Главная  >  Культура   >  Традиционная культура   >  Исследователи и собиратели


Владимир Иванович Даль

11 октября 2007, 180

Даль прожил долгую жизнь — 71 год. Родился 10 ноября 1801 г. в Луганске, в семье врача. В 1814—1819 гг. учился в Петербурге в Морском кадетском корпусе, служил мичманом на Черном, потом на Балтийском море. В 1826 г., решив сменить профессию, он поступил в Дерптский (ныне Тартуский) университет.

Даль прожил долгую жизнь — 71 год. Родился 10 ноября 1801 г. в Луганске, в семье врача. В 1814—1819 гг. учился в Петербурге в Морском кадетском корпусе, служил мичманом на Черном, потом на Балтийском море. В 1826 г., решив сменить профессию, он поступил в Дерптский (ныне Тартуский) университет. В 1829-м был возведен в звание лекаря и отправлен в действующую армию на русско-турецкую войну. Весной 1831 г. корпус, где служил Даль, направили в Польшу для подавления восстания. За проведение саперных работ на реке Висле он был награжден орденом Св. Владимира.

В.И. Даль никогда не расставался с тетрадью, всегда что-то записывал. Больные сразу заметили интерес лекаря к пословицам и поговоркам. Вначале солдаты решили, что Даль интересуется больше всего изречениями о больных. Но таких набралось не очень много:

Не тот болен, кто лежит, а тот, кто над болью сидит;

И медведь костоправ, да самоучка;

Живи просто, доживешь лет до ста.

После пошли в ход и другие пословицы. Владимир Иванович с интересом записывал отдельные слова, пословицы, сказки, песни — все, что говорилось и пелось, даже такое, что, по мнению человека, их говорящего, ничего особенного не представляло.

Рабочий день Даля делился на две части: утром — обход, операции, перевязки, а в четыре часа он шел домой. Отдохнет и начинает разбор бумаг, что годами кочевали вместе с хозяином по военным дорогам. Разбирая и систематизируя их, он еще не думал о создании словаря. Собранные материалы были использованы им в его собственном литературном творчестве.

В 1832 г. вышла в свет книга Даля с длинным, но знаковым заглавием: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и приговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским». Для псевдонима автор использовал название своего родного города. Через народную сказку он хотел познакомить своих сограждан с народным языком: «Не сказки были для меня важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было казаться в люди без особого предлога и повода».

В конце 1832 г. Владимир Иванович поступил на службу чиновником особых поручений к военному губернатору Оренбургского края В.А. Перовскому, человеку высокой культуры, близкому знакомому А.С. Пушкина. Начальник Даля сочувственно относился к литературной деятельности своего подчиненного, к его собиранию лексикографических, этнографических и фольклорных материалов.

В 1833 г. в Оренбург приехал Пушкин, занятый работой над историей Пугачева. Здесь произошла встреча Даля с поэтом, они подружились, перешли на ты. Вместе ездили в Бердскую станицу, где в свое время обосновался Пугачев. В дороге друг другу рассказывали сказки. Впоследствии одну из пушкинских использовал Даль, создав «Сказку о Георгии храбром и волке», а далевскую — Пушкин, написав «Сказку о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлет Далю рукопись этой сказки с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин».

Даль познакомил поэта со своими собраниями слов, пословиц. А.С. Пушкин и посоветовал ему составить словарь живого великорусского языка на основе собственных лексических материалов. Коллекция пословиц привела Пушкина в восторг: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!»

Зимой 1837 г. Даль оказался по делам службы в Петербурге. Узнав о дуэли Пушкина и его ранении, он бросился в дом своего друга и уже не отходил от него как врач до самой его смерти.

После смерти Пушкина Даль продолжил последовательное изучение Оренбургского края, описывая местные нравы, обычаи, фольклор.

29 декабря 1838 г. Императорская Российская Академия избрала коллежского асессора В.И. Даля своим членом-корреспондентом за высоконаучные исследования в области истории и этнографии.

В середине 1849 г. Даль переехал в Нижний Новгород. В обязанности его входило ведение дел удельной конторы, то есть он занимался крестьянами, принадлежавшими царской фамилии. К этому времени у Владимира Ивановича был внушительный «запас» русских народных сказок, песен, пословиц и поговорок.

В середине XIX века в русском обществе возрос интерес к народному творчеству, началось интенсивное его собирание. Славянофил П.В. Киреевский объединил вокруг себя собирателей песен, А.Н. Афанасьев — собирателей сказок, В.И. Даль — собирателей пословиц и поговорок. А найденные им песни и сказки он передавал Киреевскому и Афанасьеву.

В коллекции Даля было уникальное собрание лубков XVII—XIX веков. Великий князь Константин Николаевич узнал о коллекции и изъявил желание с ней ознакомиться. Здесь были листы об Илье Муромце, Мамаевом побоище, большое количество патриотических лубков времен Отечественной войны 1812 года и сатирические лубковые картинки безвестных художников. Все это богатство, имевшее большую историческую и художественную ценность, Даль подарил князю.

За десять лет, прожитых в Нижнем Новгороде, он не пропустил ни одной ярмарки. К этому времени Даль был уже опытным фольклористом, у которого сложилась определенная программа действий:

«1. Собирать по пути следования все названия местных поселений, расспрашивать о памятниках, преданиях, поверьях, с ними связанных, с тем чтобы применять все это впоследствии к бытописанию России, которое необходимо должно во многих случаях поясняться этими памятниками старины.

2. Разузнавать и собирать где только можно народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и все, что принадлежит к этому разряду.

3. Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но не употребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге».

На Нижегородской ярмарке Даль был первым покупателем лубков. Однажды он принес в подарок своей жене Екатерине Львовне лубочную картинку, но та только ахнула, прочитав надпись, и поскорее спрятала, чтобы ее не увидели дочери. На картинке была изображена русская красавица, а внизу напечатаны немудреные стихи:

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина.

Перед мальчиками

Ходит пальчиками,

Перед зрелыми людьми

Ходит белыми грудьми.

К лету 1859 г. Даль закончил составление сборника «Пословицы русского народа», куда вошло более тридцати тысяч пословиц, поговорок, речений, загадок и прибауток. Его сборник до сего времени остается наиболее полным. В предисловии он писал: «Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет... готовых пословиц высшее общество не принимает потому, что это картины чуждого им быта, да и не его язык, а своих не слагает, может быть, из вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз». Вот тут и кроется основная причина любви Даля не только к пословицам, но и к сказкам, песням русского народа.

В.Г. Белинский так писал о Дале: «К особенностям его любви к Руси принадлежит то, что он любит ее в корню, в самом стержне, основании ее, ибо он любит простого человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головой, видеть его глазами, говорить его языком».

www.ntvr.ru
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты