Главная  >  Война   >  Оружие   >  Артиллерия   >  Русская нарезная буксируемая артиллерия


122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19)

11 октября 2007, 365

17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой. Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года.

Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: "Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах":

а) для конной тяги с раздельной возкой;

б) для механической тяги с нераздельной возкой."

Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством Ф.Ф.Лендера, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.

В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры М.Я.Крупчатников и В.Н.Дроздов, и сотрудники завода № 172.

17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.

Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами - скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования - ГКБ-38 (ГКБ-38 - Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38).

Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу "Баррикады" в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод "Баррикады" в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.

С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.

122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.

В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от 152-мм гаубицы МЛ-15.

До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года - только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора.

Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов - скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.

Главным "украшением" системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.

Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.

122-мм пушка образца 1931/37 г.

122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола 122-мм пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. Работы велись под руководством Петрова. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.

Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием "122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.".

Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.

Танковый вариант пушки под обозначением Д-25 устанавливалась в серийные САУ ИСУ-122 и танки ИС-2 и ИС-3.

Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г. .

Опытные варианты 122-мм пушки А-19

В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу "Баррикады" изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс Бр-3.

16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с "Баррикад" на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: "Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой". В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал.

В 1933-1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 12 2-мм пушек обр. 1931 г. нарезными снарядами. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм.

При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды чертежа 6105 при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма "хитрым" способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены.

122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу

В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от танка Т-2б. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году.

Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу "Баррикады", который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-2б) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г. - на 1485 мм.

Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20-25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) - до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч.

20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода "Баррикады". С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км.

Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за трактором "Коминтерн" и автомобилем ЯГ-10. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни "Коминтерн", ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц - ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная - скорость 30 км/ч по шоссе и 12-15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности.

Согласно заключению комиссии: "Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям".

122-мм корпусные пушки в 1933-1940 годах изготавливались на заводе "Баррикады". На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941-1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172.

К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта.

122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки.

К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК.

Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда БР-471, который был разработан еще в начале 30-х годов, к началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б.

А.Широкорад
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты