Главная  >  Наука   >  История   >  История России   >  История образования в России   >  Кризис образования в 80-90ых годах XX века


Современные проблемы высшей школы

11 октября 2007, 171

Функции высшей школы и научно-педагогических кадров, состояние и тенденции изменения интеллектуального потенциала системы высшего образования, каналов и факторов его формирования, функционирования высшей школы на этапе коренного реформирования общества занимают особое место в социологии.

Функции высшей школы и научно-педагогических кадров, состояние и тенденции изменения интеллектуального потенциала системы высшего образования, каналов и факторов его формирования, функционирования высшей школы на этапе коренного реформирования общества занимают особое место в социологии. Высшая школа призвана обеспечить рост интеллектуального и научного потенциала страны, интенсифицировать научные разработки, практически осваивать их, воспитывать творчески мыслящих инициативных специалистов с высокой интеллектуальной культурой. Проблемы, существующие в высшей школе, вытекают из социального противоречия между старым консервативным способом ее устройства и складывающимся новым социальным порядком. Интеллектуальный потенциал определяется, прежде всего, уровнем развития общества, системы образования, науки, культуры.

Состояние и использование интеллектуального потенциала общества в сфере высшего образования детерминировано ролью высшей школы и ее кадров в обществе, динамикой взаимодействия социальных факторов и научно-технического прогресса, организационной структурой высшей школы и ее развития.

Осуществление основных функций высшей школы: подготовка кадров специалистов и проведение научных исследований - пишет от наличного научно-педагогического потенциала вузов, под которым понимается совокупность кадров, интеллектуальных, материальных и других ресурсов, характеризующих способность вуза осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля, проводить научные исследования на высоком теоретическом уровне, внедрять их результаты в хозяйственную практику.

Основное значение имеет научно-педагогический корпус, процесс его социального воспроизводства, социальные источники пополнения кадров, специалистов, деятельность высшей школы по формированию и развитию интеллектуального потенциала общества отбор студентов, подготовка их к профессиональной и организационной деятельности, структура потребностей, интересов, мотивационной сферы, установок специалистов высшей школы. Использование интеллектуального труда связано с социально-профессиональной мобильностью, т.е. должностными перемещениями, квалификационным ростом, мотивами и стимулами трудовой деятельности, совершенствованием аттестации кадров, разработкой критериев оценки труда.

Численность штатного профессорско-преподавательского состава вузов России составляла в настоящее время примерно 220 тысяч человек, в том числе докторов наук и профессоров - 6,9%, кандидатов наук и доцентов - 50,6%. В высших учебных заведениях России занята треть от общей численности научных и научно-педагогических работников страны. В последние годы наметилось сокращение их численности за счет оттока кадров родней и низкой квалификации, В основном молодого и среднего возраста, что привело к постарению кадров в целом.

Сходные тенденции наблюдаются в Московской академии приборостроения и информатики. Из более чем 700 преподавателей и научных работников в нем докторов наук и профессоров - 11%, кандидатов наук и доцентов - 59%, т.е. творческий потенциал вуза очень высокий. Но процесс уменьшения численности идет и здесь, количество научно- преподавательских кадров сократилось на 8% прежде всего за счет младших и старших научных сотрудников, ассистентов и преподавателей. Практически все увольняются по собственному желанию.

Проведенный опрос показал, что сейчас имеет место потенциальная текучесть кадров. Хотя твердо решили уйти лишь 4% опрошенных, однако почти все они - в возрасте 30-39 лет. Еще 38% опрошенных думают о переходе на другую работу. Чаще всего называются в качестве желаемого места работы коммерческие структуры - 19%, работа за рубежом – 84% другой вуз - 7%, или даже безадресное желание уйти - 7%. Научные учреждения популярностью у сотрудников МГАПИ не пользуются. Количественное сокращение кадрового состава вузов с особой остротой ставит вопрос его качества и повышения квалификации.

Основными источниками подготовки высококлассных преподавателей, ученых является аспирантура и докторантура при вузах и академических институтах. В настоящее время количество аспирантов стало на 18% меньше, по сравнению с 1990 годом. Из года в год падает число принимаемых аспирантов. Только пятая часть аспирантов защищается в срок. Положение в МГАПИ практически такое же: за два года численность аспирантов упала на 32%, защищается в срок не более 20%.

Наиболее квалифицированные кадры готовит докторантура. Эффективность докторантуры значительно выше - 40% из закончивших ее защищают диссертации в срок. В МГАПИ докторские диссертации подготавливались сотрудниками вне институциональных форм, т.е. самостоятельно, так как докторантура была открыта только три года назад. Этот путь также оказался достаточно успешным - было защищено 10 докторских диссертаций. В современных условиях особую важность приобретает не только интеллектуальный потенциал как таковой, но и способность экономической системы использовать, усваивать его результаты в экономической деятельности. Переживаемый в настоящее время кризис в развитии высшего образования может быть преодолен путем реализации комплексной программы мероприятий, среди которых приоритетное значение имеет система стимулирования деятельности

Решение задачи сохранения наиболее ценной и общественно значимой части научно-педагогических кадров страны особенно важно по отношению к вузам, расположенным на периферии и испытывающим большие трудности в финансовом и кадровом обеспечении. В связи с этим в диссертации анализируются особенности региональной политики в области высшего образования, в том числе возрастание роли вузовской науки в решении экономических проблем региона.

Переход высшего образования России на рельсы рыночной экономики означает формирование нового многоканального механизма финансирования вузов, адекватного условиям рынка; из федерального и местного бюджетов, от предприятий, организаций, фондов, юридических и физических лиц.

Проблемы функционирования научно-исследовательских кадров высшей школы в сфере труда посвящены анализ социальных характеристик научно-исследовательских кадров, условий трудовой деятельности, их социальному и материальному положению.

Труд специалиста высшей школы включает два компонента: педагогический и научный. Специфика первого из них состоит в том, что он содержит три аспекта: общекультурный, психолого-педагогический и предметно-технический. Особенностью второго компонента выступает то, что преподаватель вуза, будучи профессионалом в конкретном, как правило, узком научном направлении, готовит специалистов в той области знания, которая может не совпадать с его собственной научно-исследовательской деятельностью.

Повышение эффективности научно-педагогического труда зависит от взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, т.е. мотиваций, потребностей, интересов, стремлений и т.д. Система мотиваций служит важной социальной характеристикой педагога-ученого.

Красноженова Г.Ф., 1996
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты