничем не сломить.

Помните, как Змей Горыныч (физическая сила - материальный мир) похищает и держит в плену Забаву Путятичну (высшее духовное начало в человеке). Богатырь Михаиле Потык, не уничтоживший враждебные силы, споткнулся на своем пути и дал приют в своей душе - женился на Авдотье Лиходеевне. За что и были ему даны жестокие испытания. Ссора Ильи Муромца и князя Владимира - это символ отрицания всего духовного, а значит, ослабление Руси. В этот момент и наступает враг со всех сторон. Рушится духовное единство князя с богатырями и народом, с тех пор и подступают к Руси завоеватели свободно. Слепота духовная показана в былине -так и "перевелись на Руси богатыри".

В последующих былинах появляются новые мотивы, которых не было в прежние времена. Новые личности, появившиеся неожиданно и совершенно раздельно, несут искры сохранившейся духовной силы и поднимают народ: Василий Буслаев, Чури-ла Пленкевич и Садко. Трудный у них путь. Кто-то из них смог достичь цели, а кто-то нет. Василий Буслаев не верует "ни в сон, ни в чох", с издевательством убивает Старище-Пилигримище (символ старцев-мудрецов), кощунствует и погибает при попытке насильственно ворваться в духовный мир (с законами которого он не считается). Лишь перед самой смертью переживает момент просветления. И прыгал он через камень - Алатырь, изображающий не что иное, как высшие сферы духовного мира. И прыгал он "лицом назад" - не правильно то есть, и эта попытка стоила ему жизни:

Сам Василий разбежался,

Вдоль камня скочил назад лицом,

И задел за камень чоботом сафьяновым,

О сыру землю головушкой ударился,

А и тут же ли кончаться стал.

Умирая, братьям наказывал:

"Вы скажите, братья, родной матери,

Что сосватался Василий на Фавор-горе,

Что женился на том бел-горюч камешке".

Так в образе смерти Василия Буслаева произошло примирение и воссоединение с высшими законами, брак человека с духовным миром.

Последующие богатыри со своими женами (символами духовности народа) пытаются просветить народ, открыть глаза на правду (Ставер Годинович и его жена Василиса Микулична, Будимир и Забава Путятична).

"Золотыми перстами обручались,

Золотыми венцами повенчались

и уехали затем вместе . . .

ко тому лукоморью зеленому,

Да во славную землю Веденецкую".

Таким образом, этот период призван воплотить на земле великий духовный идеал.

Богатырь Дюк Степанович стало образом прекрасного времени - будущего. Былина говорит о величии и богатстве земли Русской, но будет оно только тогда, когда будет сильна связь между прошлым, настоящим и будущим.

Только тогда, когда ростки знаний одного Временного периода будут прорастать в другом, появятся цветы и зрелые плоды в будущем. Встречи богатырей между собой являются отражением переходных стадий от одного культурного периода к другому. Живые образы из русской истории помогли былинникам преподать урок духовности народу. Богатыри помогают осмыслить события во времени. Богатыри - символы необычайных возможностей человека.

Из книги Л.П. Васильченко "Природа славян"
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты