Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  История русского зодчества   >  Московская архитектура   >  Московский модерн


Архитектура Москвы. Модерн (часть 8 )

11 октября 2007, 33

ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «ЯКОРЬ» (ГОСТИНИЦА «МАРСЕЛЬ»), (позже - КОНТОРСКОЕ ЗДАНИЕ С МАГАЗИНОМ «МЕХА») Петровка ул., 15/13 ДОХОДНЫЙ ДОМ ХОМЯКОВА А.С. (ПАРИКМАХЕРСКАЯ «БАЗИЛЬ», ныне – САЛОН «МАГИЯ») Кузнецкий мост ул., 6 (правая сторона) ДОХОДНЫЙ ДОМ ЭНГЕЛЬБРЕХТА Л.А. Новокузнецкая ул., 34

ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «ЯКОРЬ»

(ГОСТИНИЦА «МАРСЕЛЬ»),

(позже - КОНТОРСКОЕ ЗДАНИЕ С МАГАЗИНОМ «МЕХА»)

Петровка ул., 15/13

1901-1903 гг. , архит. Розен Эммануил Матвеевич.

Крупное пятиэтажное здание с четко выделенной вертикальной и горизонтальной структурой. Стилистика модерна проявлена здесь в характерных упрощенных арочных абрисах окон, в волнообразности венчающей горизонтальной тяги, в форме глубокого карниза, плавно изогнутого над приподнятым аттиком срезанного угла сооружения. Угол подчеркнут и размерами гигантских, почти квадратных окон, отмечающих просторные зальные помещения второго и третьего этажей. Карниз здания венчает тонкая решетка металлического ограждения, «нервного», лишенного привычной законченности рисунка.

В этом здании в декабре 1902 - январе 1903 годов состоялась первая программная выставка искусства модерна в России — «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля», в которой участвовали известные русские архитекторы и западно-европейские мастера — Чарлз Макинтош, Йозеф Ольбрих, Ян Котера и др.

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фасад здания со стороны

Столешникова переулка (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Решетка ограждения крыши здания (фото 2003 г.)

ДОХОДНЫЙ ДОМ ХОМЯКОВА А.С.

(ПАРИКМАХЕРСКАЯ «БАЗИЛЬ», ныне – САЛОН «МАГИЯ»)

Кузнецкий мост ул., 6 (правая сторона)

1902-1903 гг. , архит. Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865, Воронеж – 1937, Москва), Геппенер Максим Карлович (1848, Москва – 1914, Москва).

Неброская, но весьма профессиональная постройка в стиле модерн. Возведенное задние, как и большинство построек Иванова-Шица в этом стиле, демонстрирует приверженность к композиционным и декоративным приемам, близким в австрийскому модерну. Формальные признаки этого стиля присутствует здесь в выдержанном, продуманном соотношении. Любимые московским модерном цветные керамические плитки, фигурные металлические кронштейны, арочные (уплощенной формы) оконные линии, фигурные филенки с лепным декором и, наконец, женская головка с развевающимися волосами присутствуют здесь с той расчетливой умеренностью, которая делает постройку произведением искусства. Хорошо нарисованная фасадная композиция удачно дополнялась, сохранившимися до середины 1990-х годов, металлическими украшениями входной двери и витрин в стиле модерн бывшей парикмахерской «Базиль».

План 1-го этажа (1900-е гг.)

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Женская маска

(фото 2003 г.)

ДОХОДНЫЙ ДОМ ЭНГЕЛЬБРЕХТА Л.А.

Новокузнецкая ул., 34

1910 г. , архит. Доброхотов Н. (использован в дальнейшем лишь план).

1913 г. , архит. Прамнек А.

Постройка, облик и детали которой могут быть отнесены к архитектурному китчу. В здании сочетаются отдельные формы модерна (граненый эркер с левой стороны фасада, круглая башенка-эркер справа, рисунок балконных ограждений) с неоклассическими пилястрами неведомого ордера (некоторые обрываются на уровне второго этажа), капители которых обрываются не акантами, а прямоугольными основаниями и неорусским килевидным перспективным порталом и характерными наличниками над слуховыми окнами круглой башни. В постройке есть детали других стилей.

Фасад здания. Левая сторона

(фото 2003 г.)

Фасад здания. Правая сторона

(фото 2003 г.)

Источник: © "Архитектура московского модерна" , Денис Ромодин

Ивановская Э.В.
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты