Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  История русского зодчества   >  Зодчество Ярославля


Храмы Ярославля

11 октября 2007, 157

Cвятые ворота Спасо-Преображенского монастыря

Адрес:

Дата: 1516 г., перестройки XVII века

Историческая справка

Нынешним Святым воротам предшествовала подобная деревянная постройка в составе деревянной ограды монастыря. Кроме факта существования, о ней ничего не известно.

Являются главным входом на территорию Спасо-Преображенского монастыря. В этом качестве формируют южную панораму монастыря и города со стороны московской дороги.

В XVII-XVIII веках над воротами была устроена церковь во имя Введения Богородицы во Храм.

Как боевая башня с дополнительными военными укреплениями Святые ворота принимали участие во всех оборонительных действиях монастыря. Главным из них была почти месячная осада монастыря поляками в мае 1609 г., в период гражданской войны и польской интервенции, когда оборонительные сооружения монастыря позволили ему продержаться до прихода войск Шуйского.

Общая арихитектурная характеристика

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и сейчас представляет собой комплекс разновременных построек (SM-000). Основу монастырского ансамбля составляют строения XVI века, которые являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Главное сооружение монастыря - Спасо-Преображенский собор начала XVI века. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое техническое качество исполнения. В их число входит и главный вход на территорию монастыря – комплекс Святых ворот (SV-000,SV-011). Они расположены почти в центре южной стены монастыря и участвуют в формировании его центральной площади, ограничивая ее с юга (SV-016). В непосредственном зрительном контакте с ними находятся здания звонницы (SM-003), монастырской трапезной с церковью Рождества Богородицы (все – XVI в.) и церковь Ярославских Чудотворцев XIX века.

Мастера

Мастера неизвестны. Возможно, строительные артели Спасского монастыря c участием московских мастеров.

--------------------------------------------------------------------------------

Звонница Спасо-Преображенского монастыря

Адрес:

Дата: XVI-XIX вв. Основная часть постройки сооружена в последней трети XVI века, многочисленные перестройки и переделки производились на протяжении всех последующих столетий.

Историческая справка

Ныне существующей звоннице предшествовала аналогичная деревянная постройка. Возможно, именно она изображена на композиции “Покров Богородицы” в алтарной части Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. Никаких документальных свидетельств об этом памятнике не сохранилось.

Заказчиками ее строительства выступали власти монастыря.

Является одной из главных высотных доминант в городской структуре. Как самое высокое здание Спасского монастыря (более 30 м), преобладает над его архитектурным ансамблем и окружающей городской застройкой (Z-004,005). Формирует ряд основных панорам города, в том числе панораму Которосльной набережной – вид Ярославля со стороны московской дороги (SM-000, 002, 003).

Общая арихитектурная характеристика

Звонница монастыря представляет собой мощную стену. Подобный тип звонниц был распространен в древнерусских монастырях, но для ярославской архитектурной традиции этот случай уникален

Мастера

Неизвестны. Предположительно строительные артели Спасо-Преображенского монастыря.

--------------------------------------------------------------------------------

Спасо-Преображенский Собор

Адрес:

Дата: 1516 г.

Историческая справка

Спасский собор построен на месте древнего собора 1216-1224 г. г. В Никоновской летописи под 1216 годом записано: " князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Освящен собор был 6 августа 1224 года епископом Кириллом. Храм XIII века рухнул во время пожара 1501 года.

Ныне существующий собор был возведен на старом месте при великом князе Василии III, который , видимо прислал и мастеров.

Спасо-Преображенский собор являлся главным храмом Спасо-Ярославского монастыря, который с первых дней своего существования был теснейшим образом связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную стороны жизни Ярославля. В подклете Спасского собора находилась усыпальница ярославских удельных князей, а монастырь был духовным наставником во всех делах княжеского дома. С собором связаны многие знаменательные события не только города, но и страны. В 1612 году ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освятив здесь знамена вышло на освобождение Москвы.

В книгохранительнице собора находился знаменитый список шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", уникальное Спасское Евангелие начала XIII века, особо чтимые иконы "Ярославская Оранта" XIII века и "Преображение " и "Одигитрия" XVI века. Спасский монастырь всегда пользовался особенным покровительством великокняжеского, а позднее царского Московского Дома. В подклете собора в XV веке были обретены нетленные и чудотворные мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. С XVI века они являются одной из главных святынь Ярославской земли. Изображения святых ярославских князей можно встретить на иконах и в стенописях всех соборах Московского Кремля. Эти мощи хранились в сопридельной собору Входоиерусалимской церкви ( позднее церкви Ярославских Чудотворцев).

Общая арихитектурная характеристика

Собор является самым древним их сохранившихся в Ярославле каменных храмов. Через сто лет после своего создания он стал одним из образцов для раннего периода ярославской архитектурной традиции (1 половина XVII века).

Мастера

Мастера для строительства собора были присланы из Москвы, предполагается участие итальянских зодчих, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля.

--------------------------------------------------------------------------------

Церковь Богоявления

Адрес:

Дата: 1684-1693 гг.

Историческая справка

Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.

Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной - панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления - главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города - Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны.

Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, северный - в воспоминание Страшного суда Христова.

Храм имел три главные святыни, о которых упоминают все источники:

напрестольный деревянный крест 1709 года, обложенный серебром, в котором сохранялись часть древа креста Христова и 32 частицы мощей разных святых(не сохранился);

деревянная резная глава Иоанна Предтечи на блюде (не сохранилась);

огромный запрестольный алтарный крест - великолепный образец резьбы по дереву конца XVII века, который не имеет аналогов и повторов в ярославском искусстве.

Общая арихитектурная характеристика

Относится к третьему, заключительному периоду ярославской архитектурной традиции с характерным бесстолпием основного объема, сомкнутым сводом и преобладанием декоративного начала.

Мастера

Мастера неизвестны. Возможно участие ростовской или московской строительных артелей.

--------------------------------------------------------------

Церковь Ильи Пророка

Адрес:

Дата: 1647-1650 гг.

Историческая справка

Построена на месте двух деревянных храмов - церкви Ильи Пророка и церкви Покрова Богоматери, известных еще с XVIв.

После генеральной реконструкции Ярославля по плану 1778г. церковь Ильи Пророка стала центром административной площади и превратилась в важнейшее архитектурное сооружение города.

В состав Ильинского ансамбля входит пять престолов. Центральный храм назван во имя библейского пророка Ильи, теплая церковь посвящена одному из наиболее распространенных на Руси христианских праздников - Покрова Богоматери. Северный придел носит имя покровителей семейного очага, святых исповедников Гурия, Самона и Авива. Придел в дьяконнике освящен в память Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых в новгородском пантеоне святых. Ризоположенский придел устроен в честь редкой культовой реликвии - частицы ризы Христа.

Общая арихитектурная характеристика

Церковь Ильи Пророка , выдающийся памятник русской художественной культуры XVII века, завершает первый период ярославской архитектурной школы.

Мастера

Церковь построена артелью местных мастеров, имена которых неизвестны.

--------------------------------------------------------------------------------

Церковь Николы Надеина

Адрес:

Дата: Построена в 1620-1621 гг. Даты закладки, завершения строительства и освящения церкви даны в четырех клеймах настенной летописи, выполненных нетрадиционным способом - резьба по белому камню - в виде вкадных досок

Историческая справка

Каменный храм Николы Надеина построен на месте деревянной церкви Благовещения. Местное предание сообщает, что Благовещенской церкви предшествовал древний Никольский храм и отождествляет последний с храмом, упоминаемым в Новгородской летописи:

“В 1536 году, 9 июля, во граде Ярославле загорелась церковь Николы Чудотворца, и оттого сгорел весь город”.

Каменный храм строился по инициативе и на средства одного из самых богатых купцов Ярославля, “государева гостя”, Епифания Андреевича Светешникова, более известного под своим мирским именем - Надей. Отсюда второе название церкви - “Надеина”. Это единственный случай в Ярославле, когда имя вкладчика вошло в название храма.

Сразу же после своей постройки церковь стала композиционным центром большого городского района, доминируя над окружающей деревянной застройкой. Позже, к концу XVII в., храм органично вошел в ансамбль церквей, выстроенных по берегу Волги и формирующих основу главного “фасада” Ярославля, обозреваемого с противоположного берега реки.

Общая арихитектурная характеристика

Церковь Николы Надеина - первый каменный храм на ярославском посаде, открывающий историю развития местной школы храмового зодчества XVII в. Архитектура памятника во многом тяготеет к традициям второй половины XVI в., в то же время здесь закладываются те новые черты, которые будут определять особенности местной архитектурной школы.

Мастера

Мастера, строившие храм неизвестны. Предполагается, что церковь возведена московской артелью, в предшествующие годы работавшей в Спасо-Ярославском монастыре и возглавляемой “подмастерьями каменных дел” Панкратом Тимофеевым и Назаром Борисовым.

--------------------------------------------------------------------------------

Церковь Рождества Христова

Адрес: Рядом с набережной на улице Кедрова

Дата: 1635-1644 гг.

Историческая справка

Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большин-ство ярославских посадских храмов ХVII века, на месте деревянной. Вре-мя основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она сущест-вовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богомате-ри во время осады города польскими отрядами пана Лисовского .

Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в хра-мовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (I644 ) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого кня-зя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспо-минание вечных благ и совершена сия перковь и освещена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина». (РХ-011, 028))

Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. (РХ-Ф-1) Основателем бо-гатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в I608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским со-ветам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и мало-душных людей от всякого дурна отговаривал ».

Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского ку-печества. В первой половине ХVII века гостей, этой высшей категории рус-ского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гос-ти несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Бо-гатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских тор-говых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали сво-их агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары».

Из второго поколения этой династии особенно широко развернул свою деятельность Михаил Гурьев, сын Гурия Назарьева. Он не ограничивался одними торговыми предприятиями, а вкладывал свои средства в добывающую промышленность. В устье реки Яик (Урал) находились бо-гатейшие рыбные ловли, отсюда шла зернистая и паюсная икра, красная рыба. Получив рыбные ловли от царской казны на откуп, Михаил Гурьев вместе с братьями «сделал учуг» (заграды на реке, устраива-емые с целью лова поднимающейся вверх по течению рыбы) со всеми учужными заводами. Для защиты рыбных промыслов от калмыцких набегов и разбоя яицких казаков, Михаил Гурьев построил в 1640 году деревянный, а через 20 лет «Яицкий каменный городок» (будущий город Гурьев). Для этих построек Михаил возил с верховых городов большую часть строитель-ных материалов, мастеровых людей, «наймуя их великого дорогою ценою, втрое, вчетверо».

Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сум-му, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному фи-нансовому краху. В 1670-х годах город со всем учужным промыслом был взят в ведение при-каза Большого дворца.

Церковь Рождества Христова, возведенная на волжском берегу, создавала, вместе с другими храмами, неповторимый зубчатый силуэт города со стороны Волги. (РХ-009)

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освя-щен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. (РХ-015) В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались вся-кими "большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом". Этот при-дел, располагавшийся в подклете, - явление для Ярославля ХУII века до-вольно редкое, - был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зе-леными "муравленными" изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея - заповедника).

Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла. (РХ-024) Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел.

На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви - Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста. (РХ-032, 048)

В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской ин-тервенции. (РХ-044)

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю в центральной части Ярославля.

На 1861г. в церкви Рождества Христова было 295 прихожан - 124 мужчины и 171 женщина.

В церкви хранилась местночтимая храмовая икона «Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины.

Общая арихитектурная характеристика

Церковь Рождества Христова входила в живописный ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. (РХ-025)

Церковь Рождества сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич. (РХ-012)

По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедше-му из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутрен-ними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо. (РХ-001, РХ-056) Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего па-мятника, и в начальный период строительства была очень близка к церк-ви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два боковых придела. (РХ-021) Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи предполага-лось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви Нико-лы Надеина. (РХ-009,049)

Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия - Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно уве-личены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-за-падном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание. (РХ-011) В ходе натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено, что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже заложена и выстроен первый этаж. (РХ-014) На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. (РХ-033, 034) Абсида галереи опирается на столб. (РХ-035) Маленькая двухъярусная галерейка была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. (РХ-053) Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах. (РХ-055) Этот придел, представляющий собой четырехгранную, квадратную в пла-не башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не испортил внеш-него облика всего храма. (РХ-004) Наоборот, усложнив композицию церковного ан-самбля, он сделал его более свободным, живописным. По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность. (РХ-052) Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем перво-зданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. (РХ-023) Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI столетии. Там закомарные арки соот-ветствовали расположению внутренних сводов. Но к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт яро-славского зодчества ХVII века. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не удалось обнаружить.

В основе композиции церкви Рождества Христова лежит ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ. (РХ-001) В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полю-бившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон. Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли построенных позднее церквей Ярославля - Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер, свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены основного храма имеют традиционное трехчастное деление. (РХ-012) На южном, западном, северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны. Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав обрабо-таны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из су-хариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки. (РХ-050, 010) Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисун-ку. (РХ-029) Строители церкви Рождества Христова ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда, очень скромными по рисунку. Интересны наличники алтарных окон, расположенных на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика, которая членит-ся перехватами. (РХ-022) Широко применяются в декоре церкви ширинки - весьма рас-пространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве. (РХ-051) Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами. (РХ-047) Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя вставками.

(РХ - 030) На северо-западном углу церкви опоры арочных проемов нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных, восьмигранных, бога-то профилированных столбов.(РХ-049) На такие же столбы, только меньших размеров, опирались арки второго яруса галереи. (РХ-045) Форма таких столбов пришла из рус-ской деревянной архитектуры. Арочки миниатюрной галереи Казанского придела, позднее заложенной, поставлены на столбики-кубышки, тоже восьмигранные по форме (они сохра-нились в убранстве внутренних сеней Казанского придела). Фасады Казан-ского придела завершены развитым, тонко-профилированным карнизом. (РХ-052) Изящ-но нарисованная главка придела на стройном барабане заканчивается ажур-ным, так называемым "корсунским" крестом. (РХ-019) Это крест с четырьмя равными концами, название пошло от города Корсуни (Херсонеса), откуда кресты такой формы впервые были вывезены в Киев князем Владимиром. Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным вкусом и почти ювелирной тщатель-ностью. Он является уникальным образцом высокого мастерства ярославских кузнецов и медников ХVIII века. (РХ-018)

Крыльцо церкви - большое, домообразное, с двухскатной крышей, на ползучих арках, нарядно декорированное, типичное для начального периода ярославской архитектуры ХУII столетия. (РХ-056)

В 40-70-е года XVII века во внешнем убранстве церквей полу-чили широкое распространение зеленые "муравленные" изразцы, извест-ные с псковских памятников ХV столетия. Храм Рождества интересен как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Уз-кие пояса зеленых изразцов шли по верху центрального барабана и под карнизами апсид. (РХ-026) Изразечные вставки украшали фасады крыльца и галерей. (РХ-051, 054) Изразцы, не-большие по размерам (16х16 см), были двух видов: с изображением льва и семилепестковой розетки. Наиболее выразительны изразцы с изображением льва, они напоминают лучшие об-разцы древнерусской декоративной деревянной резьбы. На крыльце Христорождественской церкви изразцы являются новоделами - их устано-вили при реставрации 1959 года. Форма этих изразцов была определена Э. Д. Добровольской по хвостовым «рюмкам», оставшимся в кладке. Рису-нок и цвет исследователь определила по двум изразцам, сохранившимся в ширинках западного фасада паперти. Рядом с одноцветной керамикой уже рождалась полихромная. Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов (образцы черепицы хранятся в музее-за-поведнике Ярославля). (РХ-046, 027) Такое многоцветие было результатом неравных условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообра-зие ее размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой лентой опоясывающей четверик под основани-ем закомар. (РХ - 058, 016) Надписи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве. Так, в 1683 году храм Василия Блаженного был украшен изразцовой летописью. Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым очень дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их пришлось заказывать очень много, так как надпись была длинной. После употребления клише уже ни на что не годились, на повторение надписи нельзя бы-ло рассчитывать. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало выделяв-шаяся на белом фоне, свидетельствует об отсутствии у изготовителей соответствующего опыта (изразцы для лучшей видимости букв впослед-ствии прописывали масляными красками). Сам текст надписи является уникальным. Посадские люди Гурьевы «дерзнули» в нарушение традиций, кроме имен светских и духовных пра-вителей, вписать и свои мирские имена. Строительство церкви велось в период финансового могущества Гурьевых: они владели богатейшими в стране рыбными промыслами; построили яицкий город, который приобрел зна-чение не только для охраны учугов, но и для морского судоходства, развития торговли со Средней Азией, для посольского приказа в Москве составляли карты своих путешествий к «индейским землям богатым», в Бухару и к «китайским городам». И вполне естественно желание этих, стоящих на одной из низших ступеней сословной лестницы русского об-щества того времени, людей хоть таким образом сравняться с высшей .ду-ховной и светской аристократией. Изразцовые вставки, пояса, надпись, разноцветная черепица, впервые примененные ярославскими зодчими в церкви Рождества, делали этот памятник весьма живописным и декоративно нарядным. Это убранство показало, какие большие декоративные возможности таит в себе изразечное искусство. Керамика, так удачно примененная в украшении стен храма Рож-дества Христова, была, скорее всего, неместного производства, так как не дошло сведений о наличии гончарных заводов в городе в первой половине XVII века. Извест-но, что производство изразцов в этот период было хорошо налажено не только в Москве, но и в других городах (Владимир, Псков).

Мастера

Имена мастеров не сохранились, строила церковь, по мнению исследователей, ярославская артель каменщиков.

Православные храмы России
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты