Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  История русского зодчества   >  Московская архитектура   >  Московский модерн


Архитектура Москвы. Модерн (часть 9 )

11 октября 2007, 41

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СОКОЛЬНИКАХ Сокольническая пл., 5 КОРПУС ФАБРИКИ МИЛЮТИНА А.Я. Милютинский пер., 16 стр. 2 СТАНЦИЯ ДАТСКО-ШВЕДСКО-РУССКОГО ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕСТВА (ныне - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ) Милютинский пер., 5

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СОКОЛЬНИКАХ

Сокольническая пл., 5

1909-1913 гг. , архит. Толстых Павел Александрович (1878, Новочеркасск – 1939).

Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея Иоанна Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение – одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырехстолпного крестово-купольного храма. Ее центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки – главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчеркивает выразительную динамику нарастающих вверх объемов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер – просторное, хорошо освещенное 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете – придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из мореного дуба выполнены в духе эклектики.

Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

Восточный фасад здания.

Вид здания с северо-восточной стороны.

Фото (2000 г.).

Фрагмент фасада. Угловая часть здания.

Фото (2000 г.).

КОРПУС ФАБРИКИ МИЛЮТИНА А.Я.

Милютинский пер., 16 стр. 2

XVIII век;

начало XX в. — перестройка.

Двухэтажный домик производственного назначения, от первоначального архитектурного облика которого сохранились лишь лопатки и оконные проемы (и на главном, и на дворовых фасаде), был дополнен декором в начале XX века — в верхней части лопаток под карнизом появились крупные характерные для московского модерна рельефные женские маски с волосами, подвязанными под подбородком, и оттопыренными губками, что сразу изменило довольно ординарный фасад постройки, придав ему индивидуальность.

С 1910 по 1914 год в здании находился театр Балуева Н.Ф. «Летучая мышь».

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Маска

СТАНЦИЯ ДАТСКО-ШВЕДСКО-РУССКОГО ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕСТВА

(ныне - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ)

Милютинский пер., 5

1902-1903 гг. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович

(1862, Москва — ?).

1907-1908 гг. , архит. Дессин О.В., при участии Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И.

Комплекс, задуманный в 1901 г. и первоначально спроектированный в шестиэтажном варианте архитектором Мейснером А.Ф., начал осуществляться в 1902-1903 гг. по другому проекту. Первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту Эрихсона. «Неоготическая» стилистика его близка к другой производственной постройке этого зодчего — типографии Сытина И.Д. на Пятницкой, проект которой создан в это же время (1903 г.). Обращенное к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведенное на втором этапе строительства (1907-1908 гг.), по функции уникально для Москвы начала века, только начинавшей тотально обзаводиться телефонами. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики – ее выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Сооружение это (76 метров) — самое высокое в Москве того времени, построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И., по-видимому, внесших изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного Дессином О.В. проекта, причем именно она наиболее воспринимаема зрителем с узкого переулка. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения — решетки окон и ворот, кронштейны.

Детали фасада.

Гротескные скульптурные изображения:

левая маска

правая маска

Фасад здания со стороны Милютинского переулка (фото 2003 г.)

Фасад торцевого корпуса со стороны стороны улицы Малая Лубянка

(фото 2003 г.)

Фрагмент фасада. Полукруглый портал

Источник: © "Архитектура московского модерна" , Денис Ромодин

Ивановская Э.В.
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты