Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  История русского зодчества   >  Московская архитектура   >  Московский модерн


Архитектура Москвы. Модерн (часть 6 )

11 октября 2007, 69

ДОХОДНЫЙ ДОМ БРОЙДО Г.Е. 2-й Обыденский пер., 13 ДОХОДНЫЙ ДОМ ИСАКОВА И.П. Пречистенка ул., 28 ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛЕВИНА М.М. (ныне – ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ) Мясницкий проезд, 3/26

ДОХОДНЫЙ ДОМ БРОЙДО Г.Е.

2-й Обыденский пер., 13

1904-1910 гг., архит. Жерихов Николай Иванович

Здание сдвинуто в глубь квартала от красной линии, что вместе с фасадом, центральную часть которого фланкируют два боковых выдвинутых ризалита, создает некоторое подобие объемно-планировочной композиции эпохи классицизма. Это впечатление усиливают пилястры ионического ордера, декорирующие центральную часть сооружения, и полуобнаженные парные женские фигуры в развевающихся одеждах, обрамляющие верхние окна ризалита. Вместе с тем абрис арочных окон, а также аттики ризалитов с характерными вазами явно навеяны стилистикой модерна.

Фасад здания. Правая часть (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Окно ризалита

(фото 2003 г.)

ДОХОДНЫЙ ДОМ ИСАКОВА И.П.

Пречистенка ул., 28

1904-1906 гг. архит. Кекушев Лев Николаевич (1863, Симбирская губерния — 1919, Москва).

Здание, одно из самых знаменитых построек московского модерна, является характерным типом доходного дома начала XX века. Его объем, Н-образный в плане, плотно заполняет участок, оставляя лишь небольшие дворы для освещения и проезда. В первом этаже заднего корпуса были устроены сараи для нужд жильцов. Парадная лестница делит дом на две части — переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволило использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести в задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть — пятиэтажная. Дом, построенный в аристократическом районе, предназначался для состоятельных жильцов. Половину каждого этажа занимали всего две многокомнатные квартиры. В их традиционной планировке проходной зал отделяет парадную зону вокруг прихожей (приемная-кабинет, столовая, гостиная) от жилых комнат, ванной и кухни, имеющей выход на черную лестницу. В более сложных введены дополнительные коридоры. Декорация парадного фасада в стиле модерн отличается от лучших работ Кекушева большей дробностью и эклектичностью. Однако его объединяет сильная пластика основных вертикальных элементов — боковых эркеров и центральной лоджии. Стена верхнего этажа, покрытая тонкой лепной сеткой, играет роль фриза, над которым вынесен мощный, динамично изогнутый карниз. Выразительность его профиля подчеркнута сложным металлическим орнаментом. Характерная для Кекушева статуя, венчающая здание, ныне утрачена. Ниже, по сторонам слухового окна, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой — символами просвещения. Торцевые стены были первоначально полностью открыты (теперь — только правая, в сторону Садового кольца), поэтому они были декорированы выложенными в кирпиче тягами и плоскими нишами, образовывавшими единую лаконичную композицию с фасадами здания. Композиционные достоинства сооружения несомненны, однако его облик был бы гораздо беднее, если бы не подлинная симфония его оконных переплетов (реставрированных в конце 1990-х годов), демонстрирующих текучие линии модерна, в таком разнообразии нигде в Москве не встречающиеся.

План 2-го этажа

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Эркер левой части здания (фото 2003 г.)

ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛЕВИНА М.М.

(ныне – ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ)

Мясницкий проезд, 3/26

1909-1910 гг. , архит. Готман Саул Кельманович (1878, Харьков — после 1926).

Здание, в котором выразительные детали в египетском стиле сочетаются с проконструктивистскими элементами пластического решения общей композиции. Особенно эффектны симметричные относительного главного входа, утопленные в нишу с двумя причудливыми колоннами (развитые капители с крупным масками равны по высоте столбу) башеннообразные объемы. Стены их раскрепованы вертикальными выступами, образующими вытянутые ниши, в которые заглублены окна нескольких этажей. Над четвертым этажом в центре фасада проходит объединяющий балкон с толстыми плоскими балясинами, выполненными из кирпича. Рисунок оконным рам (заменены подобными в 1990-х) характерен для модерна.

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фрагменты фасада:

Главный

вход

Маска-кронштейн

Источник: © "Архитектура московского модерна" , Денис Ромодин

Ивановская Э.В.
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты