Главная  >  Общество   >  Проблемы общества   >  Бедность


Бедность в России

11 октября 2007, 129

Начало экономических реформ было связано с обесценениванием и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах; затем широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий.

     Бедность в СССР (предыстория вопроса)

     

     В течение долгих лет в Советском Союзе вопрос о бедности не обсуждался в открытой печати. Считалось, что существовавшая система социальной поддержки при полной занятости трудоспособного населения в достаточной степени удовлетворяет нужды нетрудоспособных. Но это не означает, что в СССР не существовала проблема бедности.

     По оценкам В.Г. Зинина, в 1975 г. в целом по стране среди семей рабочих и служащих доля имеющих доходы ниже черты бедности составляла 16%, а среди колхозников — 39%. В 1985 г. (при пороге бедности в 75 руб.) — соответственно 16,3% и 27,6%. Накануне реформ, в 1989 г., к категории бедных, по разным оценкам, относились 16-25% от общей численности населения.

     Основными факторами бедности в советское время, помимо высокой иждивенческой нагрузки (многодетные семьи), являлись низкие пенсии нетрудоспособных и низкая заработная плата работников ряда отраслей. Это было показано в исследованиях на примере Таганрога, которые проводились каждое десятилетие начиная с 1968 г.

     Наличие бедности косвенно признавалось на уровне государственной социальной политики. В 1975 г. в Советском Союзе впервые ввели пособие на детей в малообеспеченных семьях. Малообеспеченной была признана семья с доходом ниже 50 рублей. К 1985 г. порог бедности был поднят до 75 рублей и служил критерием определения минимальной заработной платы и минимальной пенсии. При этом прожиточный минимум составлял половину медианного душевого дохода гражданина СССР.

     

     Влияние реформ 1990-х годов

     

     Начало экономических реформ было связано с обесценениванием и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах; затем широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий. Во многом это было связано с тем, что Россия, как и большинство бывших республик Советского Союза, в социальной сфере ориентировалась на страте гию, отличающуюся от той, что придерживались страны Восточной Европы с переходной экономикой. Известно, что ориентация на всеобщую занятость при социализме породила избыточную занятость. Большинство стран Восточной Европы в решении этой проблемы пошли по пути перераспределения и реструктуризации рынка труда через безработицу. В России же по преимуществу прошло замещение потенциальной безработицы, по меньшей мере в объеме около 1/3 занятого населения, умеренной официальной безработицей и гигантским снижением реальных заработков. Поэтому падение реальных доходов населения и рост их дифференциации — это две основные тенденции в изменении уровня жизни в России за последние 10 лет. По данным Госкомстата России, реальная официально выплачиваемая работникам заработная плата в 1999 г. составила 33% от уровня 1990 г. Эти тенденции развивались, как уже отмечалось, на фоне сокращения количества благ и услуг, в прошлом предоставлявшихся бесплатно или почти бесплатно (в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта).

     Несмотря на то что существенное падение доходов населения в ходе реформ в России признано всеми политиками и учеными, количественные оценки бедности значительно различаются и более того — противоречат друг другу. Например, в 1996 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по данным Госкомстата России составляла 22%, по данным Всероссийского мониторинга экономического положения и здоровья семей (the Russia Longitudinal Monitoring Survey, RLMS) — 36,3%, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения — 52,3% (на основе помесячных данных). Согласно данным Госкомстата России за годы реформ доля бедных среди населения страны уменьшилась с 33% до 22%, а по данным RLMS, наоборот, — возросла с 11,1% до 36,6%. Оценки уровня бедности в Российской Федерации неоднократно становились объектом политического манипулирования, поэтому, чтобы избежать предвзятости в мнениях, нужно предварительно разобраться в теории и методологии вопроса.

     

     Как измерить бедность?

     

     

     Бедность — характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать основные потребности в еде, одежде, жилье и другие физиологические и социальные потребности. Она отражает не только индивидуальные особенности потребления, но также наличие и доступность различных общественных благ, например услуг здравоохранения. Строгого, однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модифицируется. Наиболее известная классификация подходов к определению бедности выделяет четыре концепции: абсолютную, относительную, депривационную и субъективную.

     Абсолютная (нормативная) концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов или расходов с прожиточным минимумом. Поскольку дать оценку качественным параметрам потребления трудно, в этой концепции оценивается не потребление, а доход как мера располагаемых потребительских ресурсов. Важнейшее значение при этом имеет методика оценки прожиточного минимума, который включает расходы на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи и разрабатывается в целом по населению и по основным социально-демографическим группам: трудоспособные граждане, пенсионеры, дети (до 6 лет и от 7 до 15 лет).

     Абсолютная концепция бедности является официальной методологией в Российской Федерации и служит основанием для государственной социальной политики. Закон "О государственной социальной помощи" говорит, что социальная помощь должна оказываться для поддержания уровня жизни малоимущих семей, и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации.

     С 2000 г. расчет величины прожиточного минимума в Российской Федерации ведется по новой методике. Субъекты Российской Федерации разрабатывают проекты потребительских корзин, Минтруд России проводит их экспертизу. После экспертизы регионы получают возможность утвердить свои проекты и установить величину регионального прожиточного минимума в соответствии с новыми требованиями.

     Относительная концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов домохозяйства не с прожиточным минимумом (абсолютным показателем), а со средним уровнем дохода домохозяйств по стране (относительным показателем). В европейских странах домохозяйство считается бедным, если его доход составляет менее 50% среднего дохода домохозяйств. Например, в Ирландии в 1998 г. 20% населения проживало за чертой бедности.

     Депривационная концепция бедности построена на основе измерения бедности с учетом отклонений от преобладающих в обществе стандартов потребления. Для этого необходимо определить базовый список деприваций (лишений) и построить индекс деприваций, который определит, какая концентрация лишений из базового списка ассоциируется с бедностью. Одним из примеров деприваций является невозможность приобретать предметы гигиены. Более высокая концентрация лишений в домохозяйстве повышает вероятность его принадлежности к бедным.

     Субъективная концепция бедности измеряет бедность на основе представлений населения о том, какие денежные ресурсы необходимы семье, чтобы не быть бедной. В вышеупомянутом исследовании респондентам задавался вопрос: "На что хватает ваших текущих доходов?" — и семьи, которые, по их собственному признанию, не могли себе позволить ничего, кроме самой простой еды и расходов на жилье, были отнесены к бедным.

     Существуют и другие подходы к оценке бедности. Например, UNDP (Программа развития ООН) при определении индекса человеческого развития использует показатели доступности общественных благ для беднейших слоев населения.

     Можно осуществлять комбинированную оценку бедности на основе нескольких концепций. В условиях стабильного общества со сложившимися стандартами жизни линии бедности, построенные на основе различных концептуальных подходов, практически совпадают. Домохозяйство с доходом ниже прожиточного минимума испытывает несколько деприваций из списка базовых лишений и относит себя к бедным по субъективному ощущению. Так было в СССР, где прожиточный минимум совпадал с чертой бедности, определенной в пределах относительной концепции бедности.

     Однако в условиях переходной экономики совокупность бедных cемей, идентифицированная по различным концепциям бедности, имеет очень маленькую зону пересечения. Для стран с переходной экономикой характерны множественная занятость, концентрация доходов в неформальной экономике, широкое распространение натуральных (взамен денежных) форм оплаты труда. В сочетании с нерегулярностью выплаты заработной платы и социальных трансфертов эти особенности формирования доходов населения ставят под сомнение приоритетность метода идентификации бедности на основе сопоставления текущих денежных доходов с прожиточным минимумом, что является официальной для России методологией измерения бедности.

     Вышеописанные четыре подхода дополняют друг друга и в совокупности позволяют идентифицировать наиболее бедные семьи следующим образом: в России к их числу нужно относить такие семьи, которые бедны сразу по нескольким критериям бедности, то есть в рамках и абсолютной, и относительной, и субъективной концепций.

     

     Основные источники информации о бедности в России

     

     Существуют два основных источника информации о бедности: выборочные всероссийские обследования домашних хозяйств Госкомстата России и RLMS (Университет штата Северная Каролина и Институт социологии, Москва).

     Госкомстат проводит обследования бюджетов домохозяйств на основе выборки 48,6 тыс. домохозяйств, которая организована на принципах репрезентативности для страны в целом и для каждого субъекта Российской Федерации. Госкомстат публикует два ряда оценок бедности: с дооценкой и без дооценки доходов (данные бюджетной статистики). Оценка уровня бедности, т. е. доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, дается на основе не эмпирических данных, а расчетного ряда распределения по доходам. Процедура построения расчетного ряда включает в себя механизм дооценки среднего уровня дохода на основе данных о расходах населения. В отдельные годы эта дооценка составляла 50%. Экономическим обоснованием целесообразности такой корректировки является тот факт, что значительная часть доходов скрывается от учета.

     Начиная с 1997 г. Госкомстат России использует при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств показатель располагаемых ресурсов. Он исчисляется как сумма денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений, включая использованные на текущее потребление ранее накопленные средства, а также натуральные поступления продуктов питания и предоставленные в натуральном выражении дотации и льготы. С этого же момента при оценке бедности в стране с величиной прожиточного минимума сопоставляются уже не доходы, а располагаемые ресурсы домашних хозяйств.

     Исследование RLMS основано на выборке 6,5 тыс. домохозяйств, представляющей население России в целом, и заключается в серии общенациональных опросов. Последний, восьмой, раунд RLMS был проведен в ноябре 1998 г. При определении доли бедных использовался показатель эквивалентных совокупных доходов, который, кроме денежных доходов, включал натуральный доход от домашнего хозяйства и учитывал величину прожиточного минимума, отличающуюся от официальной. Кроме того, использовался не среднедушевой доход, а эквивалентный душевой доход, рассчитанный с учетом экономии на питании и других расходах в больших семьях. Согласно этим коэффициентам при определении душевого дохода в семье, состоящей из двух человек, общий совокупный доход семьи делился на 1,78; для семьи из трех человек — на 2,42; из четырех человек — на 2,99; из пяти — на 3,53.

     Данные всероссийских обследований бюджетов домашних хозяйств дополняются различными социологическими исследованиями, среди которых важнейшее место занимает исследование бедности среди городского населения, проведенное Эссекским университетом (Великобритания) и Институтом социально-экономических проблем народонаселения (Москва). Это исследование включило опрос в Санкт-Петербурге (крупный город столичного типа, рассматриваемый как место низкой концентрации бедных семей) и в г. Вяз-ники Владимирской области (малый город, рассматриваемый как место высокой концентрации бедных семей). Для анализа использовался метод де-приваций и комбинированных линий бедности. Несмотря на то, что исследование было проведено в 1997 г., оно остается уникальным источником информации.

     В настоящей работе представлены некоторые данные качественных обследований (интервью, анализ карточек клиентов социальных служб), которые Фонд "Институт экономики города" провел в 2000 г. в Перми (крупный город, характеризующийся высокими темпами экономического роста), Томске (средний город, образовательный и промышленный центр) и Арзамасе (небольшой город, испытывающий трудности с диверсификацией оборонной промышленности).

     

     Оценки уровня бедности

     

     Официальным индикатором масштабов распространения бедности в России является доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На основе динамики этого показателя делаются выводы о характере изменений в уровне жизни населения. Семья считается бедной, если ее денежные доходы в расчете на 1 человека ниже прожиточного минимума. По официальным данным Госкомстата, в 2000 г. 29,1% населения России имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. До августовского кризиса 1998 г. около 20% российских граждан были бедными. После августовского кризиса — уже 35%. Без дооценки доходов масштабы распространения бедности увеличиваются более чем в полтора раза: в III квартале 2000 г. у 47,4% населения денежные доходы не превышали прожиточный минимум.

     Комбинированные оценки бедности среди городского населения можно проиллюстрировать на примере городов Санкт-Петербурга и Вязники Владимирской области. Оценка бедности среди городского населения методом деприваций показывает, что лишения в той или иной степени присутствуют у 51,9% опрошенных домохозяйств в Санкт-Петербурге и у 66,5% — в Вязниках. Если бедными считать семьи с тремя и более депривациями, уровень бедности составляет 16% в Санкт-Петербурге и до 23,2% — в Вязниках. Наиболее распространенными являются деприваций, связанные с невозможностью удовлетворить потребности в мясных продуктах и медицинских услугах.

     

     Не все семьи, признанные бедными по доходам, сохраняют статус бедных в случае измерения бедности через лишения и по субъективной оценке.

     Бедными по трем измерениям (по доходу, депривациям и по субъективной оценке — т. е. в соответствии с правилами комбинированной оценки) оказались в среднем 13% опрошенных домохозяйств. Этот результат значительно отличается от того, что получается при измерении бедности по каждой отдельно взятой концепции: комбинированный критерий фиксирует почти в 3 раза меньшие масштабы распространения бедности.

     

     Анализ причин несовпадения оценок бедности при использовании различных концепций позволил сделать следующие выводы.

     

     1. Треть семей с низкими доходами не испытывают лишений и имеют относительно высокие субъективные оценки уровня жизни. Детальный анализ показал, что, скорее всего, эти семьи скрывают свои трудовые доходы.

     

     2. Удалив из области рассмотрения эту группу, в отношении остальных можно сделать вывод, что отсутствие лишений при низком доходе зависит от таких факторов, как включенность в систему межсемейной взаимопомощи (чаще всего в форме помощи продуктами, реже — деньгами) и возможность выращивать продукты в своем подсобном хозяйстве. В малых городах, кроме этого, большую роль играет помощь родственников или друзей в виде бесплатных услуг (работа в саду, на огороде; помощь в ремонте или строительстве и т. п.) — среди бедных по доходам, но не по депривациям почти половина получает подобную помощь услугами, тогда как у бедных одновременно и по доходам, и по депривациям это встречается значительно реже.

     

     Социально-демографический портрет бедности

     

     С социально-демографической точки зрения в наибольшей степени подвержены бедности как полные, так и неполные семьи с тремя и более детьми. По данным за III квартал 1999 г. доля семей из двух данных категорий с доходами ниже прожиточного минимума составляла 80,3% и 81,0% соответственно. Следовательно, существует тесная взаимосвязь между бедностью и числом иждивенцев. Повышенная степень риска бедности фиксируется у детей в возрасте до 6 лет (более 70% среди лиц данной категории). Вместе с тем при более детальном анализе (например, при измерении бедности методом деприваций) становится понятно, что среди лиц пенсионного возраста есть группа, которая по всем параметрам относится к категории беднейших, — это одиноко проживающие пенсионеры старше 65 лет. Для данной категории населения риск бедности повышается в крупных городах, где межсемейная солидарность несколько ослаблена.

     При комбинированной оценке бедности все три метода (абсолютный, депривационный и субъективный) дают однозначный ответ: неполные семьи наряду с одинокими пенсионерами старшего возраста составляют наименее защищенные слои населения; более трети одиноких пенсионеров и четверть неполных семей относятся к бедным сразу по трем признакам. Среди отдельных социальных категорий в наибольшей степени подвержены риску бедности временно не работающие граждане (по данным за III квартал 1999 г. — около 65%), женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (67%), и получатели пособия по безработице (71%).

     Социологические обследования позволяют также выделить типы семей, в которых высока вероятность получения тех или иных дополнительных доходов. К семьям, в которых доходы от вторичной занятости или случайных заработков не составляют существенной доли в бюджете, относятся одиноко проживающие пенсионеры и отдельно проживающие семьи пенсионеров; неполные семьи с детьми до 16 лет; семьи, где трудоспособные члены находятся в вынужденном отпуске или им задерживается заработная плата. Семьи, в бюджете которых доля доходов от вторичной занятости или случайных заработков достаточно высока, — это те, в которых граждане, не состоящие в браке, проживают со взрослыми детьми; семьи, включающие три поколения; семьи, в составе которых есть лица, имеющие статус безработных, а также временно не работающие граждане.

     

     Особенности бедности в городе и на селе

     

     Для Российской Федерации характерны значительные (иногда до десятков раз) региональные различия в величине доли бедного населения (более подробно об этом см. статистические справочники).

     В данной статье мы хотели бы рассмотреть особенности распространения бедности в городах и в сельской местности. Различия здесь весьма значительные. Согласно данным бюджетной статистики по показателю располагаемых ресурсов домохозяйств доля бедного населения среди горожан в 2000 г. составляла 35,1%, среди сельских жителей — 46%. Из таблицы 1 видно, что более высокая степень концентрации бедных продолжает в сельской местности сохраняться. Данный вывод остается справедливым и при переходе к более "жестким" критериям оценки бедных, позволяющим выделить самых бедных среди бедных. Доля населения с уровнем благосостояния (доходами или располагаемыми ресурсами) в два и более раз ниже прожиточного минимума оказалась на селе к 2000 г. в 1,87 раза выше, чем в городе.

     Данные RLMS также подтверждают, что бедность меньше распространена в городах. При этом в городе выше вероятность мобильности, т. е. перехода из состояния бедности в состояние не бедности, и ниже вероятность длительной, застойной бедности.

     Экономические реформы вызвали значительную стратификацию населения.

     Уровень дифференциации в городе выше, чем на селе. В то же время уровень жизни дифференцирован и в городах в зависимости от их типа. Наиболее "успешными" являются крупнейшие города (с населением более 1 млн. человек). Типичной "зоной бедности", средоточием ее крайних и застойных форм являются малые города, в которых проживает четверть населения России. В поселениях этого типа бедность не только значительно распространена, но и характеризуется самыми низкими параметрами текущего потребления наиболее насущных материальных благ, прежде всего продуктов питания. В отличие от жителей крупных городов жители малых имеют крайне ограниченные возможности при поиске не только приработка, но и основного места работы, обеспеченного реальной, выплачиваемой зарплатой. Не имеют они и крупных приусадебных хозяйств, которые могли бы обеспечивать их семьи продуктами питания, а многие живут достаточно далеко от своих земельных участков.

     

     

     

М. И. Либоракина, Л. И. Овчарова
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты