Главная  >  Общество   >  Проблемы общества   >  Бедность


Социальное партнерство в России

11 октября 2007, 47

Вопросы регулирования социально-трудовых отношений и уровня жизни в современной России актуальны сегодня как никогда раньше. Различные варианты решения этих вопросов прорабатываются на протяжении многих лет.

Вопросы регулирования социально-трудовых отношений и уровня жизни в современной России актуальны сегодня как никогда раньше. Различные варианты решения этих вопросов прорабатываются на протяжении многих лет. При этом практика показывает, что действенное решение вопросов, связанных с трудовыми отношениями и уровнем жизни возможно лишь через регулирование основных компонентов уровня жизни населения. К таким компонентам относятся: здоровье, питание, жилище, домашнее имущество, услуги населению, культурное развитие, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и социально-бытовая обстановка.

Прямое регулирование таких компонентов, как условия труда и отдыха, социальное обеспечение, частичное - культурного развития и услуг населению и опосредованное – всех остальных компонентов, происходит в настоящее время посредством особой формы – коллективно-договорного регулирования. На практике оно реализуется через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и коллективных договоров на уровне предприятий (организаций) между представителями работников, представителями работодателей и государством.

Именно они – эти соглашения  призваны сыграть роль регулятора, в первую очередь, трудовых отношений, которые составляют основу экономики страны.

В целом наблюдается положительная динамика – в сторону возрастания количества всех видов соглашений (кроме Генерального соглашения, соответственно). Отдельный «провал» наблюдается по заключению отраслевых тарифных соглашений (далее – ОТС) в 1997-1998 гг. Это связано с тем, что в эти годы из-за различного рода реформирований государственных структур, отдельные профсоюзные организации «потеряли» своего работодателя в лице определенных Министерств. Обстановка стала налаживаться только в 1999 году с началом активных действий непосредственных работодателей к образованию объединений.

Число региональных соглашений стабилизировалось, начиная с 1995 года примерно в пределах 77-78. Это означает, что на уровне регионов РФ стабильно не заключаются соглашения в 13-14 из них. В числе таких регионов находятся: Чеченская и Ингушская Республики, Магаданская область, а также Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Ямало-Ненецкий и Агинский Бурятский автономные округа.

Весьма существенный рост наблюдается по количеству отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений, заключаемых в регионах РФ – с 241 в 1993 году до 2062 в 1999 году, т.е. в 8,5 раза. Особенно интенсивно развивался этот процесс в 1994 году (рост в 2 раза по сравнению с 1993г.), в 1996 и 1999 годах (рост по отношению к предыдущему году почти в 1,5 раза). Примечательным является тот факт, что в последнее время увеличивается (и абсолютно и относительно) число заключаемых профессиональных соглашений. Так, если в 1998 г. их насчитывалось 100 или 7% от общего количества отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений, заключаемых в регионах РФ, то в 1999 году число профессиональных соглашений возросло до 307, и они занимают теперь почти 15%.

Далеко не во всех регионах РФ сложилась определенная практика заключения профессиональных тарифных соглашений. Пока лидируют в этом отношении Уральский, Поволжский, Восточно-Сибирский и Северо-Западный районы, где доля этих соглашений от 10 до 40% и выше.

Самым динамичным можно признать процесс увеличения количества территориальных соглашений, заключаемых на уровне городов и районов РФ. Число таких соглашений увеличилось в 1999 году, по сравнению с 1993 годом более, чем в 13 раз – с 62 до 827. В настоящее время более половины (54,5%) городов и районов в целом по Российской Федерации охвачены территориальными соглашениями.

Степень охвата городов и районов РФ территориальными соглашениями колеблется в довольно широких пределах – от 11,8% в Дальневосточном районе до 80,1% в Западно-Сибирском. Наиболее высокая степень охвата территориальными соглашениями наблюдается в таких субъектах Федерации, как: Ивановская область (73%), Калужская область (76,9%), Республика Мордовия (96%), Кировская область (77,3%), Белгородская область (86,4%), Республики Адыгея (100%), Татарстан (100%), Карачаево-Черкесская Республика (100%), Краснодарский край (100%), Оренбургская область (100%), Ставропольский край (100%), Курганская область (84,6%), Алтайский край (90,1%), Новосибирская и Читинская области (100%).

Общее количество заключенных на предприятиях и в организациях коллективных договоров при увеличении его в 1999 году по сравнению с 1993 годом более, чем в 2 раза на протяжении последних 4-х лет остается практически неизменным.Таким образом, при увеличении количества предприятий и организаций неизменное количество заключаемых коллективных договоров приводит к резкому снижению степени их распространения. Так, в 1997 году в целом по РФ коллективные договора заключались на 18% предприятий всех форм собственности, тогда как в 1999 году – только на 10% предприятий заключались такие договора. На крупных и средних предприятиях основных отраслей экономики степень охвата предприятий коллективными договорами в настоящее время несколько выше – 28,4% При этом самый высокий процент охвата – в промышленности (82,2%), самый низкий – в области культуры и искусства (17,1%).

Просматриваются две основные тенденции:

Первая – снижение степени распространения коллективно-договорного регулирования на предприятиях всех без исключения форм собственности.

Вторая – повсеместное увеличение доли регистрируемых договоров из их общего числа.

Причем, характерно, что первая тенденция выражена не столь однозначно по всем рассматриваемым позициям. Так, четкая тенденция к относительному снижению количества заключенных коллективных договоров наблюдается по предприятиям частной формы собственности и смешанной формы собственности с иностранным участием. По другим формам собственности, включая государственную, муниципальную, собственность общественных объединений, тенденция к относительному снижению степени охвата предприятий коллективными договорами наметилась только в 1999 году. При этом резкое снижение доли охваченных коллективными договорами предприятий в 1999 году по сравнению с 1998 годом не привело все-таки к снижению этой доли за весь рассматриваемый период – в 1999 г. доля осталась на уровне 1997 г. или оказалась чуть выше. По предприятиям смешанной без иностранного участия и прочих форм собственности этот показатель также при колебаниях внутри периода в конечной точке (1999 г.) оказался все же ниже начального (1997г.).

Вторая тенденция в отличие от первой проявляется четко и однонаправленно за весь рассматриваемый период по всем формам собственности. Это означает, что предприятия, на которых заключаются коллективные договора, становятся все более и более дисциплинированными в соблюдении действующего законодательства, предусматривающего процедуру уведомительной регистрации подписанного сторонами коллективного договора в соответствующем органе по труду по месту нахождения организации.

Рассмотрим более подробно современную практику заключения и реализации соглашений и коллективных договоров в России.

По определению Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

И, хотя закон был принят в 1992 году, только в 1995 году впервые был выдержан законодательно установленный порядок последовательности заключения договоров и соглашений на различных уровнях. Генеральное соглашение по срокам его заключения возглавило цепочку отраслевых и территориальных соглашений. Однако, это чисто организационный момент. По характеру обязательств Генеральные соглашения всех прошедших лет, вплоть до последнего, заключенного на 2000 – 2001 годы, - это скорее план мероприятий, план намерений правительства, работодателей, профсоюзов по разработке проектов законов, а также организационных мер. На федеральном уровне, как показывает время, выполнение этого плана мероприятий осуществляется еще и с существенным отставанием от намеченных сроков.

Наиболее значимым для Российской Федерации является регулирование трудовых отношений и отношений по поводу заработной платы, в частности, в рамках территорий (регионов).

Теоретически, региональные соглашения определяют, с одной стороны, тот же круг вопросов оплаты труда, что и Генеральное соглашение, в случае, если имеется возможность и необходимость: устанавливают более высокие гарантии по оплате труда, условия оплаты по сквозным профессиям и должностям, размеры надбавок и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный стаж работы на ней.

Региональные соглашения заключаются на территориальном уровне и устанавливают условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными возможностями.

Однако, практика показывает, что продолжается заключение территориальных соглашений в полной изоляции от других видов соглашений и договоров. Если говорить об охвате территорий и сроках заключения соглашений, здесь можно признать наличие должного порядка. Однако, характер и содержание этих соглашений, в том числе по основному вопросу – регулированию оплаты труда – остается менее всего отработанным. Во многих соглашениях он практически не рассматривается. Опросы работников предприятий – представителей работодателей и работников – говорят о том, что до сегодняшнего дня они даже не знают о существовании территориальных соглашений.

В такой ситуации говорить можно лишь о том, что содержание и обязательства, принятые в территориальных соглашениях объединениями работодателей, объединениями работников – профсоюзами и администрацией территории, не затрагивают интересы конкретных работодателей и работников предприятий (организаций) региона.

Говоря о структуре региональных соглашений, можно отметить совпадение с отраслевыми тарифными соглашениями по названиям разделов: уровень жизни и оплата труда, социальные гарантии, занятость населения, охрана труда, совершенствование социального партнерства. Однако, внутри каждого раздела в отличие от отраслевых тарифных соглашений все мероприятия разграничены по субъектам, отвечающим за их исполнение: Правительство (или Администрация), Работодатели (или Товаропроизводители), Профсоюз.

Анализ территориальных соглашений свидетельствуют о том, что в большинстве своем они остаются не обязательными для работодателей и работников предприятий (организаций). Они, как правило, ограничиваются обязательством администрации территории периодически – один раз в месяц или в квартал рассчитывать бюджеты прожиточного минимума и второе - рекомендацией для работодателей использовать его при определении минимального уровня оплаты труда при разработке коллективного договора на предприятии.

Вместе с тем можно отметить и положительные сдвиги в практике заключения территориальных соглашений. В соглашениях ряда регионов на 1999 и 2000 годы предусматриваются различные способы и механизмы регулирования вопросов оплаты труда и степень обязательности использования условий соглашений.

Вопросы регулирования заработной платы в организациях рыночного сектора экономики практически отданы на откуп работодателям. Профсоюзам, чтобы завоевать авторитет среди наемных работников, необходимо повысить уровень требований, предъявляемых к работодателям, обеспечивать более четкое юридическое оформление положений, соглашений, и коллективных договоров, включать в них такие нормы, которые реально защищали бы наемных работников.

Анализ региональных соглашений в части социальных гарантий показывает, что в некоторых регионах администрация предоставляет налоговые льготы предприятиям, направляющим высвобождаемые средства на оказание социальной защиты, пенсионное обеспечение, содержание объектов культуры и спорта (Центральный район – Тверская область, Поволжский район – Самарская область). Работодатели обязуются выделять профсоюзам средства на их работу, а профсоюзы отвечают за санаторно-курортное оздоровление членов профсоюза и их детей. Во многих же региональных соглашениях (например, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Саха (Якутия) вообще умалчивается о таких гарантиях.

В Северных районах ставится вопрос о компенсационных выплатах работникам, переводимым на режим неполного рабочего дня, а также находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. В Дальневосточном районе Администрации поручается устанавливать показатель предельно допустимого уровня безработицы, дифференцированный по районам края.

Поскольку отраслевой принцип управления экономикой продолжает сохранять ведущее место, отраслевые соглашения сегодня являются исходным правовым документом или рекомендацией для тех предприятий, на которые они распространяются.

Отраслевые тарифные соглашения, принимаемые на федеральном уровне, определяют размеры или соотношения в оплате труда по основным профессионально - должностным группам, особенности оплаты отдельных групп работников (например, станочников в машиностроении и т.п.), виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, отражающие отраслевую специфику, основные условия стимулирования работников.

По состоянию на 27.03.00 г. в России действует 50 отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, заключенных на федеральном уровне. В 1999 г. их количество составляло 58.

Из 58 заключенных в 1999 году ОТС 34 соглашения было заключено на двухсторонней основе между отраслевыми профсоюзами и Минтрудом России, 13 ОТС заключено на трехсторонней основе между отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей и федеральным органом власти, 11 соглашений – это соглашения между работодателем и профсоюзом. Эти данные говорят о том, что профсоюзы, защищая интересы работников, апеллируют в основном к федеральному центру, а не непосредственно к работодателю или их объединениям. Это негативная сторона коллективно-договорного процесса в целом по России, показывающая слабость профсоюзных объединений и их активности, а также отсутствие соответствующих объединений работодателей и их нежелание брать на себя какие-либо обязательства в отношении труда работников.

Последнее особенно касается крупных промышленно-производственных, финансовых и других компаний и корпораций, которые отказываются участвовать в подписании какого-либо вида соглашений и не хотят делегировать свои полномочия ни одному объединению работодателей РФ.

Таким образом, в России возникла ситуация, когда несколько крупнейших работодателей, имеющих по совокупности большую долю собственности, не несут никакой ответственности и не берут на себя никаких обязательств в отношении оплаты труда, условий труда и социальных гарантий своих работников.

В отношении работодателей на данный момент срабатывают две основные причины, побуждающие их к объединению и заключению соглашений – это активность профсоюзов и лоббирование собственных интересов в политической жизни страны.

То есть, в России, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой, коллективно-договорной процесс начинается с «низов», с работников, которые «давят» на работодателей и пытаются заставить их заключать различные виды соглашений. В развитых странах этот процесс идет в обратном направлении: сверху – вниз. Например, в Германии из всего количества договоров примерно 85% заключается по инициативе и при активной деятельности самих работодателей и только 15% - по требованию работников. В развитых странах, имеющих более богатую историю коллективно-договорного регулирования процесса социально-трудовых отношений, прежде всего работодатель заинтересован в заключении соглашений и колдоговоров, так как это стабилизирует ситуацию на предприятии, в отрасли, в регионе и одновременно, является принятой нормой цивилизованных отношений по поводу рабочей силы, используемой в их производстве.

Характерный срок действия ОТС составляет три года. Для ряда отраслей бюджетной сферы этот срок в основном – два года, иногда он бывает продлен путем пролонгации при внесении изменений и дополнений (в основном в раздел оплаты труда).

ОТС различаются по степени распространения. Если по одним соглашениям их действие распространяется на предприятия всех организационно-правовых форм, делегировавших право их подписания представителями работодателей, то согласно записи в других ОТС их сфера деятельности – все работники предприятий различных организационно-правовых форм, где имеются первичные организации профсоюзов, подписавших соглашение.

Н.В. Акумова, Н.В. Локтюхина, О.И. Меньшикова
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты