Главная  >  Война   >  Духовно-идейные основы   >  Воинская молитва


Значение дней 3-го, 9-го, 40-го от смерти усопшего. Особенные дни поминовения всех усопших

11 октября 2007, 32

Св. Православная Церковь как попечительная мать ежедневно на всех Богослужениях возносит моления за всех, отшедших в страну вечности, чад своих; на полунощнице читаются тропари и молитвы за усопших, и на ектений, в конце ее, они поминаются; также и на повечерии. На утрени и вечерне поминаются усопшие на так называемой сугубой ектений: "помилуй нас, Боже".

Св. Православная Церковь как попечительная мать ежедневно на всех Богослужениях возносит моления за всех, отшедших в страну вечности, чад своих; на полунощнице читаются тропари и молитвы за усопших, и на ектений, в конце ее, они поминаются; также и на повечерии. На утрени и вечерне поминаются усопшие на так называемой сугубой ектений: "помилуй нас, Боже". На литургии поминаются трижды и на проскомидии, на ектений после Евангелия и по освящении Честных Даров, когда поют: "Достойно есть яко воистину..." Затем для молитв за умерших назначен еще один день в седмице - суббота, в которую полагается заупокойная служба, исключая праздники, если случатся в этот день.

Св. Церковь, молясь постоянно о всех прежде почивших отцах и братиях наших, совершает, также по нашему благочестивому желанию, частное молитвенное поминовение о каждом усопшем сроднике или близком нашем в дни памяти их, но особенно в важные дни по кончине их: третий, девятый и сороковой. Поминовение в эти дни есть предание Апостольское и установлено по следующим причинам.

В третий день, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Св. Духа, Бога Единого в Троице, и хранил невредимую веру, принятую во св. крещении; во-вторых, потому, что он сохранил три богословские добродетели, служащие основанием нашего спасения, именно: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело три внутренние силы -разумную, чувствовательную и желательную, которыми все согрешаем, и так как действия человека выражаются трояко: делом, словом и помышлением, то тридневным поминовением мы умоляем св. Троицу, да отпустит усопшему все согрешения, сделанные им помянутыми тремя силами и действиями. Кроме такого богословского значения поминовения усопших в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то Ангел отвечал ему: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, - получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершенно, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих".

В девятый день Св. Церковь совершает молитвы и Безкровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти Ангельских чинов. Св. Макарий Александрийский по откровению Ангельскому говорит, что "после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений Святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: "Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной". По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу".

Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев - оплакивать умерших сорок дней, Св. Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и особенно в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Св, Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Безкровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное. Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: "После вторичнаго поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения". Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Св.Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем. Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам. Св. Кирилл Александрийский говорит: "При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но, будучи принята св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах".

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты