Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  История русского зодчества   >  Московская архитектура   >  Московский модерн


Архитектура Москвы. Модерн (часть 10 )

11 октября 2007, 43

ТИПОГРАФИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СЫТИНА И.Д. (ныне – МПО «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ») Пятницкая ул., 71 ТИПОГРАФИЯ РЯБУШИНСКОГО П.П. «УТРО РОССИИ» (позже – «ВОЕНИЗДАТ», ныне – КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ТИПОГРАФИЯ») Б. Путинковский пер., 3

ТИПОГРАФИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СЫТИНА И.Д.

(ныне – МПО «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ»)

Пятницкая ул., 71

1903 г. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва – ?),

инж. Шухов Владимир Григорьевич (1853, Грайворон – 1939, Москва),

1906 г.: восстановление после пожара,

1912 г.: перестройка здания, архит. Герман Иван Андреевич (1875, Киев – 1933, Сочи).

Крупное, первоначально четырехэтажное производственно здание, отличающееся простотой и рационализмом экстерьера и интерьеров. Главный фасад, обращенный к улице, симметричен – центральная и боковые его части (до надстройки в 1912 году пятым этажом) своими сложными фигурными аттиками с полукруглыми окнами в центре играли существенную роль в силуэте улицы. Аттики, а также формы центрального входа отдаленно напоминают формы «готических» производственных сооружений Москвы конца XIX – начала XX в. Стилистика здания близка к другой производственной постройке этого зодчего – станции Датско-Шведско-Русского Телефонного Общества в Милютинском переулке, проект которой создан в это же время (1903 г.).

В 1905 году во время декабрьского вооруженного восстания, в ночь на 12 число (вероятно по приказу московского генерал-губернатора Дубасова Ф.В.) типография была подожжена. В результате пожара обрушились межэтажные перекрытия основного здания фабрики. Под обломками погибло типографское оборудование. Уже через полгода здание типографии было восстановлено.

В 1912 году основной корпус здания был надстроен пятым этажом. Первоначальное цветовое решение здание выполненное на контрасте вертикальных и горизонтальных членений фасадной структуры, в настоящее время снивелированно безликой окраской.

Фрагмент фасада.

Общий вид комплекса со стороны 2-го Монетчиковского пер. (фото 1903-1905 гг.)

Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 1903-1905 гг.)

Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 2003 г.)

ТИПОГРАФИЯ РЯБУШИНСКОГО П.П. «УТРО РОССИИ»

(позже – «ВОЕНИЗДАТ», ныне – КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ТИПОГРАФИЯ»)

Б. Путинковский пер., 3

1907-1909 гг. , архит. Шехтель Франц (Федор) Осипович

(1859, Санкт-Петербург – 1926, Москва),

1913-1914 гг.: пристройка во дворе – архит. Заруцкий Павел Александрович

(1868, Москва – ?),

1920-е гг.: реконструкция и надстройка здания,

2000-2001 гг.: реконструкция и реставрация здания

(рук. проекта – архит. КуреннойАлексей Михайлович).

Здание построено на узком участке, входившем в начале XIX века в цепочку усадеб высшего дворянства по линии проезда (принадлежал Новосильцевой Е.А., потом Хованской М.А.), а в 1814 году перешедшем к «ювелирных дел мастеру» Бутурлину К.Г. Известный промышленник и финансист Рябушинский П.П. приобрел участок у потомков Бутурлина в 1907 году, одновременно с утверждением проекта типографии, видимо, составленного заранее. После окончания строительства он основал газету «Утро России» – орган партии прогрессистов; картуш с названием газеты помещен в центре высокого аттика над главным фасадом.

Здание типографии развернуто по территории участка в глубь квартала; его производственная часть, почти недоступная для обзора с улицы, решена строго функционально. Выходящий на проезд передний конторский корпус известен как одна из лучших работ Шехтеля. Она относится к его зрелому периоду, для которого характерны поиски лаконичного, монументального образа. Здесь в этих целях использована тема производственного назначения здания. Фасад центрального объема прорезан парой сплошных остекленных арок; междуэтажные членения внутри них почти не воспринимаются, а на гладко облицованной стене вообще отсутствуют. Эту предельно простую композицию венчает сплошная широкая лента аттика над тонким карнизом. Скругленные углы и глухие боковые стены выделяют центральный объем как ядро общей композиции фасада на фоне более расчлененных крыльев. Рисунок окон здесь и там почти одинаков, отличаясь лишь размерами, но светлая окраска поперечных членений передает разбивку окон в крыльях на обычные этажи. Сравнительно скромные симметричные объемы подъезда и въезда во двор выступают перед крыльями, но заглублены между стенками по сторонам участка и центральным объемом здания, что обогащают контрасты фактуры стены, остекления центра и крыльев, линейные контуры наличников.

На левом углу фасада в 1920-х годах по плану монументальной пропаганды установлена типовая доска с изображением рабочего и словами: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

После 1924 года территория типографии была расширена, въездные ворота заложены и оформлены симметрично парадному входу, а окно над ними утратило цельное остекление. Тогда же, очевидно, были надстроены оба корпуса: типографский – третьим этажом, а передний – четвертым. Аттик главного фасада был прорезан окнами надстроенного этажа.

В 2000-2001 годах здание было капитально перестроено под культурно-развлекательный комплекс и является одним из самых удачных примеров реконструкции в Москве. В ходе работ была снесена надстройка типографского корпуса и восстановлена надпись на аттике центрального фасада. Реставрированы керамическая облицовка и остекление здания. Внутренний двор превращен в полноценное общественное пространство, где разместились открытое летнее кафе и небольшая площадка для стоянки автомобилей. Пять уровней культурно-развлекательного центра соединяет панорамный лифт, сооруженный в стеклянной кубовидной пристройке интересно контрастирующей со старым зданием.

План 1-го этажа (1980-е гг.)

Фасад здания (фото автора: 2003 г.)

Фасад здания до реставрации

(фото 1980-х гг.)

Общий вид комплекса после реконструкции

(фото автора: 2003 г.)

Внутренний двор комплекса

Источник: © "Архитектура московского модерна" , Денис Ромодин

Ивановская Э.В.
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты