Главная  >  Экономика   >  Культура хозяйствования


Как зарождалась деловая пресса

11 октября 2007, 78

В начале века сама жизнь заставляла деловых людей искать новые формы контактов и контрактов. В 1911 г. в Лондоне было учреждено общество The International Russian Corporation как "постоянная организация для изучения и финансирования русских промышленных дел".

В начале века сама жизнь заставляла деловых людей искать новые формы контактов и контрактов. В 1911 г. в Лондоне было учреждено общество The International Russian Corporation как "постоянная организация для изучения и финансирования русских промышленных дел". В его состав вошли крупнейшие французские фирмы и банки, английские дома и финансовые группы, американские предприятия, а также Азовско-Донской, Русский Торгово-Промышленный, Сибирский Торговый банки, банкирские конторы Юнкера, Вавельберга, братьев Джамгаровых. Создателем этого новообразования являлся М.М.Федоров - первый редактор "Торгово-Промышленной газеты". Этот богатый на идеи человек, начинавший с должности чиновника особых поручений при Министерстве финансов, как никто другой понимал, что в деле экономического сближения России с заграницей наряду с торгово-промышленными корпорациями и общественными организациями свою, особую роль призвана была сыграть периодическая печать.

Деловая периодика хранит множество интересных фактов прошлого. Например, такой. Как-то один из представителей российских финансовых кругов поинтересовался у американского деятеля: как он ценит Россию? Тот ответил вопросом на вопрос: "А как считать - по русски или по-американски?" - "По-американски". - "Если бы переселить в Россию американцев, я дал бы за Россию миллиард миллиардов долларов и сделал бы отличное коммерческое дело", - ответил американец. "А за Россию с Россией же в начинке?" - "Сто миллиардов", - был ответ.

Первая мировая война существенно продвинула процесс развития русско-американских отношений. В 1913 г. вывоз из России в США не превышал 1% всего русского экспорта, а вывоз из США едва доходил до 5,9% общего русского ввоза. В 1916 г. президент американско-русской торговой палаты в Нью-Йорке заявил в беседе с нью-йоркским корреспондентом "ТПГ", что при правильной организации дела русские могли бы ввозить в Америку меха, телячью кожу, шерсть и семена на сумму от 60 до 75 млн. долл. ежегодно. Что касается российской стороны, то она выражала надежду, что ежемесячный "Вестник русско-американской торговой палаты" станет "лучшим средством взаимного ознакомления и теснейшего сближения России с Соединенными Штатами Северной Америки". На страницах этого издания регулярно публиковались списки новых членов палаты. Среди них были акционерные общества, торговые дома, товарищества, коммерческие банки. Нью-йоркские корреспонденты журнала информировали российских читателей о политическом положении в США, развитии новых отраслей промышленности, национальных выставках. В специальном отделе "Торговое законодательство" приводились списки товаров, запрещенных к вывозу из России за границу по обстоятельствам военного времени. В конце 1916 г., идя навстречу пожеланиям членов палаты, редакция ввела новый отдел на английском языке "Firms interested in the trade with America" ("Список фирм, интересующихся торговыми сношениями с Америкой").

Русско-американская торговая палата в Москве была тесно связана с американско-русской торговой палатой в Нью-Йорке. Несмотря на тяжелые условия военного времени, они почти ежедневно обменивались телеграммами по разным вопросам. Только за первое полугодие 1916 г. издательским отделом русско-американской палаты было выслано в адрес родственной организации около 90 статей и заметок о русской экономической жизни для распространения в американской прессе правильных сведений о России. В течение того же времени из Америки было получено около 3 тыс. каталогов и прейскурантов разных фирм. В официальной справке о деятельности московской палаты, опубликованной в "Вестнике", сообщалось о регулярном поступлении в ее адрес до сотни специальных американских журналов, газет и разной справочной литературы. За три года существования "Вестника" - с января 1915 г. по декабрь 1917 г. - им было собрано обьявлений на общую сумму 46550 руб. При этом плата за переводы редакцией не взималась. В 1916 г. крупный меховой экспортер Д.Ю.Найман пожертвовал палате 5 тыс. руб. за быстрое выполнение его поручений по вывозу мехов в Америку. Вероятно, часть этих денег, а также сумма, пожертвованная палате ее председателем Н.И.Гучковым, ушли на поддержание "Вестника". В резолюции общего собрания членов московской палаты, опубликованной в последнем номере журнала, говорилось: "Палата находит, что обращать великую страну для производства опытов переустройства буржуазного общества на социалистических началах недопустимо. Тем более недопустимо и преступно насаждать эти начала путем террора, путем грубого насилия и произвола".

С 1912-го по 1914 г. в Петербурге выходил "Вестник русско-французской торговой палаты". На его страницах публиковались статьи и заметки финансово-экономического, торгового и статистического характера, хроника деятельности палаты, информация, касавшаяся спроса и предложения (по представительству, финансированию предприятий, товарам и пр.), а также библиография и обьявления. Этот журнал получали не только члены палаты, но и редакции главных экономических периодических изданий. В 1911 г. русский вывоз во Францию составлял всего 90 млн. руб. (в Германию и Англию соответственно - 490 и 337 млн. руб.). К 1910 г. русской торговой палатой в Париже был сформирован богатый справочный архив. Он выдавал справки по вопросам таможенного законодательства, железнодорожных и пароходных тарифов. Здесь сосредоточивались сведения из области выставочной деятельности и поставок отдельных видов товаров. В 1916 г. русская торговая палата в Париже издала справочную книгу "Русский вывоз во Францию". По признанию французской прессы, проникновению французского капитала в экономическую жизнь России мешало его неумение приспособиться к своеобразным сторонам нашей хозяйственной жизни, а именно: к применению долгосрочного кредита, отсутствию равновесия между производством и потреблением и психологической неподготовленности русского обывателя к высшим формам капиталистического развития - синдикатам и трестам. Установлению более тесных контактов препятствовали также "подрывные" действия Германии, систематически распространявшей во Франции неверные сведения о России.

Немцы отличались прекрасной теоретической и практической подготовкой в области торгового дела. "Германско-русский ферейн для содействия и поощрения взаимных торговых сношений" сотрудничал с русскими фирмами в 50 крупнейших пунктах России и состоял в постоянных сношениях с русскими адвокатами в 60 городах. В 1913 г. в Берлине было учреждено германское общество для изучения России. В его планы входило использование огромной литературы и статистического материала, имевшегося у нас; устройство специальных библиотек русских экономических изданий; изучение ремесел, строительного дела, сельского хозяйства и вообще "каждой отрасли русской промышленности отдельно". Незадолго до первой мировой войны германские железо- и сталепромышленники прибегли к необычной рекламе, которая к тому же стала прекрасным стимулом для молодых людей в деле изучения ими иностранных языков. Речь идет о лекторах-вояжерах. Им вменялось в обязанность обьезжать иностранные государства и читать публичные лекции, а где возможно - и доклады в учебных обществах о состоянии отдельных отраслей германской промышленности.

Заканчивается XX век... Проблемы те же, но решать их уже другим поколениям. И слова члена совета русско-американской торговой палаты в Москве, приват-доцента М.А.Штромберга, как мост, перекинутый из прошлого в настоящее: "...Есть сила, перед которой должны будут в конце концов склониться "большевики" со всеми солдатами и матросами, взятыми вместе. Эта сила - экономическая необходимость".

... и стала развиваться на закате XX века

В условиях коренной ломки социально-экономической системы происходит значительное изменение инфраструктуры, зарождаются новые информационные потоки и потребности. В первую очередь это касается экономической, управленческой, правовой информации, направленной на раскрытие рынка как сложной системы со всеми его составляющими. Не последнюю роль в формировании этого информационного потока играет деловая пресса. В секторе экономики библиотечного дела Российской государственной библиотеки с 1993 года в инициативном порядке в результате выявленных потребностей библиотекарей проводится работа по формированию базы данных (БД) "Деловая периодика России", составной частью которой является деловая пресса. Создание этой БД было невозможно без отслеживания потока деловой прессы, что и позволило нам зафиксировать динамику формирования журнального потока и выявить некоторые его тенденции. Попутно заметим, что, несмотря на наше стремление максимально полно отразить совокупность отечественных журналов, адресованных российскому предпринимателю, современная информационная ситуация такова, что это вряд ли удастся даже Российской книжной палате - национальному центру регистрации сериальных изданий.

Что же произошло с деловой периодикой за последние пять лет? Она появилась и сразу же начала расти чуть ли не в геометрической прогрессии. Темпы этого роста видны из составления всего двух цифр: в 1989 г. журналов, раскрывающих экономико-правовые и управленческие аспекты, насчитывалось около 40, а в 1995-м их уже около 300.

Одной из положительных тенденций формирования журнального потока явилось возрождение, возобновление дореволюционных журналов и журналов первых послереволюционных лет. Примерами могут послужить "Журнал для акционеров", основанный в 1857 г., в свое время верой и правдой послуживший славному делу развития предпринимательства и в наше время возобновленный Союзом акционерных обществ в 1992 г.; журнал "Право и жизнь", издававшийся в Москве под таким же названием в 1922 - 1928 гг., попытка возрождения которого была сделана издательством "Манускрипт" в 1992 г.

Еще одной интересной тенденцией развития периодики последних пяти лет является переименование журналов. За этот период изменили названия около 200 журналов; пиком процесса был 1992 г., так как половина переименований осуществлена именного тогда. Это явление испытали на себе и рассматриваемые нами деловые журналы. Чаще всего за каждым переименованием происходила серьезная содержательная работа редакций совместных редакционных коллегий, при этом журнал все-таки оставался верен своей тематической направленности. Это и переименованный в 1992 г. журнал "Общество и экономика", издававшийся с 1970 г. как "Известия АН СССР"; серия "Экономика"; новосибирский журнал "Регион: экономика и социология" (с 1992 г.), а ранее - "Известия СО РАН"; серия "Экономика и прикладная социология"; сегодняшний журнал "РИСК (Рынок. Информация. Снабжение. Конкуренция.) - с 1965 г. назывался "Материально-техническое снабжение"; старейший экономический журнал, издаваемый с 1924 г. под названием "Плановое хозяйство", с 1991 г. стал называться "Экономист"; с 1990 г. журнал "Советский экспорт", издаваемый с 1957 г., называется "Деловые связи" и ряд других изданий.

Наряду с переименованием параллельно происходит и другой процесс, когда на базе журнала, используя все регистрационные номера, редакционные помещения и полиграфические мощности, создается совершенно новый как по содержанию, так и по внешнему оформлению журнал, как это произошло в случае с журналом "Вопросы изобретательства" - "Интеллектуальная собственность".

Увеличение числа журналов экономико-правовой и управленческой направленности произошло более чем в семь раз за счет вновь создаваемых журналов. Необходимо отметить, что пока еще это процесс стихийный, как правило, осуществляемый без предварительного маркетингового обследования рынка журнальной продукции, и вследствие этого при создании журнала используется метод проб и ошибок. Об этом свидетельствуют исчезнувшие 15% от общего числа издаваемых в 1993 г. деловых журналов. Поиск своего адресата, читателя, потребителя - процесс сложный. Сегодня в поиске находятся около 300 журналов, кто-то уже добился успеха, а кто-то только в начале пути.

В блок деловых журналов нами включены три тематических раздела: I. Управление; II. Право; III. Экономика.

В раздел "Управление" вошли журналы, раскрывающие проблемы теории и практики управления, отдельных разделов управления: кадров, статистики, стандартизации, контроллинга, качества, сертификации. По этим проблемам в России выпускается, по нашим данным, не более 15 наименований журналов. Большинство из них начали издаваться только в 90-е годы.

В раздел "Право" в первую очередь вошли издания, публикующие официальные документы президента и правительственных органов. Затем представлены издания, формирующие законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям деятельности. Это журналы Министерства юстиции, Прокуратуры РФ, Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом. В раздел входят журналы универсального характера, а также журналы по проблемам государства и права, правовым основам приватизации, экономическому праву, правовым основам рыночных отношений, международному праву, интеллектуальной собственности. Правовых журналов в настоящее время более 50, причем по сравнению с 1993 г. в нынешнем их количество выросло вдвое.

Около 200 журналов насчитывает сегодня раздел "Экономика", в который входят издания по общим вопросам экономики, отраслевой и региональной экономике, экономическому образованию, предпринимательству, по отдельным направлениям экономической деятельности: акционированию; банковскому, таможенному, страховому, бухгалтерскому делу; аудиту, налогообложению; инвестициям; внешней и внутренней торговле; международному бизнесу, а также раскрывающие финансовые рынки, рынки продукции и услуг. Особенностью современного этапа развития деловой периодики является выпуск журналов, адресованных зарубежным бизнесменам, потребителям, а также журналов о жизни бизнесменов. Количественный рост журналов этого раздела происходит очень бурно: в 1995 г. по сравнению с 1989 г. их количество возросло в 8 раз, а по сравнению с 1993 г. - в 3 раза. Динамичное развитие этого сегмента деловой периодики позволило углубить его структуризацию, выделить в классификации такие новые подразделы, как "Банковское дело", "Бухгалтерское дело", "Рынки продукции и услуг", в которых сейчас насчитывается около 20-25 названий журналов в каждом.

При богатой тематической палитре деловой периодики количественное наполнение различных разделов неодинаково. Значительно беднее, например, представлены такие тематические ниши, как страховое дело и инвестиции (по два названия в каждой), таможенное дело (единственный журнал).

Содержательный анализ журналов, отражающих экономические проблемы, показывает, что происходит их дальнейшая тематическая дифференциация. Журналы все меньше рассказывают о рынке вообще и все больше дают конкретную информацию о рынке и рыночной инфраструктуре. Об этом свидетельствует не только информация, приведенная выше, но и факт, что все меньше создается журналов, посвященных проблемам предпринимательства и бизнеса в целом.

Наряду с тематическим разнообразием обогащается и видовая структура деловых журналов. К традиционным подзаголовкам: теоретический, научный, научно-практический, раскрывающим видовые особенности журналов, в последнее время все чаще добавляются такие определения, как аналитический, информационно-аналитический журнал, аналитический обзор. Большую популярность завоевывает бюллетень, и это естественно, так как именно этот вид периодики рассчитан на информирование читателей об официальных документах, входящих в компетенцию издающей организации. Примером может служить ежемесячный бюллетень Международного фонда экономических и социальных реформ "Реформа".

Сегодня формируется сегмент деловой периодики, ориентированный не на узкого профессионала, а на более массового потребителя. Некоторые из этих потребителей считают себя достаточно компетентными, чтобы обойтись без посреднических услуг информационных систем и обращаются к самостоятельному изучению прессы. Для такой категории читателей стали выпускаться издания типа "Бизнес за чашкой чая". К ним в какой-то степени можно отнести массовые журналы "Деньги", "Ревизор", "Частная собственность в Москве и мире" и другие. По существу сегодняшний день для деловой периодики - это период развития, когда закладываются ее новые традиции.

К одной из них можно отнести появление компьютерных журналов и компьютерных версий журналов. Так делается попытка, во-первых, избавиться от основного "родового" недостатка журналов - запаздывания с выходом, во-вторых, увеличить оперативность включенной в журнал информации. Тем более что многие предприниматели и предпринимательские структуры обладают техническими, коммуникативными и программными возможностями.

Особенностью издательской политики последних лет является и то, что закон о печати вывел на арену новых издателей и новых учредителей. Очень активно создают свои печатные органы различные общественные организации, усмотрев в этом возможность диалога, общения с теми слоями общества, которые им необходимы. Спешат обзавестись собственными изданиями ассоциации и прочие обьединения бизнесменов. Среди инвестиционных проектов крупных коммерческих структур все чаще находится место и для деловой прессы.

Но наряду с положительными моментами этого процесса существует и оборотная сторона. Точно так же, как появляются коммерческие организации, раздуваемые рекламой, как мыльные пузыри, и в одночасье исчезают, так и издания этих фирм прекращают выпуск и практически невозможно установить, временно или навсегда закрылось издание. Так, в 1993 г. Народная нефтяная инвестиционно-промышленная компания "Евро-Азиатская корпорация" (НИПЕК) приняла решение издавать научно-производственный и финансово-коммерческий журнал "Вестник НИПЕК". В скором времени издание перестало поступать в фонд РГБ. Издающая организация на справку об издании сообщила о его закрытии. Такого рода примеры можно приводить и дальше.

Данный пример также проиллюстрировал одну из отрицательных тенденций, происходящих в издании журнальной периодики, и не только деловой: сегодня невозможно проследить издательскую "жизнь" журнала с момента его открытия до закрытия. Момент "рождения" журнала регистрируется, а вот затем... Возникнув под одним названием, в дальнейшем, а иногда и в течение одного года, он выходит под другим, не проинформировав об этом соответствующие органы, ведущие подобную регистрацию. Не всегда понятно, является ли новый журнал преемником предыдущего или это самостоятельное издание. Момент закрытия тоже очень сложно зафиксировать, если нет официальной заявки. Так, например, ежемесячный журнал не выходит три, четыре месяца и не ясно: то ли он прекратил свое существование, то ли нет - просто ждет, когда будет бумага, будут финансы...

Коль мы затронули отрицательные особенности сегодняшнего издания журнальной периодики, остановимся еще на некоторых. Потеря чистоты жанра. Молодые издатели, как по возрасту, так и по стажу работы в этой сфере, не всегда являясь специалистами, не придавая большого значения различиям между журналом и бюллетенем, альманахом и ежегодником, так или иначе именуют свое издание, что подчас не соответствует действительному его назначению. С этой же легкостью появляются в названиях журналов определения - авторский, независимый, международный, всероссийский, иллюстрированный. Таким образом, происходит дезинформация и читателей, и библиотекарей. По тем же причинам идет неправильное оформление издания, и особенно выходных данных. Часто полностью отсутствуют сведения о составе редакционной коллегии, адресе и телефоне редакции, месте издания журнала, очень часто издатели журнала не указывают периодичность своего издания. Отсутствие выходных данных лишает читателей и библиотекарей диалога с редакцией этого журнала, а в ряде случаев - возможности на него подписаться или получить каким-либо другим способом.

Однако, несмотря на недостатки и даже вопреки им, деловая периодика как явление состоялась и продолжает динамично развиваться, причем не только в двух российских столицах, но и в глубинке. Исходя из этого, весь поток деловой периодики можно условно разделить как бы на два: издания центральные, столичные, издающиеся в Москве, и журналы, выходящие в национальных, краевых, областных центрах. Необходимо отметить, что московские журналы последних лет не всегда являются глашатаями центра, как это было ранее. Наряду с журналами, учредителями которых являются администрация президента, комитеты Федерального Собрания РФ, министерства, появляется большое количество независимых журналов общественных организаций. В то же время региональные издатели, видя ниши в тех или иных направлениях, пытаются создавать журналы всероссийского, а иногда и международного уровня. Но анализ региональной деловой периодики - это предмет отдельной газетной публикации.

Обзор подготовила Татьяна РУСАКОВА
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты