Главная  >  Политика   >  Правители   >  Великие князья


Чины, составлявшие княжескую дружину: бояре (гриди) и отроки (дворяне)

11 октября 2007, 314

Личный состав княжеской дружины, установленный на заре нашей истории, при первых Рюриковичах, был очень прост, как были просты и тогдашние требования общественного русского быта. При дальнейшем же внимательном рассмотрении круга общественной деятельности самых чинов, оказывается, что они делились на три главные разряда: на бояр, мужей княжих или гридей и отроков или дворян.

     

     Личный состав княжеской дружины, установленный на заре нашей истории, при первых Рюриковичах, был очень прост, как были просты и тогдашние требования общественного русского быта. При всем том, в этом близком к князю учреждении встречаются уже высшие и низшие служебные степени и, соответствующие им чины старшие и младшие; при дальнейшем же внимательном рассмотрении круга общественной деятельности самых чинов, оказывается, что они делились на три главные разряда: на бояр, мужей княжих или гридей и отроков или дворян.

     Итак, первый разряд княжеской дружины составляли чины под названием бояр*. Это были старшие члены дружины, советники князя, его думцы по преимуществу; именно те значительные сановники, которым Рюрик роздал в управление города и от имени которых, равно как от имени малолетнего князя Игоря Рюриковича, Олег, получив полный успех в походе на греков, заключил с последними в Царьграде мирный и союзный договор в 911 году; те избранные лица, с которыми Владимир Святой думал о строе земском, о ратях и об уставе земском, и которые у Юрия Владимировича Долгорукого, князя киевского, скончавшегося в 1157 году, назывались «передними мужами», т. е. передовыми личностями аристократии, — словом, это те самые люди, без совета с которыми русские князья, как показывают многочисленные случаи в нашей древней истории, не начинали никаких дел, имевших предметом или внешнюю безопасность, или внутреннее благоустройство страны. Вот почему бояре княжеские, пользовавшиеся таким высоким почетом в русской земле, издревле казались народу, как выражается историограф Карамзин, верховными мужами. Занимая всегда первые места близ князя и служа примером для дружинников остальных двух разрядов, они составляли собой некоторую современную аристократию.

     Звание боярское, принявшее смысл советника, распорядителя, было только личное и не распространялось безусловно на потомство. При частой смене князей, при переворотах и потрясениях, бывших, в продолжение удельно-вечевого времени, в общественном порядке, звание это и не могло быть наследственным: бояре, державшиеся стороны одного князя, теряли свое значение, когда этого князя вытеснял другой; последний окружал себя новыми людьми, оказавшими ему помощь в достижении княжения; новые люди делались боярами, а прежние упадали в своем значении. Боярство приобреталось, таким образом, через пожалование от владетельного князя и давалось не только пожилым, но и молодым людям. Из истории княжения Владимира Святого видно, что государь сей пожаловал, в 993 году, одному храброму юноше и отцу его, сан великих мужей или бояр.

     К изложенным сведениям о боярах княжеских надлежит еще прибавить, что те из сих старших членов княжеской дружины, которые жили в стольном городе, носили неизменно название бояр; а прочие, жившие по областным городам при занимаемых ими там разных должностях, в отличие от стольных, назывались уменьшительным именем «боярцы», без всякого, впрочем, уменьшения их достоинства.

     Переходя к изложению сведений о втором разряде княжеской дружины — мужи княжи или гриди — надобно прежде всего заметить, что члены этого разряда имели свои особенности и отличались от членов первого не только названием, но и характером своих обязанностей по отношению к князю. В одной летописи упоминается, что князь Игорь Святославич Северский в несчастной битве с половцами в 1185 году, в которой пали близкие ему сподвижники, а сам он, раненный, попал в плен, в руки степных варваров, с глубокой горестью произнес следующие слова: «где бояре думающие, где мужи храборствующие, где ряд полчный? Где кони и оружие многоценное? Всего я лишился». Основываясь на этих выражениях князя Северского, автор «Истории России с древнейших времен» (С.М. Соловьев) пришел к тому заключению, что слово «муж» в отношении служебном означало общее название дружинников второго разряда — низших, младших членов княжеской дружины, в противоположность членам ее высшего разряда — боярам, и что, поэтому, бояре были по преимуществу советники — думцы князя, а мужи были по преимуществу воины, т. е. такие слуги князя, в которых преобладал военный характер.

     Кроме того, более точное и определенное название для дружин второго разряда было — гридь. Название «гридь» подало повод исследователям отечественной старины к различным его объяснениям**; но, какое толкование ни придавалось бы этому слову, достоверно то, что учреждение «гридей» проявилось с того времени, когда приглашенные союзными северными племенами варяго-русские князья, в сопровождении собственной, составленной из скандинавских уроженцев, дружины, прибыли и поселились в новгородских местностях, и что потом долго еще существовали чины под названием «гриди». В Киеве, во дворце Владимира Святого, был даже один покой, именовавшийся гридницей (от слова гридь), где он часто угощал своих бояр, гридей и всех именитых людей. При преемниках Владимировых члены второго разряда княжеской дружины продолжали носить название «гридь; но, впоследствии, название «гридь» мало-помалу начинает выходить из употребления, а на место его встречается соответствующее ему наименование «младшая дружина», о которой говорится в разных княжеских походах. Затем, так как с течением времени, иноземцы-варяги успели уже ославяниться, образовали одну массу с коренным славянским населением и слились с ним, не оставив по себе никаких признаков особенного существования ни в языке, ни в обычаях, ни в преданиях; то, не далее как во второй половине XII века, исчезло с русской почвы и самое название «гридь».

     Третий разряд княжеской дружины образовали из себя отроки, или, что одно и то же, детские, пасынки. Это были лица, составлявшие домашнюю прислугу князя, жившие постоянно при нем в его дворце. Главнейшие придворные обязанности отроков состояли в том, что они служили за столом князю и гостям, смотрели за вещами его и, по приказу, убирали их, посылались князем с разными поручениями, как-то, для исследования какого-нибудь спорного дела, для суда и расправы и т. п., и, наконец, назначались в помощники к высшим княжеским чиновникам. Служба княжеская была тогда очень многочисленна. Так, из исторического известия о великом князе киевском Святополке Изяславиче видно, что, в 1093 году, у него было 800 своих отроков, которые, как объявил он киевским боярам, могли стать против степных варваров — половцев. При всем том, лица носившие наименование «отроков, всегда отделялись от других составных частей дружины — «бояр и мужей княжих и ли гридей».

     В позднейшее время, когда древняя Россия разделилась на две половины, южную и северную, в последней, именно в великом княжестве Владимирском, личные слуги князя, носившие дотоле наименование «отроков», или детских, начали называться дворянами. Название это встречается в первый раз в княжение Андрея Юрьевича Боголюбского (1169—1174), в смысле людей, принадлежащих ко двору княжескому» и притом в качестве низшего класса придворных чинов, употреблявшихся, подобно отрокам, для выполнения служебных обязанностей, по приказу князя, как при его дворе, так и при наместниках, тиунах и судьях. Затем, в первой четверти XIII столетия, опять встречается известие, что при князе Ярославе Всеволодовиче, княжившем сперва в Переяславле, а потом в Новгороде, были личные слуги, которые, по пребыванию их во дворе князя, именовались, как и у Боголюбского, «дворянами».

     Таков был, под конец рассматриваемого периода, служебный штат княжеской дружины.

     

     *- Карамзин поясняет, что название «боярин» происходит от слова «бой» и, в начале своем, могло знаменовать воина отличной храбрости, а после обратилось в народное достоинство, но самое происхождение бояр, говорит он, теряется в глубокой древности. Известно только, что достоинство сие, означая витязей и граждан знатнейших, употреблялось уже у северных славян задолго до прибытия в новгородскую область варяго-русских князей в 862 г. Так, существовавшие до этой эпохи в Новгороде и Пскове вечевые советы были собственно из бояр. Этим народным в древних городах чиновникам, достигавшим достоинства боярского не по праву наследства или родового происхождения, но личными дарованиями и опытностью в делах, давалось современниками высокое значение.

     

     **- По мнению Рейца и Розенкампфа, слово «гридь» происходит от скандинавского слова, означающего господский, княжеский двор, а затем придворного слугу или царедворца. Такое же значение скандинавскому названию «гридь» придает и профессор Н.А. Иванов, видя в нем отряд телохранителей или внутреннюю стражу княжеских палат. Н.М. Карамзин, соглашаясь в приведенным мнением, что название «гридь» есть скандинавское, производит его, однако, от другого скандинавского же или шведского слова, означающего «меч», присовокупляя к тому, что княжеские воины, дружинники, действительно назывались после, в княжение Андрея Боголюбского. Наконец, С.М. Соловьев, автор «Истории России», основываясь на сочинении г. Срезневского «Мысли об истории русского языка», говорит, что «гридь» слово славянское; хорутанское «грида» значит громада, сборище, толпа, следовательно, дружина.

     

     

     

     По книге И. Порай-Кошиц "История русского дворянства от IX до XVIII века"

     

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты