Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация   >  Военно-транспортная авиация   >  ОКБ Антонова (Ан)


Транспортный самолет Ан-8

11 октября 2007, 85

Серийное производство Ан-8 продолжалось с 1958 по 1961 год. Всего был изготовлен 151 самолёт. Они эксплуатировались до начала 90-х годов. Отдельные экземпляры, принадлежащие российским частным авиакомпаниям, продолжают летать до сих пор.

Разработка двухдвигательных пассажирского "Н" и транспортного "П" самолётов началась в ГСОКБ-473 О.К.Антонова в январе 1954 года в соответствии с Постановлением СМ СССР №2922-1251 от 11 декабря 1953 года и приказом МАП №278 от 23 декабря 1953 года. Ведущим конструктором был назначен А.Я.Белолипецкий. Для работы над проектом в ГСОКБ-473 был переведён ряд специалистов из других КБ. В апреле 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов ХАИ. Для приобретения опыта проектирования многие конструкторы былb направленs в ОКБ А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина, а также на серийные заводы для изучения конструкции самолётов Ту-16 и Ил-28. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р.Л.Бартини (в частности им был сконструирован пол грузовой кабины).

Первоначально предполагалось установить на самолётах "Н" и "П" двигатели ТВ-2Ф, разрабатывавшиеся в ОКБ Н.Д.Кузнецова при участии немецких специалистов, позже ТВ-2Т (его доработка осуществлялась в ОКБ-478 А.Г.Ивченко). Работы по проекту "П" продвигались быстрее, чем "Н", а вскоре разработка проекта последнего была вообще приостановлена. Эскизный проект самолёта "П" был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, провести большой объём теоретических и экспериментальных работ. Изучение вопросов, связанных с десантированием грузов, проводилось при помощи моделей, подвешенных под крылом Ан-2. 25 октября 1954 года макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами силовой установки: с ТВД ТВ-2Т и ТРД АЛ-7. Затем на заводе №473 началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. 11 февраля 1956 года экипаж лётчика-испытателя Героя Советского Союза Я.И.Верникова впервые поднял его в небо с аэродрома Святошино. Заводские испытания проводились в Борисполе, Киевском аэропорту "Жуляны" и ЛИИ. 18 августа самолёт был впервые показан публике на воздушном параде в Тушино. Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта. Самолёт показал неплохие характеристики. Он поднимал в воздух и производил десантирование посадочным и парашютным способом различные виды техники. Но на испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м.

Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели НК-4 или АИ-20, но их мощности было явно недостаточно, что послужило толчком к разработке четырёхдвигательного варианта самолёта "П". Однако А.Г.Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 э.л.с. В июле-октябре 1957 года были поведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в ОКБ была доработана конструкцию самолёта: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. В том же году Ташкентский авиазавод №84 приступил к серийному производству самолёта под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал ГСОКБ-473 (приказ ГКАТ от 29 июля 1959 года). Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. Предполагалось также организовать производство и на заводе №23, но через несколько месяцев работы прекратили. 20 июня 1959 года начались заводские, а 7 августа - государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но доводка продолжалась и после этого.

Грузовой отсек Ан-8 вмещал крупногабаритную технику, в том числе пушки калибра до 122 мм и миномёты калибра 120 и 160 мм с автомобилями ГАЗ-63, 2 самоходные установки АСУ-57, бульдозер Д-217, автомобиль ЗИС-151, бронетранспортёры БТР-40 и БТР-152, до 60 солдат с полным вооружением или 40 парашютистов.

В 1959 году первые Ан-8 стали поступать в 229 втап (г. Тейково Ивановской обл.) и 374 втап (г. Тула) 12 Краснознамённой Мгинской втад. В 1961 году машину получили ещё 2 полка: в Кречевицах (Новгородская обл.) и Завитинске (под Читой). Наиболее массовое примение Ан-8 состоялось в 1962 году во время учений "Стальной щит" на территории ГДР и Польши. К началу 70-х годов на вооружение ВТА в массовом порядке стали поступать более севершенные самолёты Ан-12, а Ан-8 стали передаваться в авиацию ВМФ, ПВО и на различные предприятия МАП (авиазаводы в Арсеньеве, Комсомольске-на-Амуре, Куйбышеве, Новосибирске, Омске, Ульяновске), ГА, МРП. На Ан-8 впервые был отработан метод выброски грузов с помощью вытяжных парашютов. Опыт, полученный при разработке Ан-8, был использован конструкторами ОКБ при создании других транспортных самолётов.

Серийное производство Ан-8 продолжалось до 1961 года. Всего изготовлен 151 самолёт. Они эксплуатировались до начала 90-х годов. Отдельные экземпляры, принадлежащие российским частным авиакомпаниям, продолжают летать до сих пор (в Африке и на Ближнем Востоке). Один Ан-8 (заводской №9340504) экспонируется в музее ВВС в Монино. Ещё один Ан-8 стоит на постаменте у проходной Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П.Чкалова (бывший завод №84).

Модификации самолёта:

• "Н" - пассажирский самолёт (проект). Отличался удлинённым герметичным фюзеляжем круглого сечения с салоном на 57 пассажиров.

• "П" - прототип военно-транспортного. Отличался двигателями ТВ-2Т мощностью 6250 э.л.с. с винтами АВ-58, наличием предкрылков. Первый полёт 11 февраля 1956 года. В 1957 году установлены двигатели АИ-20Д.

• Ан-8 - предсерийный. Отличался двигателями АИ-20Д, килем от Ан-10. В 1957 году изготовлено 5 самолётов. Первый полёт в декабре 1958 года.

• Ан-8 - серийный. Отличался укороченным на 480 мм килем.

• Ан-8ПЛО (Ан-8М) - противолодочный (проект). Отличался РЛС "Инициатива-2". Разрабатывался в 1958-1964 годах.

• Ан-8ПС - поисково-спасательный (проект). Разрабатывался в 1959-1964 годах.

• Ан-8РУ - самолёт с пороховыми ускорителями СПРД-159. Взлётная масса увеличена до 42 т. В 1963 году на Ташкентском авиазаводе переоборудован 1 самолёт.

• Ан-8Т - топливовоз. Отличался 2 цистернами по 5300 л для топлива и системой пожаротушения в грузовом отсеке. Вместо цистерн могли устанавливаться спецёмкости для окислителя на основе азотной кислоты или для жидкого кислорода. В 1959 году переоборудован 1 самолёт.

• Ан-8Ш - самолёт для подготовки штурманов (проект). Отличался 18 рабочими местами штурманов в салоне (2 инструктора и 16 обучаемых). Разрабатывался в 1959-1964 годах.

Лётно-технические характеристики

Размах крыла, м 37.00
Длина самолета,м 30.74
Высота, м10.05
Площадь крыла,м2117.2
Масса, кг
пустого самолета24300
нормальная взлетная38000
максимальная взлетная41000
Тип двигателя2 ТВД АИ-20Д
мощность, кВт2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 450
Перегоночная дальность, км 4400
Практическая дальность, км 3400
Дальность с максимальной нагрузкой, км 859
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 6
Полезная нагрузка: 60 солдат или 40 десантников или 11000 кг груза
Вооружение (опционально): две 23-мм пушки АМ-23

Краткое техническое описание Ан-8

Ан-8 - свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Экипаж самолета состоит из 6 человек: двух летчиков, штурмана, бортрадиста, бортмеханика и кормового стрелка.

Фюзеляж полумонококовой конструкции из Д16Т. Поперечное сечение центральной части фюзеляжа - со скругленными нижними углами и закругленной верхней частью. Каркас состоит из 71 шпангоута Z-образного сечения и 90 стрингеров. Конструктивно разделен на 4 отсека: передний герметичный отсек, где размещены кабины штурмана, пилотов и сопровождающих; негерметичные грузовой и люковый отсеки; герметичный кормовой отсек с кабиной стрелка. Пол и борта пилотской кабины в зоне рабочих мест летчиков оснащены броней марки АПБЛ-1 толщиной 8 мм. Кресла летчиков имеют 16-мм бронеспинки и 25-мм бронезаго-ловники.

Крыло - трапециевидное, двухлон-жеронное из Д-16Т. Конструктивно состоит из центроплана и отъемных частей: двух средних и двух консольных. Угол установки крыла +4°, крутка отсутствует. Поперечное "V" (по задней кромке) - 0'. Между лонжеронами крыла расположены мягкие топливные баки: 16 - в средних частях и 4 - в центроплане. Каждая средняя часть крыла оборудована двухщелевым закрылком с дефлектором, консольная - двухсекционным элероном с сервотриммером. Углы отклонения закрылков: 25° на взлете и 45° на посадке. Элероны оснащены системой стопорения.

Оперение - палубное, однокилевое. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора, углы поперечного "V" и установки которого - 0°, и руля высоты. Вертикальное оперение образовано килем, форкилем и рулем направления. Рули имеют аэродинамическую компенсацию и 100% весовую балансировку, оснащены триммерами и системой стопорения. РН оборудован пружинным сервокомпенсатором.

Шасси состоит из передней двухколесной опоры и двух основных опор с четырехколесными тележками. Колеса основных опор -типа КТ-54 (950x350 мм, тормозные), передней - типа К2-92 (900x300 мм, нетормозные). Низкое давление в пневматиках колес (передние -5,0 кгс/кв.см, основные - 5,2 кгс/кв.см) позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Опоры шасси убираются назад по полету: передняя - в фюзеляж, основные- в обтекатели. Передняя опора - поворотная на угол ±35°.

Силовая установка включает два ТВД АИ-20Д максимальной мощностью по 5180 э.л.с. с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-68Д левого вращения, диаметром 5 м. Привод изменения шага винта - гидравлический. Топливная система разделена на левую и правую части (по 5 групп баков, объединенных трубопроводами кольцевания). Суммарная емкость баков -13080 л. Топливная система оборудована автоматикой расхода топлива и системой нейтрального газа. Самолет оснащен системой пожаротушения.

Гидравлическая система обеспечивает уборку и выпуск шасси, торможение колес и поворот передней стойки, открытие и закрытие створок шасси и грузолюка, работу рулевых машин автопилота и стеклоочистителей. Состоит из двух автономных систем: основной и аварийной, рабочее давление в которых, соответственно, 110 и 120 кгс/кв.см.

предназначена для питания бортовых потребителей постоянным (28,5 В) и переменным однофазным (115В, 400 Гц) и трехфазным (36 В, 400 Гц) токами. Система обеспечивает работу приборов и радиооборудования, запуск двигателей и питание агрегатов топливной системы, выпуск и уборку закрылков, а также функционирование стрелкового, бомбардировочного, десант-но-транспортного и др. оборудования.

Управление рулями и элеронами -механическое, посредством тяг, закрылками - электродистанционное, системы стопорения - тросовое.

Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнять полеты в различных метеоусловиях днем и ночью, в том числе в автоматическом режиме с помощью автопилота.

Радиооборудование обеспечивает двухстороннюю связь между самолетом и землей, между самолетами внутри соединения и внутрисамолетную связь между членами экипажа. Самолет оснащен системой слепой посадки СП-50.

Высотное и кислородное оборудование обеспечивает нормальные условия работы экипажа на всех режимах полета. Питание экипажа кислородом возможно как в полете (5 стационарных приборов КПЖ-30), так и в случае аварийного покидания самолета (6 парашютных приборов КП-23).

Противообледенительное оборудование состоит из трех систем: воздушно-тепловой (обогрев передних кромок крыла и воздухозаборников двигателей, туннелей маслорадиаторов и боковых стекол фонарей кабин), электротепловой (обогрев передних кромок киля и стабилизатора, лобовых стекол фонаря кабины летчиков, ПВД) и жидкостной (лопасти воздушного винта).

Десантно-транспортное и санитарное оборудование предназначено для погрузки-разгрузки грузов, посадочного и воздушного десантирования техники и личного состава (60 солдат или 40 десантников), транспортировки 50 носилочных раненых. Погрузка и разгрузка техники производится по грузовым трапам. Несамоходная техника загружается с помощью бортовой лебедки БЛ-52. В грузовой кабине может устанавливаться транспортер П95-Т, обеспечивающий групповую выброску грузов.

Вооружение состоит из артиллерийского и бомбардировочного. Артиллерийская система ПВ-23У, предназначенная для защиты задней полусферы, включает: башню с двумя дистанционно управляемыми 23-мм пушками АМ-23, прицельную станцию КПС-35А с вычислителем ВБ-257-1 и радиолокатор "Гамма-54Т". Бомбардировочное вооружение: четыре бомбы ФОТАБ-100-80, подвешиваемые на двух кассетных держателях КД-2-353А внутри носовых частей обтекателей шасси, и шесть бомб ЦОСАБ-10 на двух держателях ДЯ-СС-А в хвостовых частях обтекателей.

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты