Главная  >  Экономика   >  Русский товар


Тульский пряник

11 октября 2007, 63

Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками. Пряник широко вошел в быт народа. В XVIII - XIX веках пряники выпекали кислые и пресные. Кислые - из заквашенного теста - были дороже и пользовались спросом у состоятельных людей.

Тульский пряник - визитная карточка не только Тулы, но и всей России. Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками.

Пряник широко вошел в быт народа. В XVIII - XIX веках пряники выпекали кислые и пресные. Кислые - из заквашенного теста - были дороже и пользовались спросом у состоятельных людей. Темно-коричневые - на меду и патоке - были сдобные и пышные.

Бедным предназначались пряники из пресного теста, которые были дешевле и в изготовлении легче.

Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Лепные фигурные - древнейшие и самые распространенные - отличались простотой и оригинальностью.

Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными.

Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные. С ними связывались многие старинные обычаи и поверья. Без пряников не проходило ни одно событие.

Сказать, кто и когда изготовил первый пряник, невозможно. Первое упоминание о тульском прянике хранится в писцовой книге (1685 г.). До наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников. Доски резали из березы и груши. Возраст деревьев около 30 лет. Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили до 20 лет. Края досок для прочности смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок. Пряничная доска - это форма для пряников.

Фигурный пряник - предмет художественного творчества. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение.

С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием.

Тульские пряники считались у наших отцов дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. В таких случаях на доске вырезали буквы, соответствующие начальным буквам имен архангелов.

Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами.

Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству.

Выпекали пряники по готовым формам. Внешний вид и красота целиком зависели от форм. Пряники с надписями особенно ценились. Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать надпись еще сложнее.

Изготавливали пряники подобно хлебу домашним способом в деревнях, а позднее в городе. Все доски делились на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские.

Фигурные доски - прямоугольной формы. Узоры на них несложные, глубина резьбы разная.

Штучные доски были с изображением орнамента и мелкоузорной выемкой. Эти пряники в основном изготовлялись для простого люда и детей.

Наборные доски употреблялись при выпечке небольших пряников. Большая доска делилась на части, каждый небольшой пряник обладал законченным узором.

Почетные доски указывают на черты богатого быта и хозяйственного размаха, свидетельствуют об уровне художественного дела. Бытование их относится к середине XVIII века. Эти доски больших размеров. Вес некоторых пряников доходил до нескольких пудов.

Тип городских пряничных досок объединяет в себе небольшие доски позднего происхождения с краткой резной надписью, обозначающей город, где изготавливались пряники.

К XIX в. крестьянское пряничное производство вытеснено фабричными изделиями. Постепенно пряник утерял обрядовое значение и стал использоваться только как лакомство.

Удивительно загадочные надписи на некоторых пряничных досках открывают нам малоизвестные страницы пряничного дела. Известно, что в конце XIX в. во Франции, Бельгии, Нидерландах и других странах проходили международные выставки, согласно сохранившимся доскам с надписями "Линбурския", "Линверс", "Линбурск" можно предполагать, что эти доски готовили для данных выставок, но при резьбе на пряничных досках в названии городов Либурн, Лимбург были допущены орфографические ошибки.

С конца XIX века - начала XX века художник-резчик пытается на досках запечатлеть новую символику. В годы советской власти новые слова "комсомол", "фестиваль", "олимпиада" нашли свое место на пряничных досках.

Доски резчиков продолжают радовать мастеров-пряничников. И, несмотря на широко развитую автоматизацию в кондитерской промышленности, пряничный труд по-прежнему остается ручным

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты