Главная  >  Наука   >  История   >  История России   >  Российская Империя   >  Русско-японская война 1904-05 гг.


Оборона Порт-Артура

11 октября 2007, 457

Воспользовавшись недостаточной подготовленностью русской армии и флота к боевым действиям, японский флот в ночь на 27 января 1904 года без объявления войны внезапно напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, выведя из строя броненосцы "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсер "Паллада".

     Воспользовавшись недостаточной подготовленностью русской армии и флота к боевым действиям, японский флот в ночь на 27 января 1904 года без объявления войны внезапно напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, выведя из строя броненосцы "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсер "Паллада". Это послужило началом русско-японской войны. 24 февраля 1904 года в крепость Порт-Артур прибыл вице-адмирал С.О. Макаров, принявший энергичные меры для подготовки флота к активным боевым действиям. 31 марта эскадра под его руководством вышла навстречу японскому флоту. Броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, подорвался на японских минах и затонул. После гибели Макарова русская эскадра, руководимая безынициативным контр-адмиралом В.К. Виттефтом, не смогла помешать противнику произвести переброску войск на Квантунский полуостров.

     В марте 1904 года японские войска высадились в Корее, а в апреле — в Южной Маньчжурии. Российский отряд под командованием генерала М.И. Засулича был вынужден отступить.

Нажмите, чтобы увеличить карту

     Рисунок морской блокады состоял из трех линий:

     1. Дозор эсминцев - непосредственно вблизи крепости, но вне досягаемости береговых батарей.

     2. Крейсерский дозор, предназначенный для помощи легким силам.

     3. Главные силы, обычно находящиеся у острова Элиот или в корейских шхерах.

     Задачей первых двух боевых линий была борьба с русскими легкими силами, уничтожение "прерывателей блокады" и предупреждение главных сил о выходе в море русской эскадры. Связь между линиями осуществлялась по радио. Данная система оказалась вполне надежной.

     В целях более надежного "выключения" Порт-Артурской эскадры из войны, Того предпринял ряд неудачных попыток закрыть выход из гавани путем затопления на фарватере брандеров (11 февраля, 14 марта и 20 апреля).

     Наряду с чисто блокадными действиями, обе стороны прикладывают усилия к активному минированию вод, окружающих Порт-Артур. Минная война активизировалась с марта 1904 года (гибель броненосца "Петропавловск", повреждение броненосца "Победа"). 15 мая минный заградитель "Амур" (под командованием капитана II ранга Ф. Иванова) поставил заграждение из 50 мин с расчетом пересечения вероятного курса блокирующего флота противника. 17 мая на этом заграждении подорвались броненосцы "Хатсузе", "Ясима". "Хатсузе" погиб от детонации погреба, "Ясима" потерял ход и затонул на пути в Японию. В тот же день, прозванный "черным днем Японского флота", от столкновения с крейсером "Кассуга" затонул крейсер "Иосино".

     В мае японцы овладели Цзиньчжоуской позицией, отрезав, таким образом, Порт-Артур от сухопутной Манчжурской армии. Оставив часть сил для формирования 3-й армии генерала Ноги, предназначенной для действий против Порт-Аргура, они начали наступление на север. В сражении при Вафангоу (1—2 июня) русское командование во главе с генералом А.Н. Куропаткиным, не сумев обеспечить согласованность действий отдельных частей и общее руководство боем, отдало приказ об отступлении.

     Непосредственная борьба за Порт-Артур началась в конце июля — начале августа 1904 года, когда японская армия, высадившаяся на Ляодунском полуострове, подошла к внешним обводам крепости. К началу тесной осады Порт-Артура из 50 тысяч человек населения в городе осталось одна треть, из них русских 2 тысячи, остальные китайцы.

     Гарнизон крепости насчитывал 41 780 солдат и 665 офицеров, на вооружении которых было 646 орудий и 62 пулемета. Кроме того, в бухте стояло 6 броненосцев, 6 крейсеров, 2 минных крейсера, 4 канонерских лодки, 19 миноносцев и минный транспорт "Амур". Личного состава на эскадре и Квантунском флотском экипаже числилось до 8 тысяч человек. (Сорокин А.И. Героическая оборона Порт-Артура, 1904-1905. М„ 1955. С. 50.)

     Из мужского населения города, не призванного по мобилизации, но способного носить оружие, было сформировано 3 дружины численностью в 500 человек каждая. Дружинники круглосуточно работали на строительстве оборонительных сооружений, несли караульную службу на центральной ограде крепости. Позднее они доставляли на позиции боеприпасы и продовольствие и являлись резервом обороны на крайний случай. Из местных жителей была сформирована велосипедная летучая почта, которая обеспечивала во время боев связь между штабом крепости и многочисленными укреплениями на передовой линии. В ноябре велосипеды были впервые применены для перевозки раненых.

     Оборону Порт-Артура возглавлял генерал А.М. Стессель, которому подчинялись все сухопутные и инженерные войска, а также крепостная артиллерия, флот подчинялся главнокомандующему, который находился в Маньчжурии и не мог им управлять.

     Порт-Артур был плохо оборудован как база для военно-морского флота: внутренняя гавань для стоянки кораблей, тесная и мелководная, к тому же имела всего один выход, причем узкий и мелкий. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Кроме того, крепость оказалась недостаточно защищенной с суши и моря. Несмотря на огромную работу, проделанную русскими войсками и гражданским населением по инициативе и под руководством энергичного и талантливого генерала Р.И. Кондратенко, являвшегося командующим сухопутной обороной, строительство крепостных сооружений шло чрезвычайно медленно.

     Серьезные недостатки в системе обороны крепости с суши, отсутствие единого командования силами обороны и изолированность крепости от главных сил русской армии, действовавшей в Маньчжурии, создавали весьма неблагоприятные условия для защитников Порт-Артура.

     Сформированная японцами для осады крепости 3-я армия состояла из трех пехотных дивизий, двух резервных бригад, одной полевой артиллерийской бригады, двух отрядов морской артиллерии и резервного саперного батальона. Не считая специальных войск, генерал Ноги имел свыше 50 тысяч штыков, более 400 орудий, из них 198 стволов специальной осадной артиллерии. (Сорокин А.И. Указ. соч., с. 51.)

     23 июня 1904 г. Вылазка русского флота. Преемником адмирала Степана Осиповича Макарова стал контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт назначенный временным командиром 1-й Тихоокеанской эскадры, командование которой было поручено вице-адмиралу, члену адмиралтейств - совета Николаю Илларионовичу Скрыдлову. Поврежденные корабли Витгефта были отремонтированы и он совершил вылазку, заставив Того забеспокоиться по поводу ослабления своих сил. Адмирал Того попытался навязать русским бой, однако Витгефт избежал столкновения и вернулся в порт

     

Нажмите, чтобы увеличить карту

     6 августа начался первый штурм, продолжавшийся 5 дней. Жаркие бои развернулись на Западном участке за гору Угловую, на Северном — у Водопроводного и Куминерского редутов, и особенно на Восточном — за редуты № 1 и № 2. В ночь с 10 на II августа японские части прорвались в тыл основной линии русской обороны. Русская пехота и роты моряков стремительно контратаковали с разных направлений. Примерно через полчаса остатки японских войск были вынуждены спасаться бегством. Таким образом, первый штурм Порт-Артура окончился поражением японцев, одной из причин которого стала замечательная по меткости ночная стрельба русской артиллерии. Армия Ноги потеряла 15 тысяч воинов, некоторые части перестали существовать. Японцы были вынуждены перейти к долговременной осаде крепости. 12 августа на передовые линии вышли неприятельские инженерные батальоны. В конце августа — начале сентября осадные работы заметно продвинулись вперед. За это время пополнился артиллерийский полк неприятеля за счет одиннадцатидюймовых осадных гаубиц.

     10 августа 1904 г. в Желтом море произошло морское сражение. По прямому указанию императора Николая II контр-адмирал Витгефт предпринял попытку прорыва во Владивосток. Он вышел в море во главе эскадры в составе 6 броненосцев, 5 крейсеров и 8 эсминцев (а также нескольких малых кораблей-тральщиков, канонерских лодок и т.п. - госпитального судна "Монголия" и ряда других вспомогательных судов). Во второй половине дня с ним сблизилась эскадра адмирала Того. Японская артиллерия имела над русской значительное превосходство, и огонь 4 современных эскадренных броненосцев Того был более интенсивным, чем огонь их противника. Обе эскадры понесли серьезный ущерб. Через полтора часа после начала боя (в 17 часов 30 минут) 12-дюймовый (305 мм) снаряд ударил в фок-мачту флагманского броненосца "Цесаревич" и разорвался прямо над адмиральским мостиком; при взрыве погиб сам контр-адмирал Виттефт и почти весь его штаб. По иронии судьбы это произошло в тот самый момент, когда адмирал Того, считая, что прорыв русским удался и воспрепятствовать их дальнейшему продвижению практически невозможно, уже отдач приказ кораблям своей эскадры отходить в Сасебо. Выход из строя "Цесаревича" заставил его пересмотреть ситуацию, и еще не переданный приказ был отменен.. В результате последовавшей путаницы приказов русские корабли беспорядочно отступили. Крейсер "Аскольд" и миноносец "Гремящий" прорвались в Шанхай; поврежденный броненосец "Цесаревич" и миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" - в Циндао (аренда Германии): миноносец "Бурный" - в Вэйхайвэй (аренда Великобритании): крейсер "Диана" - в Сайгон: миноносец "Решительный" - в Чифу (совр. Яньтай в Китае), крейсер "Новик" почти достиг Владивостока, однако близ Корсаковского поста (японск. Отомари: совр. город Корсаков на Сахалине), куда он зашел для бункеровки, был вынужден вновь вступить в бой с японскими крейсерами и погиб.

     Поредевшие при августовском штурме дивизии Ноги пополнились 16 тысячами солдат и офицеров и, кроме того, 2 ротами сапер. В свою очередь защитники Порт-Артура совершенствовали оборонительные сооружения. Благодаря установке новых морских батарей количество артиллерии в сентябре увеличилось до 652 стволов. Расход снарядов был возмещен флотом, и на 1 сентября 1904 года крепость имела 251 428 выстрелов. (Сорокин А.И. Указ. соч. С. 71.) Упорная борьба развернулась за господствующие высоты Длинная и Высокая, которые имели важное значение в системе обороны крепости. Штурмы этих высот следовали один за другим. Людские силы неприятеля на главном направлении удара превосходили оборону примерно в 3 раза, а на отдельных участках —до 10 раз. При отражении атак русские широко использовали ряд новых средств борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С.Н. Власьевым. После четырехдневных ожесточенных боев японцам удалось захватить гору Длинную. Атаки на гору Высокую 6—9 сентября, в ходе которых потери японцев составили до 5 тысяч солдат и офицеров, завершились безрезультатно. Русские потеряли убитыми 256 человек и ранеными 947. (Сорокин А.И. Указ. соч. С. 77.) На этом завершился второй штурм крепости.

     С 29 сентября фронтовики стали получать по 1/3 фунта конины на человека два раза в неделю; с хлебом дела обстояли хуже — его выдавали по 3 фунта в день. Появилась цинга, уносившая больше жизней, чем снаряды и пули. В начале ноября в госпиталях города находилось свыше 7 тысяч раненых и больных цингой, дизентерией и тифом. В еще более тяжелом положении находилось гражданское население. В конце ноября на базаре продавалась собачина, а конина стала роскошью.

     Большую помощь сухопутным войскам в обороне крепости оказывали стоящие на внутреннем рейде корабли. Так, флот выделил для этого 284 орудия и большое количество боеприпасов. Усилиями моряков на берегу было построено и вооружено 15 различных крепостных сооружений. Большое количество матросов и офицеров флота было переведено на сушу для пополнения сил защитников крепости. Однако основной формой содействия флота войскам являлась артиллерийская поддержка, носившая систематический характер и продолжавшаяся вплоть до падения Порт-Артура.

Нажмите, чтобы увеличить карту

     17 октября после 3-дневной артиллерийской подготовки японцы провели третий штурм крепости, длившийся 3 дня. Все атаки врага были отбиты русскими войсками с огромными для него потерями. 13 ноября японские войска (свыше 50 тысяч человек) предприняли четвертый штурм. Им мужественно противостоял русский гарнизон, насчитывавший к этому времени 18 тысяч человек. Особенно тяжелые бои происходили за гору Высокую, которая пала 22 ноября. Заняв гору Высокую, неприятель приступил к обстрелу города и гавани из 11-дюймовых гаубиц. Получив многочисленные повреждения, 22 ноября затонул броненосец "Полтава", 23 ноября — броненосец "Ретвизан", 24 ноября — броненосцы "Пересвет" и "Победа", крейсер "Паллада"; был сильно поврежден крейсер "Баян". 2 декабря с группой офицеров погиб герой обороны генерал Кондратенко. Это явилось большой потерей для защитников крепости. Хотя после гибели эскадры положение осажденных сильно ухудшилось, гарнизон был готов продолжать борьбу. Еще держали оборону боеспособные части, могли стрелять 610 орудий (из них 284 морских), имелось 207 855 снарядов (не хватало крупного калибра), не ощущалось острой нужды в хлебе и сухарях, из 59 укрепленных узлов крепости было потеряно не более 20. (Сорокин А.И. Указ. соч., с. 103.) Однако вследствие малодушия генерала Стесселя и нового начальника сухопутной обороны генерала А.В. Фока 20 декабря 1904 года (2 января 1905 года по новому стилю) Порт-Артур был сдан японцам.

     В боях за крепость японцы потеряли более 110 тыс. человек и 15 боевых кораблей. Потери русской армии составили около 25 тыс. солдат и офицеров. Погибла и почти вся 1-я Тихоокеанская эскадра - около 50 кораблей. Оборона Порт-Артура является славной и трагической страницей в истории Русской армии и флота. Падение Порт-Артура предопределило дальнейший ход войны и поражение в ней царской России, потерявшей флот и военно-морскую базу на Тихом океане. Японские войска, освободившиеся после захвата Порт-Артура, были использованы против русской армии в Маньчжурии. По Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур перешли к Японии).

     Источник: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

     

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты