Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация   >  Военно-транспортная авиация   >  ОКБ Антонова (Ан)


Транспортный самолет Ан-72

11 октября 2007, 67

Самолет был хорошо принят летчиками, оценившими его взлетно-посадочные качества, простоту и легкость в управлении, а за характерную "горбатость" очертаний получил среди острых на язык авиаторов прозвище "верблюд".

Разработка военно-транспортного самолёт Ан-72 для замены турбовинтового Ан-26 началась в ОКБ О.К.Антонова в 1972 году. Разработка турбовентиляторного двигателя Д-36 для него была поручена Запорожскому МКБ "Прогресс". К новому самолёту предъявлялось требование обеспечения короткого взлёта и посадки. С этой целью крыло оснастили развитой механизацией. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте было решено обдувать закрылки выхлопными струями турбореактивных двигателей, используя эффект Коанда. Высокое расположение двигателей также защищало их от попадания посторонних предметов, что немаловажно при базировании на грунтовых аэродромах.

В 1977 году на Киевском авиазаводе был построен первый прототип. Первый его полёт состоялся 31 августа 1977 года (экипаж лётчика-испытателя В.И.Терского). В декабре того же года начались лётные испытания второго прототипа. В 1978 года на Киевском авиазаводе началась подготовка к серийному производству, но из-за загрузки предприятия сериёным выпуском Ан-32 производство Ан-72 было передано на Харьковский авиазавод. Пока шло освоение производства, в конструкцию были внесены изменения: увеличен на 5,4 м размах крыла, удлинён на 1,4 м фюзеляж. При этом на 10 т увеличилась взлётная масса, но снизилась скорость и несколько ухудшились взлётно-посадочные характеристики. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 1979 году. Первый сериный Ан-72 поднялся в воздух 22 декабря 1985 года.

Ан-72 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая с широким использованием композиционных материалов. Фюзеляж герметичный, круглого сечения, типа полумонокок. Крыло стреловидное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из предкрылков, интерцепторов, двухщелевых центропланных и трёхщелевых консольных закрылков. Предкрылком оборудован и стабилизатор. Внутренние секции закрылков обдуваются газовыми струями двигателей. Шасси убирающееся, пятиопорное (1 носовая и 4 основных стоек). Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-36. Грузовая кабина самолета размером 9000х2200х2100 мм обеспечивала размещение типовой номенклатуры перевозимых грузов, в том числе до 32 (впоследствии - до 48) солдат с вооружением, автомобилей типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационных двигателей, стандартных контейнеров и грузовых поддонов. Устройство рампы имело патентованную антоновскую конструкцию: при загрузке и выгрузке она опускалась до земли, а для сброса грузов в полете откатывалась по направляющей под фюзеляж.

В ВВС самолёты Ан-72 использовались, в основном, в качестве штабных и "салонных". В военно-транспортном варианте самолёт имел ограниченное применение. В 1983-1985 годах на Ан-72 установлено 20 международных авиационных рекордов.

Самолет был хорошо принят летчиками, оценившими его взлетно-посадочные качества, простоту и легкость в управлении, а за характерную "горбатость" очертаний получил среди острых на язык авиаторов прозвище "верблюд". (Hа заводе его называют "Чебурашкой" за характерный анфас с высокорасположенными двигателями большого диаметра.) В эксплуатации Ан-72 показал себя достаточно надежной и неприхотливой машиной. Серьезных неисправностей и дефектов после устранения "детских болезней" практически не наблюдалось. Вместе с тем его конструкция оказалась довольно "нежной", и ограничения по посадочной скорости и условиям аэродромов были введены еще в ходе испытаний. Более сложными по сравнению с самолетами предыдущих типов, Ан-72 нуждался и в более тщательном обслуживании. Особенно неудобным для работы оказалось высокое расположение двигателей, требующее использования громоздких стремянок

Всего на Харьковском авиазаводе изготовлено более 160 самолётов Ан-72 и Ан-74. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 20 Ан-72, ВВС Украины – 26

По некоторым данным выпущено около 200 самолетов Ан-72 и его модификаций.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение1977
Размах крыла 31,89 м
Длина самолета28,07 м
Высота самолета8,65 м
Площадь крыла98,62 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета 19050
- максимальная взлетная 34500
Внутреннее топливо12950 кг
Тип двигателя2 ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36 (Д-436)
Тяга2 х 6500 кгс (2 х 7510 кгс)
Максимальная скорость705 км/ч
Крейсерская скорость 600 км/ч
Практическая дальность4800 км
Дальность действия 800 км
Практический потолок 11800 м
Экипаж 3-4 чел

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты