Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот


Русские авианесущие: краткая история

11 октября 2007, 40

Концепция авианесущих кораблей родилась в нашей стране в 20-е годы прошлого века. Однако первый корабль такого класса вступил в строй лишь через 70 с лишним лет после ее рождения.

Пожалуй, ни один вид оружия, когда-либо состоявший на вооружении нашей армии и флота, не имел такой драматической истории, как авианесущие корабли. Парадоксально, но сама концепция таких кораблей родилась в нашей стране в 20- годы ХХ века . Тогда же начались работы по их проектированию. Однако первый полноценный авианосец вошел в состав военно-морского флота нашей страны через 70 лет, на рубеже 1980-х-90-х годов. Обидно, но наша страна имела все технические возможности для постройки авианосцев на всем протяжении этого периода.

Еще в самом начале победного 1945 года в нашей стране была разработана концепция послевоенного развития советского ВМФ на период 1945-56 годы. Эта концепция предлагала построить шесть больших авианосцев и девять малых. Однако под давлением представителей судостроительного министерства эти корабли были исключены из плана развития в угоду крейсерам. Хотя весь опыт боевых действий на море во время Второй мировой войны показал, что авианосцы становятся основой морских ударных соединений, постепенно вытесняя линкоры.

В 1953 году началось предэскизное проектирование советского авианосца. Строительство кораблей такого проекта планировалось на 195-54 годы. Но новый руководитель страны Хрущев, уверовав в непобедимость и всемогущество ракетного оружия, крайне отрицательно относился к крупным надводным кораблям и особенно - к авианосцам. Несмотря на хрущевские гонения, работы по проектированию авианосцев продолжались. Например, в 1957-61 году разрабатывался проект ПБИА - плавучей баы истребительной авиации, то есть, авианосец системы ПВО. Но в самом начале 1960-х работы по его проектированию были свернуты: после того, как 1-го мая 1960 года над Свердловском-Екатеринбургом был сбит самолет-шпион U-2 Френсиса Пауэрса, посчитали, что самым эффективным средством ПВО являются зенитно-ракетные комплексы. А раз так, то зачем строить корабль, несущий на своем борту самолеты, если можно обойтись несколькими ЗРК? Такой подход дорого обошелся обороноспособности страны.

Со смещением Хрущева, плохо разбиравшегося в вопросах обороны, ситуация не изменилась: авианосцы по-прежнему считались "оружием империалистической агрессии", недостойным состоять на вооружении Советских Вооруженных Сил. Сыграло тут роль и то, что категорическим противником авианосцев выступал человек, действительно разбиравшийся в военной технике - Д.Ф.Устинов, имевший огромное влияние на членов Политбюро.

Тем не менее, корабли, способные нести на борту авиацию, начали строить. "Первенцами" стали два корабля проекта 1123, способные нести на своем борту несколько вертолетов Ка-25, обеспечивающих поиск и уничтожение подводных лодок противника. Однако вскоре выяснилось, что 14 вертолетов, базировавшихся на этих кораблях, просто физически были не в состоянии вести круглосуточное патрулирование и слежение за подводными доками противника. Поэтому в дальнейшем развитие проекта 1123 привело к созданию кораблей, внешне более похожих на современные авианосцы.

Новые авианесущие корабли по-прежнему проектировались с упором на выполнение задач по обнаружению и уничтожению субмарин противника. Но численность авиагруппы, базирующейся на таких кораблях, была увеличена; помимо противолодочных вертолетов, в ее состав были включены и самолеты вертикального взлета и посадки (СВПП) Як-36 и Як-38. Соответственно, была увеличена длина полетной палубы, установленной под углом к продольной оси корабля.

Первый корабль обновленного проекта, получившего шифр 1143, "Киев", был заложен на верфях в Николаеве в 1970 году; в 1972 году он был спущен на воду, а на освободившихся стапелях тут же был заложен следующий крейсер этой серии, "Минск".

Называть корабли проекта 1143 (к которым относятся "Киев", "Минск", "Новороссийск", выведенные из боевого состава ВМФ в 1990-х годах и "Баку", переименованный в "Адмирал Горшков" и проданный в Индию в начале XXI века) авианосцами - неверно. По своим боевым задачам все они не имели себе аналогов за всю историю строительства кораблей такого типа. Дело в том, что хваленые американские авианосцы, являющиеся "классикой жанра", по сути являются большой плавучей взлетно-посадочной полосой, не защищенной от ударов с воздуха и с моря. В случае потери всей авиагруппировки, дислоцирующейся на американском монстре, он становится абсолютно беззащитным. В самом деле, нельзя же считать за серьезное средство ПВО ЗРК "Си Спарроу", поражающей цель маломощным зарядом всего в 20 километрах от авианосца, да три шестиствольных пулемета "Вулкан-Фэланкс".

Другое дело - корабли проекта 1143. Для защиты от воздушного нападения на них устанавливались два ЗРК "Оса", способные уничтожать все, что летит на высоте от 25 метров до 8 километров с максимальной скоростью 1270 километров в час. То есть, у вражеской авиации просто не было никаких шансов. Для защиты же от атак надводных кораблей противника крейсера проекта 1143 вооружались и противокорабельными ракетами типа "Базальт", способными уничтожить американский авианосец буквально с двух-трех попаданий. Вот полная номенклатура вооружения ТАКРа проекта 1143: 4 сдвоенных пусковых установки противокорабельных ракет П-500; 2 сдвоенных пусковых установки ЗРК "Шторм"; 2 сдвоенных пусковых установки ЗРК "Оса"; 2 сдвоенных 76,2мм пушки; 8 зенитных установок АК-630М; установки для пуска противолодочных средств. "Адмирал Горшков" обладал еще более мощным вооружением - 6 сдвоенных пусковых установок ПКР П-500; 4х6 пусковых установок ЗРК "Кинжал"; 2Х100 8 ЗУ; 6 трицатимиллиметровых пушки.

Также нельзя было не считаться и самолетами ВПП Як-38, ни в чем не уступавшими аналогичным машинам вероятного противника "Харриер". Первоначально палубный штурмовик Як-38 мог выполнять лишь вертикальный взлет и посадку на палубу корабля, в дальнейшем были освоены полеты с коротким разбегом и пробегом. На самолете Як-38М установлены подъемно-маршевый ТРД Р-27В-300 (тягой 7100 кгс), разработанный в ОКБ "Союз", а также два подъемных ТРД РД38 (тягой по 3250 кгс), созданные в Рыбинском КБ. Самолет оснащен дублированным автопилотом, радионавигационными системами, системами радиосвязи и радиопомех, коллиматорным оптическим прицелом. Вооружение включает УР класса воздух - воздух ближнего боя Р-60 и Р-60М, управляемые ракеты «воздух – поверхность» Х-23, НАР, до шести бомб калибром 100 кг, до двух пушечных контейнеров УПК-23-250 (23 мм) и глубинные бомбы, размещаемые на четырех узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки при взлете с пробегом - 2000 кг, при вертикальном взлете - 600 кг.

Несмотря на то, что Як-38 мог нести ограниченный запас вооружений и имел ограниченный радиус действия, он довольно долгое время оставался грозной силой. Помимо этого, авианесущие корабли всегда действовали в составе ударной группировки, составляли которую в основном ракетные крейсера (типа "Слава" и т.д.), подводные лодки, фрегаты, корабли разведки и т.д. Вся эта группировка, усиленная огневой мощью авианесущего крейсера, представляла собой серьезную угрозу для вероятного противника.

Всего было построено 4 корабля проекта 1143 - "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку" позднее переименованный в "Адмирал Горшков". "Киев" и "Баку" вошли в состав Северного флота, "Новороссийск" и "Минск" - Тихоокеанского.

Но уже в то время специалистам стало ясно, что самолеты вертикального взлета и посадки не до конца обеспечивают выполнение задач, стоящих перед ударными группировками во главе с авианесущим крейсером. Поэтому было решено приступить к разработке крейсера, способного нести полноценные истребители. В 1973 году началось проектирование первого советского атомного авианосца проекта 1160. Его горячим сторонником выступал тогдашний министр обороны СССР С.Гречко. Планировалось, что корабль будет иметь водоизмещение 75-80 тысяч тонн и нести 55 летательных аппаратов. Но вскоре после смерти С.Гречко появилось указание: строить аналог "Киева", рассчитанный на 36 машин. В течение последующих нескольких лет тактико-технические задания корабля неоднократно менялись, пока наконец в 1982 году на стапелях в Николаеве не был заложен тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов" водоизмещением 55 тысяч тонн. Первоначально корабль назывался "Рига", однако затем он был переименован в "Леонид Брежнев". Ходовые испытания проходил под именем "Тбилиси", а в состав ВМФ уже Российской Федерации вошел под именем "Адмирал Кузнецов". Для защиты от воздушного и морского нападения он был оснащен самым современным вооружением: 12 пусковыми установками ПКР "Гранит"; 4Х6 ПУ ПКР "Кинжал"; 6 ракетно-пушечных комплексов "Кортик".

Так как в СССР не было классических авианосцев, то и летчики не имели опыта влета и посадки на палубу авианосца с полным разбегом и пробегом. Для их скорейшего обучения на полигоне в Крыму, в районе города Саки был оборудован полигон, имитирующий палубу авианосца. Он был оснащен уникальным оборудованием: для того, чтобы научить летчика правильно выбирать глиссаду, в конце полигона под разными углами были установлены светоотражатели разных цветов. Если при заходе на посадку летчик видел ряд светоотражателей красного или желтого цвета, то значит, он выбрал неправильную глиссаду и ему следует зайти на повторную посадку. Если же он видел ряд зеленых светоотражателей, то глиссада правильная, и можно идти на посадку.

Первую посадку на палубу "Адмирала Кузнецова" совершил 1 сентября 1989 года знаменитый русский летчик-испытатель Виктор Пугачев, тот самый, который первым в мире выполнил такие сложнейшие фигуры высшего пилотажа, как "Кобра" и "Колокол".

Специально для "Адмирала Кузнецова" были разработаны корабельные варианты лучших в мире истребителей Су-27. Для того, чтобы разместить на палубе авианосца большее количество истребителей, их модернизировали, снабдив складывающимися консолями. Модернизированный самолет получил сначала наименование Су-27К ("корабельный") а затем - Су-33. Не отставал и "МиГ" - был разработан корабельный вариант истребителя "Миг-29".

Планировалось, что "Адмирал Кузнецов" станет флагманом Северного флота и основой самой мощной в мире авианосной ударной группировкой.

Была задумана и модернизация самолетов вертикального взлета и посадки. Вместо морально и физически устаревшего Як-38, в силу особенностей своей конструкции не имеющего большой тяговооружености и существенной дальности полета, планировалось оснастить ТАКРы усовершенствованным СВВП Як-141, который по всем параметрам не имел себе равных в мире. Это был первый в мире сверхзвуковой СВПП. В силу того, что, в отличие от Як-38, его более новый собрат имел один, а не три двигателя (два подъемных и один подъемно-маршевый на Як-38), он мог лететь на более дальние расстояния и нести больший боезапас.

Второй полноценный авианосец - "Варяг", был заложен под именем "Рига" на Николаевских верфях в 1988 году. Доведенный до 70-процентной готовности, он в смутные 1991-92 гг. был присвоен "независимой" Украиной и продан на металлолом в Китай. Последний заложенный в СССР авианосец - атомный "Ульяновск" - был доведен до 20-процентной готовности, но по распоряжению тогдашнего главы Украины Кравчука был разрезан на металлолом и продан. По своей мощи «Ульяновск» должен был превосходить все существовавшие на тот момент аналогичные корабли других государств. Планировалось, что авианосец водоизмещением 75 тысяч тонн сможет нести на своем борту 60 самолетов типа Су-25, Су-33 и МиГ-29К; для защиты от кораблей противника были предусмотрены 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», для защиты от воздушного нападения 4х6 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса С-9, 8 комплексов «Кортик».

Одной из главнейших задач отечественного ВМФ весь период после окончания Второй Мировой войны являлось отслеживание американских авианосных ударных группировок. В мирное время этим занимались дальние самолеты-разведчики Ту-95Р, группировки надводных кораблей, спутники военной разведки. Однако не всегда было возможно с точностью отследить местонахождение АУГ - был случай, когда во время учений на просторах Тихого Океана удалось затеряться американскому авианосцу вместе с кораблями сопровождения. Такого для СССР было допустить нельзя. Одновременно ставилась задача уничтожения АУГ минимальными средствами и с минимальными потерями. Для этого требовалось увеличить число подводных ракетоносцев, несущих на борту ПКР "Базальт", "Гранит" и "Аметист" (к классу "убийц авианосцев" принадлежал и погибший в 2000 году "Курск"). Однако намного дешевле обошлось бы строительство собственных авианосцев. Вместо того, чтобы увеличивать число надводных и подводных кораблей, отслеживающих перемещения американских АУГ, проще было бы построить и ввести в строй 20 авианосцев. Такие данные приводятся в книге В.П.Кузиина и В.И.Никольского "Военно-Морской флот СССР. 1945-1991".

Но наступили смутные 1990-е годы. Вставший после пожара 1995 года на ремонт "Адмирал Горшков" из-за отсутствия средств был продан в Индию. Причем Россия взяла на себя обязательство модернизировать его таким образом, чтобы на его палубе дислоцировались бы не устаревшие СВПП Як-38, а полноценные боевые самолеты Миг-29К. Для этого палуба "Горшкова" была переделана на манер палубы "Адмирала Кузнецова" и оборудована трамплином для взлета такого типа самолетов. Таким образом, "Горшков" превращается из авианесущего крейсера в полноценный авианосец - гордость ВМФ Индии.

Но есть и положительные моменты. Осенью 2004 года впервые за несколько лет флагман Российского военно-морского флота авианосец Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов» с кораблями сопровождения вышел в дальний поход в Северную Атлантику. Во время этого похода впервые опять же за долгие годы были осуществлены полеты с палубы штурмовиков Су-25 и истребителей Су-33. Событие обнадеживающее, позволяющее надеяться на то, что в ближайшие годы Россия возвратит себе статус великой морской державы. Ведь у России есть объективная необходимость в строительстве подобных кораблей, есть и технические возможности для их строительства.

Сергей Пахмутов
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты