Главная  >  Культура   >  Зодчество   >  Славянский дом


Изба крестьянская

11 октября 2007, 429

Изба самая распространенная постройка потому, какизбы строили все креастьяне. На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка.

Изба самая распространенная постройка потому, какизбы строили все креастьяне.

На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства. Но век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к XIX веку. Но в связи с традиционностью устройства жилищ избы XIX века дают некоторое представления о более древних приемах строительства. И во внешнем облике, и в интерьерах изб зачастую сохраняются черты, свойственные постройкам XV - XVII столетий и более ранних времен. Избу и другие крестьянские постройки крестьянин обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться крестьянин крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной: к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне - без окон и дверей который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно "помочью" ("толокой"). "Помочь"- однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди". Для всей "помочи" крестьянин должен был устроить угощение. В "Витославлицы" перевезены четыре избы "мстинской" зоны.

Изба Екимовой. Из д. Рышево.

Фраг. Избы Екимовой. Из д. Рышево.

Они относятся к типу жилищ, который был сформирован в давние времена и широко распространен в XIX веке во многих местах бывшей Новгородской губернии. Подобные постройки можно встретить в деревнях, расположенных от среднего до нижнего течения реки Меты, в Приильменье, на территории Крестецкого и Валдайского районов. Избы "мстинского" типа высокие, как бы двухэтажные.

Изба Екимовой.

Первый этаж - подызбица, или подклет (подклеть), низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капусту, соленые грибы, мед и другие съестные припасы, а также имущество и различную утварь. У каждого помещения - отдельный вход. Дома на высоких подклетах строились в древние времена. В старину селения располагались по рекам и озерам, которые во время паводков выходили из берегов. Жилая часть находилась наверху - подальше от сырости и снежных сугробов. В новгородских берестяных грамотах не раз упоминается подклеть. "Поклон от Семена к невестке моей. Если не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети..." "Поклон от Сидорамк Григорию. Что в подклети оленина, выдай сторожу в церковь". Интересная архитектурная особенность изб "мстинского" типа - галерея, по-местному "прикролек". Она как бы подчеркивает деление дома на два этажа. Назначение галереи - защита нижней части сруба от дождя. В прикролеке на скамье можно было посидеть в сырую погоду и в жаркий полдень, в ненастье высушить белье, сохранить сухими дрова. Галереи были распространенным элементом в древнерусском зодчестве. В деревнях Новгородской области доныне можно увидеть дома, опоясанные галереями. Конструкция крыши сохранила архаические черты. В слеги врублены "курицы", или "кокши", - крюки, сделанные чаще из молодых елей с обработанным корневищем. На курицы уложены потоки - водотечники. На потоки опирается тес, который накладывается на слеги. Тесовая кровля прижимается к верхней коньковой слеге тяжелым долбленым бревном - охлупнем, венчающим кровлю. Комель охлупня - естественное утолщение у корневища дерева - часто обрабатывался в виде самых разных фигур. Нередко деревенские мастера придавали ему форму конской головы. Обычай венчать крышу фигурой коня относится еще к языческому периоду. Конь - верный спутник крестьянина-земледельца. У славян-язычников он был символом светозарного солнца, счастья, богатства. Силуэт кровли завершается деревянной трубой - "дымником". Для выхода дыма в нем сделана орнаментальная прорезь, а сверху он покрыт двухскатной крышей. Крыши, сделанные "по старине", очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые ураганы. Изба Туницкого перевезена в музей из деревни Пырищи Крестецкого района в 1975 году. Точное время ее постройки установить не удалось, но по ряду признаков избу можно датировать 70-90-ми годами XIX века. Ей присущи характерные особенности жилых строений "мстинской" зоны - высокий подклет, галерея, двухъярусный двор и так называемый передок ("каретник"). В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Двухэтажный двор, размеры которого намного больше жилого помещения, прирублен к жилью. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было обслужить ("обрядить") скот, выполнить другие работы. Конек крыши находится не над серединой постройки, а проходит по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли неодинаковы: один длинный, а другой короткий. Длинный скат пролегает над пристройкой, где расположен передок. Лестница ведет в сени, откуда хорошо виден хозяйственный двор. Он устроен на двух массивных столбах, поддерживающих коньковую слегу крыши, а по боковой линии установлены такие же столбы, но меньшей высоты. Первый этаж с двумя хлевами отведен под скотный двор. Во дворе - сельскохозяйственные орудия: сохи, бороны, лопаты и пр. Наверху - просторный сарай, где хранились сено, солома, а также всевозможные орудия и предметы домашнего хозяйства. В летнее время там стояли кровати под пологом. В душную ночь это было лучшее место для сна. В сенях находятся ведра, коромысла, кадки, бочки, а также приспособления для стирки белья в речках и озерах - вальки, палицы, или кичиги. В шкафчике из лучины хранились молочные продукты: благодаря естественной вентиляции молоко в них долго не скисало. Переступив высокий порог, окажемся внутри жилья. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи - "бабий кут" - отделено невысокой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища-полати, лавки, полки - существовали на Руси с давних времен. Старинные описи и Писцовые книги упоминают о них в XVI-XVII веках. Археологические раскопки показали, что в домах древнего Новгорода встроенная мебель была уже в Х - XI веках. Стены - из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Про круглые углы в народе сложена загадка: "На улице рогато, а в избе гладко". Действительно, снаружи углы рублены "в обло с остатком" - "рогатые", внутри тщательно обработанные - гладкие. Пол и потолок настланы из пластин: на потолке горбылями вверх, на полу горбылями вниз. Поперек избы проходит массивная балка - "матица", служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа - красная, парадная лавка, между ними - лавка для прях. На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка - пряжу, веретена, иглы и пр. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на лавках, на полу, старики - на печи. Постели убирали на полати после того, как протопят печь и веником обметут с них сажу. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола - столешница - покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен. На лавке, где пряли женщины, стоят массивные прялки. Деревенские мастера делали их из части дерева с корневищем, украшали резьбой. Местные названия прялок из корня - "копанки", "керенки", "корневухи". Дом Туницкого относится к типу/изб, которые назывались в народе "пряхами". Здесь пёчь - налево, а лавки, сидя на которых "к свету" удобно прясть, - направо. Если этот порядок нарушайся, избу называли "непряхой". В старину в каждой крестьянской семье были коробейку-лубяные сундучки с закругленными углами. В них хранили семейные/ценности, одежду, приданое. ("Дочку в колыбельку, приданое в коробейку"). На гибкой жерди - очепе - висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: "Без рук, без ног, а кланяется". Ближе к окну помещали ткацкий стан, или "кросна". Без этого несложного, но очень мудрого приспособления была немыслима жизнь крестьянской семьи: ведь все от мала до велика носили домотканую одежду. Обычно ткацкий стан входил в приданое невесты. Вечером избы освещались лучиной, которая вставлялась в светец, установленный на деревянное основание. Печь на рубленом деревянном помосте ("опечке") выходит устьем к окну. На выступающей ее части - шестке - теснятся горшки для каши, щей и другой нехитрой крестьянской пищи. Рядом с печкой устроен шкафчик для посуды. На длинных полках вдоль стен - кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т. д. Очень рано оживала крестьянская изба. Прежде всех вставала "домаха", или "большуха",- жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь (отверстие для выхода дыма). Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. Но вот печь протоплена, закрыты дверь и дымарь - ив избе тепло. Все как в древней русской пословице, известной с XIII века: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". "Черные" печи ставили в деревнях до XIX века. С 1860-х годов появились печи "белые", в основном же новгородские деревни перешли на топку "по-белому" с 80-х годов прошлого столетия, но и в начале XX века в Новгородской губернии еще встречались курные бедняцкие избы. Черные печи были дешевы, на топку их уходило мало дров, а прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению. Этим и объясняется долговечность курных жилищ. Дым, копоть, холод во время топки печи доставляли обитателям дома много неприятностей. Земские врачи отмечали в Новгородской губернии болезни глаз и легких у жителей "черных" изб. В стужу в крестьянской избе зачастую помещали домашнюю живность - телят, ягнят, поросят. Зимой в подпечье сажали кур. В избе в свободное от полевых работ время крестьяне занимались различными ремеслами - плели лапти, лукошки, мяли кожи, шили сапоги, сбрую и т. д. Неплодородной была новгородская земля. Своего хлеба крестьянской семье зачастую хватало только до половины зимы, и его покупали на деньги, вырученные от продажи различных изделий. Особенно в новгородском лесном краю была распространена обработка дерева ("Лесная сторона не только одного волка, а и мужичка накормит"). Древоделы гнули дуги, вырезали ложки и миски, делали сани, телеги и т. п. Бондари из еловой и дубовой клепки изготовляли ведра, кадки, шайки и другие изделия. В старину бондарным ремеслом занимались многие жители деревни Пырищи. В 1978 году из деревни Пырищи Крестецкого района перевезена изба Царевой. Это самый старый дом среди тех, которые уже находятся в музее. Вероятно, изба рублена в первой половине XIX века. Постройка несколько раз капитально перебиралась. поэтому ее первоначальные формы угадывались с трудом. Однако при разборке дома были выявлены многие элементы, например волоковое окно, лавки и другие. Реставрация этой избы откроет еще одну интересную страницу жилого зодчества. Изба Шкиперева перевезена из старинной деревни Частова Новгородского района, расположенной в живописной местности на левом берегу реки Меты. Этот дом выделялся маленькими размерами и ветхостью... Большая часть нижних венцов сгнила, избушка утратила подклеть, осела и покосилась. Дверь в подызбицу вросла в землю. Была переделана кровля, не стало прикролека, исчез двор. Но, несмотря на утраты и искажения, изба сохранила черты традиционной народной архитектуры- самцовую, с большим выносом вперед кровлю, нарядный, прекрасно сохранившийся балкон, остатки большого двора, следы галереи. Эту избу зафиксировал в 1963 году архитектор А. А. Шалькович, в 1974-м обследовал Л. Е. Красноречьев. По рассказу крестьянина из деревни Частова, последнего владельца этого дома Павла Антоновича Шкипареве, он был построен при его деде, Василии Егоровиче Шкипареве. На основе этого, а также по архитектурным формам и конструкциям время строительства этой избы можно отнести к 80-м годам XIX века. Старожилы помнят, что прежде таких домов в Частове было несколько. В музей памятник перевезли летом 1975 года. После реставрации постройке возвращен первоначальный облик. По своей архитектурно-композиционной планировке эта изба близка к дому Туницкого. Такое же высокое строение на подклети, только вход в нижнее помещение расположен не спереди, а слева. Двор, но меньших размеров (соответствует маленькому жилищу), также устроен на столбах и примыкает сзади к жилью. Кровля старинной конструкции. Курное, тесное, темное жилище трудно было украсить, и поэтому талант, художественный вкус крестьянина выражался в убранстве фасада дома. Пример тому-изба Шкипарева. Ее украшают нарядный балкончик с фигурными перилами ("балясинами"), ажурные причелины и полотенца. Фрагменты причелин были обнаружены при разборке дома, они послужили образцами для изготовления новых. Балкончик опирается на выпуски четырех верхних бревен сруба. Галерея, опоясывающая постройку с двух сторон, и высокое крылечко с крутыми ступенями придают избе уютный, гостеприимный вид. Жилое помещение небольшое - всего 5,5 Х 5,5 м. Убранство его традиционно и, несмотря на простоту и скромность, по-своему красиво и благородно. По хорошо сохранившимся следам воссоздана встроенная мебель: полати, лавки, полки-полавочки. Обжитой вид придают избе первоначальные дощатая заборка и посудные полки. Как и в любой избе, главное место в ней отведено печи. В руках искусного мастера она получила пластичные формы. Ее массивное тело ритмично членят выемки-печурки. Неотъемлемая часть интерьера - обеденный стол. Он, по словам П. А. Шкипарева, всегда стоял в этой избе. Возможно, стол - ровесник постройки. Столешница сделана из двух широких, тщательно обструганных досок, которые пригнаны друг к другу так плотно, что трудно найти стык между ними. У стола - грузное подстолье с выдвижным ящиком и точеные ножки, связанные по низу рамой. По мнению специалистов, такие столы, сделанные деревенскими мастерами, схожи по форме с известными петровскими столами XVII -XVIII веков. В избе представлена интересная коллекция берестяных изделий. Они стоят на своих привычных местах. Издавна в народе известна пословица: "Кабы не липа да береста, так мужик бы рассыпался". Она говорит о большой популярности в народе этих материалов. Кошели, туеса, корзины, лапти и многие другие изделия использовались в быту любой крестьянской семьи. Одна из самых массовых археологических находок в Новгороде - остатки берестяных сосудов, причем форма и техника изготовления предметов из бересты, обнаруженных в археологических слоях, близка, а иногда полностью совпадает с теми, которые мастера делали в XIX - первой половине XX века. На кухне находятся два туеса - это берестяная посуда цилиндрической формы, сделанная из цельного куска коры березы, с деревянным донышком и крышкой. В туесах носили молоко, квас, соленья. Двойной слой бересты - хорошая термоизоляция, поэтому в туесах жидкости долго оставались холодными, а молоко дольше не скисало. В Новгородской губернии наиболее было развито плетение из полос коры березы. На выставке представлены разнообразные изделия, выполненные в технике прямого и косого плетения, - лукошки, хлебницы, солонки, ложечник (небольшой плетеный короб, где хранятся ложки). В памяти народа живы имена многих новгородских мастеров плетения первой половины XX века. Среди них А. А. Андреев из деревни Окатово Новгородского района (1880 года рождения), М. Н. Девяткин из деревни Никулино Любытинского района, И. Е. Кучеров из деревни Сутоки Окуловского района (1891 года рождения) и многие другие. Отец последнего владельца этой избы Антон Васильевич Шкипарев славился в деревне как мастер плетения из березового и липового лыка. В сенях хранится берестяное лукошко его работы. Особый интерес представляют берестяные вещи крестьянина Андриана Антиповича Антипова из деревни Смолино Любытинского района. Его изделия отличаются выдумкой и изобретательностью. Он плел из бересты футляры для книг и очков, сумки и даже плащи, оплетал ею самые разнообразные предметы-чайник, посох, свирели и пр. В кухне можно увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Этот обычай, по данным археологических раскопок, пришел из глубокой древности. В сенях и на сеннике размещены разнообразные предметы крестьянского быта. На стене висят кошели - заплечные короба с крышками и лямками. В них ходили на покос и жатву, в лес за ягодами и грибами, в кошелях носили хлеб, рыбу и прочие продукты. А в лукошках - плетеных берестяных кузовах - чего только не держали - муку, зерно, льняное семя, лук, яйца... Сыпучие продукты хранили также в бутыле-образных плетеных сосудах. Севня - лукошко с петлей из лыка - была в каждой крестьянской избе. Ее использовали для ручного посева зерна и льняного семени. В каждом хозяйстве были и берестяные лопаточники - футляры для деревянных лопаток или каменных брусков для заточки кос. Хотя все изделия из бересты имели практическое назначение, народные мастера выявляли естественную красоту материала, использовали богатую цветовую гамму березовой коры, находили интересные формы, часто украшали изделия орнаментом. Кроме изделий из бересты на выставке представлены предметы крестьянского быта, плетенные из елового и можжевелового корня: солонки, корзина-"коренка", сосуды самой различной формы, вместимости и назначения. Интересные экспонаты - куриные гнезда, сплетенные из жгутов соломы. Искусство плетения бытовых изделий из бересты и корня просуществовало в Новгородской области до 30-х, а в некоторых местах - до 50-х годов XX столетия. Изготовление плетеных предметов резко пошло на убыль в связи с широким проникновением в деревню промышленных товаров. Сейчас на Новгородчине трудно найти мастера, который помнил бы секреты этого ремесла. Изба Екимовой из деревни Рышево - первая жилая постройка, перевезенная в музей в 1969 году. Деревня Рышево расположена в Новгородском районе, на левом берегу реки Меты, в нижнем ее течении. Это типичный дом "мстинского" типа со всеми его признаками - высокой подызбицей, балконом, каретником, галереей. Вероятно, он срублен во второй половине XIX века. Изба привлекает богатым декоративным убранством. Фронтон оживляется нарядным балконом, фигурный балясник которого вставлен в брусья, покрытые сплошной резьбой. Балкон здесь выполняет декоративную роль, хотя в более древних избах он имел и практическое значение. Главное убранство избы - окна с богато украшенными наличниками. Верх их выполнен в виде двух завитков - волют. Этот элемент каменного зодчества стиля барокко крестьянские мастера заимствовали из архитектуры Петербурга, куда они нередко уходили на заработки. Барочные элементы не создают ощущения инородности, они органично включаются в традиционный наряд рубленой избы. С двух сторон дом опоясывает галерея, крыша которой установлена на резных столбиках. Как обычно, в прикролеке устроены скамьи для отдыха. Справа от крыльца, со стороны улицы, - въезд во двор. Устройству ворот деревенский мастер придавал большое значение. Ворота во двор в рышевской избе обработаны в виде арки. С правой стороны дома между избой и каретником-крылечко, покрытое односкатной крышей на резных столбиках. Через калитку в красивом арочном проеме можно пройти на лестницу, а затем через сени в избу. Рышевская изба - "белая". Большая русская печь с дымоходом сохранила многие черты своей курной предшественницы. Она покоится на брусчатом опечке, устроенном на полу, и поддерживается двумя столбами, находящимися в подклети. Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, сохраняла ее горячей. На ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь, а в печурках-носки и рукавицы. Печь, как и баня, была испытанным средством от простуды и других болезней. Интерьер "белой" избы светлее и наряднее, чем "черной", но основные его детали такие же, как и в курном жилище. Мебель по традиции встроена в сруб, все те же полати, лавки. А вот полка проходит только вдоль одной боковой стены и служит в "белой" избе лишь для хранения разной домашней утвари. "Белая" изба более красочна. Посудный шкаф расписан цветочными мотивами. По обычаю в красном углу под божницей, украшенной вышитым полотенцем, стоял обеденный стол. Он традиционной формы. Широкая дубовая столешница не окрашена, остальные детали стола красного и темно-зеленого цветов, подстолье расписано фигурками зверей и птиц. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. В XIX веке во многих местах Новгородской губернии были распространены прялки-"золоченки". Их образцы представлены в этой избе. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посидки", или "посиделки", - веселые сельские сборища. О том, как славились прялки-"золоченки" среди молодежи, пелось в задорной частушке: . "Белая" изба убрана предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывают цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшает милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями" - потолок, стены, лавки, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены - не прятал природную красоту дерева. Хозяйственный двор рышевской избы - двухэтажный. Вверху-сенник, внизу-два хлева для скота и место для земледельческих орудий. Там находятся соха, борона, деревянные вилы и т, д. Сейчас на втором этаже, на месте сенника размещена выставка "Орудия обработки льна". С давних пор на новгородской земле лен - одна из главных сельскохозяйственных культур. Процесс его обработки был трудоемким и выполнялся исключительно женщинами. Для этого использовались ручные, довольно примитивные приспособления; обычно их изготовляли сами крестьяне. А более сложные, например самопряхи, покупали на базарах или заказывали мастерам. Созревший лен вручную дергали (теребили), сушили и обмолачивали вальками и цепами. Чтобы удалить вещества, склеивающие волокна, обмолоченные льняные стебли в сентябре - октябре расстилали на две-три недели на лугу или вымачивали в болотах, низинах, ямах, а потом сушили в ригах. Высушенный лен мяли на льномялках, чтобы отколотить кострику (твердую основу) от волокон. На выставке можно увидеть щелевую мялку, сделанную из дерева с корнем, - корневку. Массивный корень здесь служил опорой ("ногами"). Момент работы на мялке передан в загадке: "Из года в год беззубая баба кости грызет". Потом лен освобождали от кострики специальными деревянными лопаточками с короткой ручкой и удлиненной рабочей частью-трепалами. Чтобы расправить волокна в одном направлении, их чесали деревянными гребнями, металлической "щетью" или свиной щетиной, а иногда использовали даже шкуру ежа - получалась шелковистая, с мягким блеском кудель. С ноября лен пряли ручным способом с помощью прялок и веретен. Реже в Новгородской губернии использовались самопряхи. Искусство прядения, требовавшее проворства и большого терпения, крестьянские девочки постигали с шести-семилетнего возраста, тогда же им дарили прялки. Напряденные нити перематывались с веретен на мотовилах в мотки, которые затем белили или красили. Подготовка основы-продольных нитей ткани-для ткацкого стана производилась с помощью воробы, а с воробы ее перематывали на лубки, или вьюшки. Для утка - поперечных нитей ткани - пряжу сучили на деревянные или берестяные трубочки - цевки, используя скально (от слова "екать"-свивать). Весной ткацкий стан обычно вносили в избу и ткали белый холст и разную цветную домотканину. С утра до вечера мелькали проворные руки мастериц, быстро двигая челнок с нитью утка. Обычно ткачеством занимались в девичестве. До замужества девушка должна была напрясть и наткать себе приданое к свадьбе да еще на подарки родне. Возле рышевской избы - колодец с журавлем.

Его срубили по старинному образцу зимой 1971 года. Глубина колодца-6,5 м. Деревянным ведром из него можно зачерпнуть вкусной воды. Рядом с избой из деревни Рышево находится амбар, рубленный, вероятно, в конце XIX века. В деревне Хвощник Боровичского района, откуда его привезли в июле 1978 года, он стоял так, чтобы хозяин мог видеть его из окон дома. Так же амбар расположили и в музее. Это - небольшой сруб, крытый на два ската. Кровля имеет слеговую конструкцию. Небольшой навес крыши над стеной, где прорублена дверь, покоится на помочах. Амбар служил складским помещением, поэтому не имеет окон. В закромах (сусеках, засеках) стен хранилось главное крестьянское добро - зерно и мука.

источник: http://vitoslav.home.nov.ru

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты