Главная  >  Политика   >  Правители   >  Великие князья   >  Владимир Мономах


Владимир Мономах

11 октября 2007, 238

Великий князь киевский 1113-1125 гг. Один из самых выдающихся правителей России. Успешно противостоял грозной военной опасности - половцам, выступал против удельной раздробленности государства, оставил собственные законы и "Поучение" - памятник древнерусской литературы. Шапка Мономаха - символ государственной власти в России с XII века по сей день.

Владимир Мономах (великий князь с 1113 – 1125 гг). Князь Владимир родился в 1053 году, внук по отцовской линии великого князя Ярослава Мудрого, по материнской - императора византийского Константина Мономаха. Сын великого князя киевского Всеволода Ярославича и византийской царевны Анны. Еще до вступления на великокняжеский престол Владимир совершил много выдающихся исторических деяний, имел смелый характер и добрый нрав. О своей молодости Владимир Мономах писал: «Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол (дикий бык - тур) метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего, медведь пронзил седло, а лютый зверь, возможно леопард, однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз падал я с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ногу, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей». Владимир с детства привык к ответственным заданиям и государственной деятельности – уже в тринадцать лет отец отправляет его княжить в далекий Ростов. В восемнадцать Владимир принимает участие в военном походе и приходит на помощь отцу, осажденному половцами в своей столице. Пять лет Владимир княжит в Смоленске.

     Двадцати пяти лет от роду в 1078 году Владимир Мономах участвует в междоусобной войне, которую вели его отец и дядя – Ярославичи – против удельного князя Олега Столкновения с Олегом будут продолжаться у Владимира Мономаха более двадцати лет с переменным успехом, Олег не раз будет брать города Мономаха, убьет его сына, но великим князем так и не станет. Спорный город Чернигов также несколько раз будет переходить из рук в руки. Умирая, отец Владимира Всеволод, завещал сыну великий престол киевский, но Владимир, не желая междоусобицы, отказался от него в пользу двоюродного брата Святополка, как старшего в роде. На протяжении двадцати последующих лет правления Святополка Владимир Мономах всегда поддерживал Святополка и военной силой, и мудрым советом.

     

     Вместе со Святополком и родным братом Ростиславом, Владимир Мономах в 1093 году выступает против половцев, но терпит поражение, пытаясь снять осаду с города Торческа. В бегстве в водах реки гибнет Ростислав, и Владимир Мономах будет позже всегда заботится об интересах своих племянников, детях Ростислава, князьях Володаре и Васильке. Половцы громят еще раз войска союзных Владимиру князей, а давнишний враг, князь Олег, заручившись поддержкой половцев, выгоняет Владимира из города Чернигова. Силы Владимира Мономаха в этот момент не велики – он покидает Чернигов всего с сотней дружинников, с домочадцами и приходит княжить в Переяславль.

     Спустя два года после поражения от половцев, нарушая мир, Владимир Мономах участвует в нападении на гостивших в Киеве половецких князей. Сомневаясь поначалу в праведности такого удара, Владимир был убежден своей дружиной, что половцы сами не раз ранее нарушали договоры, и что войнf с ними необходима для безопасности государства. Убив гостивших князей, Владимир вместе с киевским князем проводит наступательный рейд в глубь обезглавленной половецкой земли и возвращается с богатыми трофеями. Это был первый наступательный рейд русских против половцев, так как все сражения до того носили оборонительный характер.

     Нарастает напряжение между Владимиром Мономахом и Олегом, который как союзник половцев, отказался участвовать в общерусских походах против них, и также отказался приехать в Киев на переговоры. Мономах и киевский князь объявили Олега врагом Отечества, выбили его силой из Чернигова и осадили в городке Стародуб, принудив сдаться. Половцы между тем осаждали столицу Мономаха – Переяславль. Пока Владимир собирал войско для отпора половцам, Олег, вступил в конфликт с сыном Владимира Мономаха Изяславом, которого убил в битве за город Муром. Княжеские усобицы привели к тому, что русские не выступили единым фронтом против половцев, а занялись братоубийством. Олег, враждуя с Мономахом, отправился в его земли – Ростов, Суздаль, которые подверг разорению, как завоеватель, истребляя людей и сжигая дома.

     Вынужденный воевать на два фронта, Владимир Мономах послал против Олега другого своего сына, Мстислава, который Олега разбил. Сам Владимир направился освобождать свою столицу – Переяславль. Воинский дух переяславцев был так высок, что, подойдя к родному городу, они бросились в бой, даже не слушая команды своего князя Владимира, и разбили половцев не в боевых порядках, а толпою. Другие половецкие орды, тем временем, разоряли киевские земли. Видя, что внутренняя распря не дает Руси отбиться от иноплеменного врага, Владимир Мономах является одним из инициаторов Любеческого съезда князей 1097 года. На съезде Владимир идет на большие уступки своим братьям-соперникам, ради достижения согласия. Мономах отказывается от притязаний на спорный Чернигов, а также на Муром и Рязань, которые он захватил у Олега, князья целуют крест в знак согласия и постановляют, что отныне «каждый держит отчину свою», не претендуя на чужие владенья.

     

     Однако, уже на следующий год, князь города Владимир Волынский Давид, оклеветал перед киевским князем Владимира Мономаха и племянника его Василька, якобы те задумали отнять силой города Владимир Волынский и Киев, в нарушение договоров любеческого съезда. Киевский князь допустил, чтобы за «измену» Васильку выкололи глаза. Мономах не мог терпеть ни клеветы на себя, ни подлой измены в отношении своего племянника, и подступил под Киев с большим войском. Киевский князь Святополк, хотел было бежать из города, опасаясь возмездия, но киевляне, зная добрый характер Мономаха, уговорили того не чинить разорение их городу. Вина была возложена на клеветника Давида, и князья три года преследовали его, отбирая его удел силой. Наконец, по инициативе Мономаха в 1100 году собрался новый съезд князей, который решил лишить Давида его удела Волынского, так как тот сеет смуту. Князья пообещали Давида не убивать и выделили ему на кормление кто мелких деревушек, кто – денег. Владимир Мономах выделил 200 гривен, половину от всей необходимой суммы.

     Второй Княжеский съезд был счастливее первого, утвердив военный союз Святославичей с великим князем киевским Святополком и Владимиром Мономахом. Половцы, опасаясь следствий такого союза, требовали мира и, заключив его, дали своих аманатов - высокопоставленных заложников, а также взяли русских в залог договора. Заключенный мир, как и прежние, только отсрочил войну, которая была, по мнению Владимира Мономаха необходима. В следующем году, весною, он и великий князь киевский Святополк имели свидание близ Киева, на лугу, и, сидя в одном шатре, советовались с боярами. Дружина Великого Князя Святополка говорила, что весна не благоприятна для военных действий; что если они для конницы возьмут лошадей у земледельцев, то поля останутся не вспаханы, и в селах не будет хлеба. «Удивляюсь, - отвечал Владимир, - что вы жалеете коней более Отечества. Мы дадим время пахать земледельцу, а половцы застрелят его на самой ниве, въедут в село, пленят жену, детей и возьмут все имущество землепашца». Не найдясь против такого аргумента, русские приняли решение выступить в новый поход, нарушив мир.

      Грозное ополчение сухим путем и водою двинулось к югу. Флот остановился за Днепровскими порогами, у Хортицкого острова: там построилось войско и четыре дня шло степями к востоку до места, называемого Сутень. Русские войска разбили сторожевые отряды половцев и приготовились к главному сражению. Летописец говорит, что многочисленные полки варваров казались на обширной степи дремучим, необозримым бором; но что половцы, объятые тайным ужасом, были как сонные, едва могли править своими конями и, смятые первым ударом наших, бежали во все стороны. Никогда еще Российские Князья не одерживали такой знаменитой победы над варварами. Двадцать половецких Ханов пали в сражении. Победители взяли в добычу множество скота, верблюдов, коней; освободили невольников и в числе пленных захватили торков и печенегов, которые служили половцам. Эти народы были приняты под русское покровительство и поселены на границах со Степью. Однако, половцы не прекратили свои набеги.

     

      Половецкий стан

      В 1111 году Мономах снова убедил князей в необходимости мощного союзного наступления на половцев. В то время, когда народ говел, слушая в храмах молитвы Великопостные, воины собирались под знаменами. В небе в тот период было много знамений воздушных, а почву потрясло такое редкое для Руси явление как землетрясение. Суеверные люди боялись похода, но более благоразумные говорили им, что знамения могут предвещать и великое счастье для государства. Самые мирные иноки возбуждали князей разить злобных супостатов, говоря, что Бог мира есть также и Бог воинств, подвигнутых любовью ко благу отечества. Русские войска совершили самый большой и удачный поход со времен Святослава Игоревича, внука Рюрика, двинувшись в половецкие земли. Выступив в поход 26 февраля, к 19 марта войска достигли Дона, где переоделись в доспехи и построились в боевые порядки. Русские пощадили город Осенев, жители которого сдались на милость победителей, и сожгли Сугров, оказавший сопротивление. Эти города были в свое время основаны хазарами, и теперь, кочевники-половцы, захватив их, постепенно приучаясь жить в жилищах. 24 марта князья разбили половцев и праздновали победу и Благовещенье, а через два дня половцы собрали силы и окружили русских со всех сторон. Битва была отчаянная и кровопролитная, она показала превосходство русского воинского мастерства. Быстрое тактическое движение полков Владимира Мономаха решило исход битвы в пользу русских. Русская армия собрала богатую добычу, а князья снискали громкую славу – весть о разгроме половцев разнеслась до Византии, Чехи, Польши и Рима. Довольные успехом, русские на стали развивать его, и не освободили старое русское княжество Тьмутаракань на берегах Азовского моря.

      В следующем году умер великий князь киевский Святополк, которого Владимир в течение двадцати лет поддерживал на престоле, и киевляне стали просить Мономаха стать их новым великим князем. Как и двадцать лет назад, Владимир Мономах отказывается принять высокий титул, так как в роду потомков Ярослава Мудрого есть те, кто старше него, однако киевляне не желают других князей, кроме Мономаха и отвергают притязание других. Ко всему в период безвластия в Киеве вспыхивают беспорядки. Дело в том, что предыдущий князь Святополк в погоне за пополнением княжеской казны терпел в Киеве евреев, торговцев и кабальников. Пользуясь тем, что кредит под процент на Руси не был в почете, и что у евреев было монопольное положение, они давали русским зерно и деньги в рост под монопольно высокие проценты. Через год-два зависимость заемщика возрастала, еще через некоторое время он оказывался уже должен больше, чем имел имущества, терял личную свободу и попадал в кабалу к евреям. Вероятно тогда и возникло русское слово «кабала», которое оказалось чрезвычайно созвучно с еврейским «каббала». Еврейский погром в Киеве перекинулся на дворы городской знати, покровительствовавшей кабальникам.

      Киевляне вторично обратились к Владимиру и он, видя беспорядки, согласился принять киевский престол. В 1113 году Владимир Мономах вошел в Киев, и беспорядки прекратились. Вскоре князь установил ограничения для процентов в рост и решил, что взяв с заемщика три раза так называемые третные росты займодатель лишается уже истинных своих денег или капитала, ибо как ни велики были тогдашние годовые росты, но месячные и третные еще больше превышали их. Владимир Мономах включил этот закон в «Правду Ярослава».

     

      2 мая 1115 года великий князь Владимир Мономах торжественно перенес мощи святых Бориса и Глеба из обветшалой старой церкви в новый каменный храм Вышегородский. Таким поступком в начале своего правления Владимир Мономах выказал не только свою набожность, но и любовь к Отечеству, так как в Киевской Руси почитали этих мучеников небесными заступниками России, ужасом врагов и опорою нашего воинства. Еще будучи князем удельным, Мономах украсил раку святых золотом, хрусталем и резьбою так, что дивились даже греки ее богатству и художеству. Теперь князь выстроил новый храм. На торжество в Вышегороде съехались удельные князья со всех городов, воеводы, бояре, духовенство, простой народ толпился на улицах и станах в большом количестве. Владимир, раздавал народу монеты, ткани, ценные шкуры, князьям он дал богатый пир, а бедных и странников угощал три дня едой.

      Дети Владимира Мономаха были посажены отцом на княжение в пограничных городах и известны своими походами Мстислав - на чудь, в Ливонию, Финляндию, Георгий – походами из Суздаля на волжских болгар, Ярополк – походами на Дон против половцев. Сам Владимир Мономах изгнал из русских пределов кочевые народы торков, печенегов и берендеев, которых русские освободили из-под власти половцев и поселили на южных окраинах Руси, но те не могли жить спокойно и творили грабеж. После изгнания, многие люди из этих народов остались служить князю в дружине и были известны как Черные Клобуки или Черкассы. С другой стороны Мономах разрешил построить свой город беловежцам – хазарам, которые скитались по земле со времен как Святослав Игоревич, внук Рюрика, разгромил их державу. Хазары, научившись ранее у греков, строили город с каменными стенами и башнями, чего русские пока не знали.

      Военная слава Владимира Мономаха гремела по миру, его сын Мстислав с многочисленным войском был отправлен отцом к греческому Адрианополю и завоевал область Фракию. Устрашенный император византийский прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу Августа Кесаря, златую цепь и бармы императора Константина Мономаха, деда Владимира. Самым знаменитым в последствии подарком оказался Императорский венец (шапка Мономаха), который служил потом символом высшей государственной власти на протяжении многих веком, и ныне хранится в Московском Кремле в Оружейной палате.

     

      В 1116-1123 гг.Владимир Мономах, побеждая внешних неприятелей, смирял и внутренних противников. Так он осадил непокорного князя минского, неоднократно побеждал его в битвах, и, наконец, утомленный ослушанием, взял его в плен и привел в Киев, где держал до смерти. Мономах усмирил самостоятельный, республиканский Новгород, вызвав в Киев всех тамошних бояр, принудил их присягнуть на верность, часть заточил, часть удерживал в почете около себя, частично – отпустил назад в Новгород. Новгородцы узнали, что киевский князь не оставляет ослушников без наказания. Князя Ярославца, отказавшегося вступать в династический брак с внучкой Мономаха и вызвавшего себе на помощь иностранные войска, польские, а потом венгерские, Владимир изгнал из его удела. Мятежный князь был убит из засады ратниками, верными Владимиру, на глазах своих иностранных союзников, вынужденных после того сразу ретироваться к себе в Венгрию.

      Владимир Мономах не имел намерения подчинить себе все удельные княжества и рассчитывал быть первым среди князей, а не единственным. Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался 19 Мая 1125 г. на 73 году жизни, славный победами за Русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Будучи стар и болен, Мономах, решил умирать не дома, а поехал на место, где был убит святой князь Борис и где сам Владимир выстроил церковь. Там он и испустил дух. Тело Мономаха было привезено боярами назад в Киев, где он и похоронен в Софийском соборе.

      Владимир Мономах писал, что за свою жизнь совершил 83 крупных военных похода или поездки с дружиной по землям, а мелких – не упомнит. Князь заключил 19 мирных договоров с половцами, пленил и отпустил сто их князей, казнил также четверых полоцких князей и несколько их дружинников, а всего в бою сразил более двухсот видных половецких князей.

     

      Владимир Мономах был одним из самых образованных и талантливых князей своего времени. Владимир автор не только законов, но и сказания о своей жизни, Поучения, оставленного потомкам – выдающегося произведения древнерусской литературы. В этом труде Владимир Мономах говорит о том, что следует хвалить Бога, но любить также и человечество, что следует кормить бедных, и не зарывать богатство в кладах в земле, быть отцом сиротам, не давать сильным губить слабых. Владимир Мономах отменил смертную казнь, считая, что нельзя убивать ни правого, ни виноватого. «Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на помощников, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Леность - мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на ложе» - вот некоторые из его поучений.

     Владимир сделал на Днепре мост, часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, где основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь. При Владимире Мономахе началось возведение каменных стен в Старой Ладоге и Новгороде. Время Мономахова княжения, было довольно спокойное и мирное в сравнении с другими временами, однако были некоторые бедствия: сильная засуха в 1124 году и сильный в Киеве пожар, который продолжался два дня, обратив в пепел большую часть города, монастыри, около 600 церквей и всю Жидовскую улицу. Народ с ужасом видел полное затмение солнца и звезды на небе в самый полдень. В южной России случились два землетрясения, а в северной страшная буря, которая срывала домf и потопила множество скота в Волхове.

     Владимир Мономах был женат три раза, по имени в истории осталась известна только первая жена – Гита – дочь английского короля Гарольда. У князя было восемь сыновей: Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Изяслав, Святослав, Роман, Андрей и Юрий. Из всех дочерей Мономаха по имени известны только три: Евфимия (жена венгерского короля Коломана), Мария (жена византийского царевича Льва) и Агафья, Умирая, Мономах передал царские регалии, шапку Мономаха на хранение сыну Юрию, княжившему в Ростовско-суздальской земле, и получившему в последствии прозвище Долгорукий. Юрий Долгорукий основал Москву, будущую новую столицу русского государства, поэтому передача ему шапки Мономаха является актом глубокого провидения князя Владимира.

     

     

Башилов А. И.
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты