Главная  >  Политика   >  Регионы России   >  Города России   >  Архангельск


История Архангельска - история морского порта

11 октября 2007, 137

Морской торговый порт Архангельск за всю свою историю пережил немало взлетов и падений. Возникший по указу царя Ивана Грозного, этот северный город уже в XVI-XVII вв превратился в крупный европейский порт, где активно развивались торговля, строительство, судостроение и многочисленные ремесла…

Морской торговый порт Архангельск за всю свою историю пережил немало взлетов и падений. Возникший по указу царя Ивана Грозного, этот северный город уже в XVI-XVII вв превратился в крупный европейский порт, где активно развивались торговля, строительство, судостроение и многочисленные ремесла… По мнению историков, у Архангельска были все предпосылки, чтобы впоследствии стать крупнейшим торговым и культурным центром на российском севере.

Развитие Архангельского международного морского торгового порта способствовало процветанию всего исторического Поморья, а в систему международного товарообмена через Архангельск были включены практически все крупные северные города. Так в XVI-XVII веках благодаря развитию международной торговли большое торгово-промышленное значение приобрели города Великий Устюг, Каргополь, Вятка, Тотьма, Сольвычегодск… Несмотря на удаленность от морского побережья и Архангельска все эти города в официальных документах допетровского времени именуются "поморскими городами", что свидетельствует о наличии общей экономической структуры, связывавшей их в единое целое. Обширный административный регион, куда входили не только Двинская земля, но и значительно более южные земли (в том числе территории современных Кировской и Вологодской областей), был в большой степени ориентирован на торговлю через Архангельский порт. Очевидно, что огромная зависимость экономики этого края от морских промыслов и международной торговли способствовала формированию общей региональной культуры с центром в столице Поморья - Архангельске. В целом же, в конце XVII века в торговле с иностранцами через Архангельский порт участвовало 70 русских городов - почти вся Россия.

Робинзон Крузо в Архангельске

Архангельский порт допетровского времени был широко известен во всем мире. Вспомним, например, что литературный путешественник Робинзон Крузо возвращался из своего знаменитого и полного испытаний путешествия домой в Европу именно через Архангельский порт. Причем Крузо побывал в Архангельске как раз в то время, когда здесь проходила Архангелогородская международная торговая ярмарка. Ежегодно, с началом Архангелогородской ярмарки, торговый люд со всей России устремлялся в Архангельск.

По свидетельству современников, московское купечество считало архангелогородскую ярмарку главным торговым событием года, поэтому во время ее проведения "вся торговая жизнь в Москве замирала".

Жертва Петербурга

В 1700 году число иностранных кораблей, прибывших в район Архангельска составляло 64 судна, но в 1709 в столицу Поморья прибыло уже 149 судов, в 1715 - 230 судов. В 1710 году через архангельскую таможню было вывезено на экспорт товаров на сумму более 3 млн рублей, а импортных товаров привезено на сумму 1 млн 606 тысяч рублей. Обороты архангелогородской ярмарки в 1710 году по документам Архангелогородской таможни составляли 2 млн 773 тысячи рублей. Импортных товаров было продано на сумму 1 млн 122 тысячи 110 рублей (сюда не входит торговля вином и сахаром). По мнению историков, в это время были созданы все предпосылки для дальнейшего развития международной торговли. Архангельск все больше приобретал черты европейского порта, и со временем мог превратиться в крупнейший торгово-промышленный и культурный центр на севере России. Однако это не входило в планы царя-реформатора Петра I. Начиная с 1713 года, царь Петр I, своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интерсами в пользу нового балтийского порта. Веками накопленный экономический, культурный и торговый потенциал Поморья царь-реформатор направил в развитие своего любимого детища - Санкт-Петербурга. А в Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо "для прокорма населения". В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров. Две трети всех товаров было велено привозить в Санкт-Петербург. Как пишет историк Александр Морозов, "Основание Петербурга, снятие шведской блокады, срогие приказы везти товары в Петербург ослабили архангелогородскую торговлю. Были нарушены привычные торговые связи. На это жаловались не только русские купцы, но и иноземцы, просившие разрешения продолжать торговлю при архангельском порте". Число кораблей приходивших в Архангельск резко сократилось. В 1722 году пришло всего 60 судов, в 1723 - 40, в 1724 - 22, в 1725 - 19.

Культ разорителя…

Не секрет, что официальная российская история всегда была замешана на авторитарной идеологии и мифах. Причем замешана настолько густо, что спустя столетие после закрытия Петром I архангельского торгового порта, этот царь воспринимался идеологизированным городским населением Архангельска уже не как разоритель, а почти как благодетель города. Примечательно, что архангелогородцы "на собранные народом средства" воздвигли бронзовый памятник Петру I, который и поныне стоит в самом центре поморской столицы. Но если в Петербурге культ "Петра Великого" вполне обоснован, то в Архангельске возвеличивание этого царя-реформатора выглядит нелепо. Серьезные историки дают весьма негативную оценку деятельности Петра I в Поморье. Так, например, историк, академик Александр Морозов весьма недвусмысленно пишет: "Исторические перемены и преобразования петровского времени были крайне неблагоприятны для Беломорского Севера. Возросшие поборы и повинности, безвозвратная мобилизация рабочей силы для строительства невской столицы и обслуживания нарождавшейся промышленности, уменьшение зажиточности северного крестьянства и ослабление промысловой деятельности, вызванное упадком местных рынков, - все это сокращало возможности роста и развития населения…Согласно указам Петра I (1719 -1724 годы) возможности экономического роста и проявления присущей северному крестьянству энергии и предприимчивости резко сократились".

Торговые пошлины

Только в период правления императрицы Екатерины II Архангельский порт был вновь уравнен в правах с другими российскими морскими портами, однако большинство отечественных историков почему-то умалчивают о том, что это "уравнивание" было весьма условным. Правительство все еще опасалось, что Архангельский порт вновь перетянет на себя основной поток товаров и ослабит торговлю через Санкт-Петербург, поэтому дискриминационные меры по отношению к столице Поморья не отменялсь. Так, говоря о том, что в 1927 году правительство вновь разрешило торговать через порт Архангельск, надо упомянуть о том, что внутренняя торговая пошлина здесь была поднята на 2% и в итоге составила максимальную по тем временам цифру - 7%. Одновременно для Санкт-Петербургского порта внутрення пошлина была снижена до 3%! Стоит заметить, что история с таможенными пошлинами тянется в Архангельском порту и по сей день.

Порт упразднить…

И все-таки принесенный в жертву новой российской столице Архангельск не думал сдаваться. Так по свидетельству академика Лепехина, путешествовавшего по Поморью в 1772 году, город еще сохранял черты европейского порта, а население отличалось предприимчивостью и мастерством, порой не уступавшим лучшим западным стандартам:

"В городе Архангельском, - пишет академик Лепехин, - кроме обыкновенных рукоделий, много есть искусстных медников и оловянишников; и вообще жители сея страны, по природному их остроумию, весьма замысловаты; я видал из крестьян таких искуссников, которые без дальнего показания, сделали настольные часы с курантами выписным аглицким подобные".

Но в 1862 году "высочайшим повелением" российских властей столице Поморья и архангельскому торговому порту был нанесен еще один почти смертельный удар. Правительственный документ гласил: "Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией…". Большая часть судов была переведена в Балтийское море, остальные разобраны. Все портовое имущество было вывезено или продано с аукциона. Как пишет историк Жилинский, "разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен".

Стратегическое значение

Лишь первая мировая война, когда большинство балтийских и южных портов России были блокированы неприятелем, российское правительство осознало стратегическое значение Архангельского порта. Увы, упадку торговли и в целом экономики Архангельска способствовало то, что он оказался вдалеке от железных дорог и, в отличие от других российских портов того времени, здесь не проводились дноуглубительные работы. Как пишет историк А.А. Жилинский, "в то время, когда под влиянием постройки целой сети железных дорог, направляющих грузы из центра России (в большинстве случаев искусственно) к балтийским и черноморским портам, в них начались порто-строительные работы, Архангельский порт оставался в своем первоначальном состоянии". Лишь в 1887 году были в Архангельском порту были начаты землечерпальные работы. По словам Жилинского, важное значение для Архангельского порта имело также сооружение северных железных дорог: Московско-Архангельской и Пермь-Котласской. "Соединение прямым путем с Сибирью еще более оживит и увеличит его отпускную торговлю. Архангельск для Западной Сибири является самым удобным естественным морским портом" - писал в начале прошлого века историк А.А. Жилинский.

Как нетрудно заметить, эти слова актуальны для Архангельска и по сей день.

Иван Лемехов, г. Архангельск
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты