Главная  >  Общество   >  Основы общественного устройства   >  Духовные основы


Религиозные основания русского общества

11 октября 2007, 55

Русское общество всегда отличала высокая религиозность, которая выражалась в стремлении ввысь, к потустороннему началу. Русский народ ставил духовное превыше материального, категорически отрицая стяжание как жизненную ценность.

Русское общество всегда отличала высокая религиозность, которая выражалась в стремлении ввысь, к потустороннему началу. Русский народ ставил духовное превыше материального, категорически отрицая стяжание как жизненную ценность. Еще в дохристианский период славяно-русы зарывали в землю монеты и драгоценности, захваченные в военных походах на Рим и Византию. Таким образом, они приносили жертву Матери-Земли, которая была предметом религиозного культа. Огромная часть захваченной добычи не переводилась в богатства, но расточалась.

Для традиционной цивилизации вообще характерен приоритет расточения, которое противопоставляется расточительству. Роскошь храмовых сооружений и богатых общественных празднеств рассматривалась как своеобразное религиозное действо. Расточение символизировало творение космоса и человека. Бог представлялся щедрым творцом, бескорыстно расточающий свои творческие энергии, приобщающий к ним всякую тварь. Подобное отношение к сакральному было характерно как для язычников, так и для христиан. Просто последние сделали культ расточения менее натуралистическим и более возвышенным, духовным.

В Европе ситуация изменилась после Реформации, когда протестанты стали воевать с языческой, якобы, роскошью храмов и празднеств, призывая сосредоточить все духовные и материальные усилия на накоплении.

Русские народ сохранил некий «культ» нестяжательства и расточения, перенеся его из язычества в христианство, где он избавился от идолопоклонничества. Русы-язычники уподобляли себя богам-творцам и подателям жизни, щедро дарящим благо, но само божественное они отождествляли с природой, в особенности с солнцем, которое рассматривалось как универсальный и абсолютный источник жизни. После принятия христианства высшим смыслом жизни русского человека стало уподобление Христу, который отдал свою жизнь во имя спасения человечества. Братолюбие и самопожертвование достигли своей духовной вершины.

Показательно, что русская цивилизация так и не знала своей Реформации. Влияние западного протестантизма на русское общество было, в принципе, минимально. Попытки найти некий «заменитель» Православию оказались, в большинстве своем, связаны с деятельностью различных экстатических сект – таких как хлыстовство, например.

Капиталистический (накопительный) уклад в России был развит весьма слабо. Поэтому откат от традиционного общества имел свою специфику. В 1917 году капитализм так и не смог утвердить себя в качестве альтернативного проекта. Таковым стал коммунизм, который вырос из западного марксизма, но на русской почве претерпел некие специфические изменения.

С одной стороны коммунизм настаивал на экономическом детерминизме, то есть ставил на первый план развитие производительных сил и накопление хозяйственных ценностей. С другой стороны коммунисты выдвигали идеал своеобразного братолюбия, который был подан в виде идеи «солидарности трудящихся». Поэтому можно утверждать, что коммунизм воспроизвел, пусть и в искаженной форме, некоторые базовые религиозные ценности русского общества. При этом он воспроизвел, опять-таки, в искаженной форме и некие моменты, присущие язычеству. Так, некоторому обожествлению подверглись многие сферы посюсторонней реальности. В частности произошла абсолютизация труда, недопустимая, как, впрочем, и любая абсолютизация, в рамках Православия.

Вместе с тем, идея братолюбия и нестяжательства вступала в разительное противоречие с материализмом и экономическим детерминизмом, которые прямо выткали из марксистского учения. Неспособность советской политической элиты отказаться от его основных положений, чуждых социальным основам жизни русского народа, предопределили крах всей коммунистической системы.

В посткоммунистической России временно возобладала материалистическая составляющая, которая, тем не менее, натыкается на постоянное сопротивление нестяжательства и братолюбия. Отсюда и трудность распространения новых, капиталистических отношений. Указанное сопротивление будет только нарастать, причем его успех зависит от того, насколько тесно оно будет связано с Православием, с духовными, религиозными основами русского общества.

Александр Елисеев
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты