Главная  >  Политика   >  Регионы России   >  Тульская область   >  Биографические очерки   >  Художники, скульпторы, архитекторы


Кившенко Алексей Данилович

11 октября 2007, 121

С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д.Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.

Тульская земля богата талантами. С тульским краем связана жизнь и творчество целого ряда художников XIX и XX века: В.И.Тропинина, О.А.Кипренского, А.А.Попова, Г.Г.Мясоедова и многих других. И чем больше времени отделяет нас от жизни и творчества этих художников, тем больший интерес представляет то новое, что мы узнаем не только об их творчестве, пребывании на Тульской земле, но и о художественной жизни того времени.

На Тульской земле, в Веневском уезде, в 1851 году родился известный художник второй половины XIX века Алексей Данилович Кившенко. Всем своим творчеством А.Д.Кившенко был близок к известным художникам своего времени - И.М.Прянишникову, И.Н.Крамскому, В.В.Верещагину, В.И.Сурикову, произведения которых знаменуют великий подъем русского изобразительного искусства во второй половине XIX века.

Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д.В.Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны.

С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д.Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.

Заканчивая в 1876 году Академию, молодой художник выбрал для своей дипломной работы тему из героического прошлого родной страны "Военный Совет в Филях в 1812 году". Картина имела большой успех. Писал он ее под воздействием романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года - военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента.

Кившенко, создавая свою картину, подошел к разработке сюжета как военно-исторический живописец. Он не ставил перед собой задачи передать глубокие драматические переживания И.М.Кутузова, так как исторический смысл совета в Филях в том, что Кутузов нашел в себе силы мужественно принять решение оставить Москву ради сохранения армии, предвидя, что в дальнейшем армию Наполеона ждет неминуемый разгром. Следуя описанию этого события в романе Л.Н.Толстого, художник изобразил не момент вынесения Кутузовым его исторического решения, а момент спора между И.М.Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л.Л.Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. В пределах поставленной перед собой задачи жанрово-психологического решения большой военно-исторической темы художник сделал все, чтобы его картина, свободная от какой бы то ни было подчеркнутой эффектности и условности, стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов.

Картина А.Д.Кившенко "Военный Совет в Филях" при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи.

После окончания картины "Военный Совет в Филях" Кившенко приступает к выполнению ряда картин на тему русско-турецкой войны 1877-1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Но прежде чем приступить к выполнению картин "Штурм Ардагана", "Последний шипкинский бой в 1877 году" и другим, он посетил Болгарию, Турцию, Кавказ. Сделал там множество зарисовок карандашом и акварелью.

К этому периоду относится этюд "Арба", хранящийся в Тульском музее изобразительных искусств. Там же находятся два этюда "Пейзаж. Стадо" и "Лошадь", выполненные Кившенко в 80-е годы на родине, в Веневском уезде, где он часто бывал. К 80-м годам относится целый ряд его картин, посвященных сценам охоты, "Охота на зайца", "0хота на лисицу" и многие другие.

А.Д.Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути. В 1892 году в Дрездене выполнена акварель "Лестница в Цвингере", находящаяся в Тульском музее изобразительных искусств.

С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица. Все разнообразное творчество А.Д.Кившенко, пользовавшегося уже при жизни большой известностью развивалось в русле реализма, правдивости, национальной характерности.

http://tounb.tula.net
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты