Главная  >  Политика   >  Страны и регионы мира   >  Украина


Как тебя теперь называть, Украина?

11 октября 2007, 10

Президент Украины Виктор Ющенко на пресс-конференции в Брюсселе после недавно состоявшегося там заседания Комиссии Украина — НАТО, объявил, что Украина готова перейти к Плану действий для получения членства в НАТО.

Президент Украины Виктор Ющенко на пресс-конференции в Брюсселе после недавно состоявшегося там заседания Комиссии Украина — НАТО, объявил, что Украина готова перейти к Плану действий для получения членства в НАТО. «Мы хотим видеть Украину, интегрированную и в ЕС, и в Североатлантический блок. Мы согласны с выводом отношений на качественно новый уровень», — заявил В.Ющенко. Эти слова не были неожиданными для России - ее политиков, экономистов, военных. Дрейф большой украинской политики в западном направлении начался не вчера. Он продолжается уже более десятка лет.

Отношения Киева с Организацией Североатлантического договора (НАТО) начали развиваться вскоре после получения Украиной независимости и эволюционировали в рамках многостороннего сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. С 8 февраля 1994 года Украина активно участвует в работе Совета евроатлантического партнерства, Программе «Партнерство во имя мира», а также строит отношения особого партнерства Украина - НАТО в формате «19+1», отраженные в Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО от 9 июня 1997 года.

В Хартии предусмотрено создание практических механизмов двустороннего сотрудничества Украина - НАТО, в частности: Комиссия Украина - НАТО (регулярные заседания на уровне послов, министров иностранных дел, министров обороны, глав государств в формате «19 + 1»); совместные заседания с соответствующими Комитетами НАТО в формате «19 + 1», совместные рабочие группы; взаимные визиты на высшем уровне и обмен экспертами; кризисный консультативный механизм для проведения совместных консультаций в случае, когда Украина усмотрит угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Важным направлением сотрудничества остаются политические консультации.

Для содействия развитию практического сотрудничества между Украиной и НАТО, налаживания связей министерств и других центральных органов исполнительной власти Украины с соответствующими структурами НАТО, обеспечения проведения визитов представителей НАТО на Украину, распространения объективной информации о деятельности НАТО в 1997 году в Киеве был открыт Центр информации и документации НАТО в Украине, а в 1999 году основан Офис связи НАТО в Украине.

27 января 2001 г. Президент Украины утвердил Государственную программу сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 годы, которая охватывает сотрудничество Украины в рамках Хартии и на многосторонней основе.

Набирает обороты военное сотрудничество Украины с НАТО. Ежегодно военнослужащие Украины принимают участие в значительном количестве мероприятий в рамках Программы «Партнерство во имя мира»: заседаниях Комиссии Украина - НАТО и Совета евроатлантического партнерства на уровне министров обороны, аналогичного Военного комитета на уровне начальников штабов, заседаниях Совета евроатлантического партнерства на уровне командующих родов и видов войск, совместных военных учениях.

В военно-технической области сотрудничество Украины с государствами -членами НАТО в первую очередь направлено на реализацию значительного неиспользованного экспортного потенциала страны, а также предложение странам - членам НАТО разработок в области военных технологий. В свою очередь союзники очень ясно обозначили свой интерес к использованию украинской инфраструктуры. Они стремятся детально изучить уникальные возможности в плане стратегических перевозок — украинские транспортные самолеты «Антонов», наработки в области ракетно-космических технологий. В целях дальнейшего укрепления военно-технического сотрудничества и поощрения развития перспективных направлений в этой области за последние годы около 500 украинских ученых получили гранты от НАТО.

Наконец, 15 июля 2004 года бывший Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июля 2004 года «О дальнейшем развитии отношений с НАТО с учетом результатов заседания Комиссии Украина — НАТО на высочайшем уровне 29 июня 2004 года». В соответствии с Указом, «активизация евроатлантической интеграции Украины, в том числе путем глубокого реформирования оборонительной сферы государства соответственно европейским стандартам, принадлежит к важнейшим приоритетам как внешней, так и внутренней политики».

Чем объяснить такую заботу НАТО об Украине, настойчивое стремление руководства Организации Североатлантического Договора максимально приблизить силовые структуры Украины, ее оборонную промышленность, да и ее саму к Альянсу? Секрета тут нет. У НАТО есть значительный собственный интерес в развитии своего партнерства с Украиной, страной большой стратегической важности, огромного потенциала.

Этот интерес, в первую очередь, обусловлен стремлением НАТО окончательно вывести Россию из разряда крупных геополитических величин и из числа своих возможных геополитических противников, подкрепив такой расклад сил расширением Альянса на Восток. Украине в этой политике отводится главная, первостепенная роль. Еще в 1994 году Збигнев Бжезинский заявил «Без Украины Россия никогда снова не станет империей». По сути, это верно: учитывая не только военно-технический потенциал Украины, но и ее геополитическое значение для России, «без Украины», то есть без стратегического партнерства наших двух стран, без организации общего экономического и информационного пространства и т.п. Россия вряд ли сумеет восстановить свой статус в мировых делах и обеспечить безопасность своих западных рубежей.

Возникает вопрос. Собственно, вопрос этот стоит давно. Есть ли для России угроза в том, что Украина форсированным маршем движется от «братского» союза СНГ к союзу с НАТО?

Угроза – это непосредственная опасность причинения ущерба, посягательство на охраняемое правом достояние, ценность, интерес, а также высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной ущерб личности, обществу или государству. Разумеется, свободное волеизъявление суверенного государства, каковым является Украина, само по себе ни в какой мере не может отрицательно повлиять на внешнеполитическое и внутриполитическое положение России и уж тем более создать для нее угрозы.

Между тем, процесс постепенной интеграции Украины в ЕС и НАТО, если он станет реальным и наберет обороты, нанесет сокрушительный удар по всей внешнеполитической доктрине России, нацеленной на объединение под своей эгидой независимых государств на пространствах бывшего СССР. Без Украины СНГ как потенциально единое экономическое, информационное, политическое пространство новых государственных образований, возникших после дезинтеграции СССР, теряет смысл. Какая после этого может быть у России внешняя политика и политика национальной безопасности?

Это прекрасно понимают украинские политики, которые умело используют данное обстоятельство, разыгрывая в треугольнике Россия – Украина - НАТО свою карту. При этом украинская политика, в своей основе, опирается на несколько основополагающих установок. Прежде всего, это создание прочных позиций в региональных группировках (Черноморье, Каспий, идея Балтийско-Черноморского союза, двусторонние украинско-турецкие отношения) и отстаивание своих позиций в отношениях с Россией, которые формируются не без поддержки и одобрения ЕС и НАТО. Украина стремится занять прочные внешнеполитические позиции в названных регионах и региональных группировках, стать своеобразным мостом между бывшими советскими республиками, Центральной и Восточной Европой.

Казалось бы, что плохого? Налаживание межрегионального сотрудничества - естественное стремление любого государства. Однако, у этого стремления есть и другая сторона. Двусторонние контакты с Турцией открывают для Украины большие возможности для выхода в Средиземноморье и на Ближний Восток. Кроме этого, Киев рассчитывает на Каспийский регион как источник природных энергоносителей, справедливо полагая, что это уменьшит его зависимость от России и позволит превратиться в транзитное государство. Например, не исключается вариант, что в будущем Украина станет пропускать через свою территорию нефть из арабских государств и Ирана в Европу. И что тогда останется России, которая всегда была и пока еще остается великой транзитной державой? Сегодня территория Украины активно используется как транзитная именно Россией, транспортирующей газ и нефть в Европу по крупнейшим трубопроводам – газопроводы «Союз», Уренгой – Ужгород, Ямбург – Западная Европа, магистральный нефтепровод «Дружба». Становится непредсказуемым будущее Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, созданного ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». И как бы ни сложилась дальнейшая судьба транзита нефтегазового сырья, и российским и украинским государственным деятелям не следует забывать, что Запад во всех случаях не останется в накладе, если вместо одной трубы будет две «независимых» и жестко между собой конкурирующих.

Все это означает, что Украина будет сотрудничать с Россией там и только там, где это отвечает ее национальным интересам (это естественная и единственно возможная позиция для суверенного государства). Там же, где интересы украинской стороны отличаются от российских или вступают с ними в конфликт, Киев будет жестко отстаивать свои подходы, как он это делает на протяжении всех последних лет. России здесь остается только одно – брать пример с братской Украины, вооружаться полезным украинским опытом отстаивания собственных национальных интересов во внешнеполитической, экономической, оборонно-стратегической области.

После 1991 года структура национальных интересов Украины выстраивается Киевом часто в противовес российским интересам и лишь в незначительной степени увязывается с перспективой российско-украинских отношений. Более того, в Киеве не скрывают, что подобные планы Украины чреваты для нашего двустороннего сотрудничества серьезными трудностями, которые впоследствии могут перерасти в конфликты.

Учитывая эту неблагоприятную перспективу дальнейшей эволюции отношений между двумя братскими народами, нельзя не оценить дальновидность стратегов НАТО (и, соответственно, близорукость российских стратегов). С точки зрения будущего развития отношений Альянса с Украиной особое значение приобретает так называемая «Общественная стратегия поддержки интеграции Украины в НАТО». Ее цель – индоктринация украинского населения, внедрение в массовое сознание украинцев новых представлений, согласно которым вступление их страны в НАТО благотворно отразится на благосостоянии и безопасности каждого гражданина. Наиболее активно, целевым образом работа по разъяснению задач евроатлантической интеграции Украины проводится с молодежью и людьми среднего возраста, то есть с теми, кто в любой стране наиболее активен в социально-политическом плане. С людьми старших возрастов, по мнению украинских политтехнологов и их западных союзников, такая работа малоэффективна: считается, что у этих категорий граждан «образ врага» (НАТО) укоренен в подсознании - у них не атрофирована историческая память.

И если говорить о том, какие угрозы несет безопасности России наступление Альянса на Украину, то основными и наиболее реальными следует признать как раз подобные «общественные стратегии поддержки интеграции Украины в НАТО». Ни политические демарши, ни экономические маневры, ни даже военно-политический союз с НАТО не могут причинить большего вреда обеим народам, чем историческое беспамятство. Живая связь братских славянских народов, органическое культурно-историческое единство трех ветвей могучего русского древа – великорусской, белорусской и малороссийской – сегодня подвергается не просто суровому испытанию, но целенаправленному разрушению, которое, как предполагается, должно расчистить место «западным стандартам».

Придут сроки, и на суде истории народу будет задан всего один вопрос: как тебя теперь называть, Украина? Веками гордилась ты тем, что отеческое имя твое - Киевская Русь, что град твой стольный - матерь городов русских. Чем нынче хочешь гордиться?

Дмитрий Баклин
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты