Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация   >  Штурмовая авиация


БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК ИЛ-10

11 октября 2007, 110

Ил-10 является прямым развитием знаменитого штурмовика Ил-2, улучшенным согласно опыту эксплуатации последнего во фронтовых условиях.

     Созданный в 1944 г. бронированный штурмовик Ил-10 АМ-42 в полном объеме воплотил в себе концепцию "летающей боевой машины пехоты", у которой интегральный коэффициент боевой эффективности при решении задач непосредственной авиационной поддержки войск повышен за счет "высокой подвижности" над полем боя и частичного улучшения вооружения при сохранении общего веса брони на уровне основного штурмовика ВВС КА Ил-2. В связи с сильной загрузкой ОКБ и опытного производства завода работами по совершенствованию серийных "Илов" и обеспечению их производства, приказом по НКАП № 414 от 12 июля 43-го 18-й авиазавод обязывался построить Ил-1 АМ-42 к 15 сентября 1943 г. Затем, по этим же причинам, срок сдачи машины был отодвинут на октябрь.

Летно-технические характеристики Ил-10

 
Первый полет, год 1944
Начало серийного производства, год 1944
Число, тип и марка двигателей 1 ПД АМ-42
Мощность двигателя, кВт 1470
Длина самолета, м 11,12
Высота самолета, м 3
Размах крыла, м 13,4
Площадь крыла, кв.м 30
Колея шасси, м 3
Взлетная масса, т
нормальная 6,3
перегрузочная 6,5
Масса пустого самолета, т 4,65
Бомбовая нагрузка, т
нормальная 0,4
перегрузочная 0,6
Максимальная дальность полета, км 800
Максимальная скорость полета, км/ч 550
Потолок, м 7250
Экипаж, чел 2

     

     Ил-10 является прямым развитием знаменитого штурмовика Ил-2, улучшенным согласно опыту эксплуатации последнего во фронтовых условиях. От прообраза он отличался цельнометаллической конструкцией, более мощным вооружением и большей бомбовой нагрузкой. Кроме того, его крыло стало более "скоростным" (площадь уменьшена на 22 %, размах крыльев - на 8%). Была улучшена аэродинамика (в частности, хвостовое колесо теперь убиралось). Первый прототип был изготовлен в апреле 1944 года, к июню прошел испытания, был запущен в серию и с октября 1944 года стал поступать в строевые части. Позже, уже после войны, был разработан штурмовик Ил-10М (выпускался в 1953-1954 годах), еще мощнее вооруженный, больший по массе, но лучше управляемый и более устойчивый.

     Вооружение самолета Ил-10 по количеству боевых точек, калибру и боезапасу к ним отличия от вооружения Ил-2 не имеет. При действии по целям, прикрытым истребителями противника, самолет Ил-10 требует сопровождения в такой же степени, как и самолет Ил-2. Наличие большего диапазона скоростей и лучшей маневренности облегчает задачу истребителей сопровождения и позволяет Ил-10 вступать в активный воздушный бой с противником.

     

     Управление огнем крыльевых пулеметов и пушек осуществлялось с помощью электрокнопки, помещенной на ручке управления самолетом, и двух выключателей на электрощитке в кабине пилота. При стрельбе надо было предварительно включить тумблер пулеметов или пушек, а затем вести стрельбу, нажимая боевую кнопку, помещенную на ручке управления.

     При одновременной стрельбе из обоих видов оружия было необходимо включить оба тумблера. Стрельбой из пушек управляли при помощи пневмо-электроспуска ПЭС-1, а из пулеметов - электроспуска М-10. На пулеметах дополнительно за крючок спуска закреплялся трос с кольцом для ручного спуска пулемета. Этим тросом пользовались при зарядке пулемета на земле.

     Перезарядка пулеметов и пушек электропневматическая: рабочее давление 35 атмосфер. Пуск воздуха в цилиндры перезарядки производился через электро-пневмоклапаны ЭК-1, управляемые четырьмя кнопками из кабины пилота. Кнопки размещались на общей колодке у переднего стекла фонаря пилота. Система перезарядки питалась воздухом от системы шасси и запуска мотора. Кнопка для включения клапанов размещалась слева над приборной доской пилота. Перезарядка пулемета пневматическая, работала при давлении 35 атм. от самолетной пневмосети и осуществлялась цилиндром перезарядки, закрепленным слева от оружия на каркасе обтекателя.

     Такое решение объяснялось только лишь тем, что усилие перезарядки было очень большим - 120 кг при ходе 211 мм.

     

     На штурмовике предусматривалась установка 4-х балок (по две на каждую консоль) для реактивных снарядов трех типов: РС-132, РОФС-132 и РС-82. Кроме того, имелась возможность подвески химприборов УХАП-250 (на наружные бомбодержатели). Реактивные снаряды и химприборы подвешивались за счет бомбовой нагрузки:

     Осколочные и зажигательные бомбы калибров от 1 до 25 кг включительно и ампулы АЖ-2 загружались в два бомбоотсека (вместо 4-х на Ил-2), образованных стенками нервюр центроплана по обе стороны от бронекорпуса самолета, как в бункер. Бомбы укладывались непосредственно на нижние створки люков горизонтально вперед взрывателями, которые при этом не контрились. Створки люков удерживались цепными тягами, соединенными с замками ДЕР-21. При его открывании происходил сброс мелких бомб. После сбрасывания бомб створки люков подтягивались штурвалом при помощи троса.

     

     В бомбоотсеки Ил-10 при нормальной бомбовой нагрузке помещалось: 144 ПТАБ-2,5-1,5 - 230 кг, 136 АО-2,5 с.ч. (сталистый чугун) - 400 кг, 182 АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда) - 400 кг, 56 АО-8М4 (короткие) - 400 кг, 40 бомб типа АО-10 с.ч. (сталистый чугун) - 392 кг.

     Живучесть конструкции (бронирование экипажа и винтомоторной группы) лучше, чем на самолете Ил-2, и в целом является достаточной. Уязвимыми местами могут являться водо- и маслорадиаторы. В целом эффективность броневой защиты экипажа и ВМГ от малокалиберной зенитной артиллерии и истребительной авиации в период войсковых испытаний в достаточной степени не выявлены и требуют дополнительной проверки путем анализа повреждений на самолетах, находящихся в других действующих частях ВВС.

     Обзор из кабины летчика, вследствие отсутствия обзора назад и затенения переднего стекла в плохих метеоусловиях (дождь, снег), в сравнении с обзором на самолете Ил-2 -хуже.

     Временной механизм ВМШ-10, так же как и ВМШ-2, в боевых условиях при противодействии МЗА и ЗА противника использовать невозможно, так как ВМШ-10 требует длительного нахождения над целью без ПЗМ.

     Основным методом бомбометания в боевых условиях на самолете Ил-10 принят тот же, что и для Ил-2, с той лишь разницей, что:

     1. возросли углы планирования с 30° до 50",

     2. возросла скорость ввода в пикирование от 320 до 350 км/ч,

     3. скорость вывода из пикирования выросла до 500-600 км/ч,

     4. улучшилась маневренность самолета.

     Время подготовки Ил-10 к боевым вылетам механиком и мотористом практически такое же, что и время, потребное для Ил-2.

     Ил-10 не успел повоевать как следует, так как большинство штурмовых полков получило его уже в самом конце войны, а то и после нее. Тем не менее, он, вероятно, спас жизни многим людям, летавшим на нем: там, где Ил-2 был бы неминуемо сбит, Ил-10 выживал за счет повышенных летно-технических характеристик.

     После Великой Отечественной войны Ил-10 был принят на вооружение и участвовал в боевых действиях в составе авиации как СССР, так и других социалистических стран (Китай, Северная Корея и др).

     К сожалению, ракетная эра поставила крест на карьере этих замечательных машин. По сравнению с Ил-2, Ил-10 было выпущено не так-то много. Позже стало ясно, что отказ от штурмовиков в пользу реактивных истребителей-бомбардировщиков был ошибкой, но к тому времени поршневые штурмовики уже не могли использоваться нашими ВВС по причине своей устарелости.

     

Русская Цивилизация
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты