Главная  >  Политика   >  Страны и регионы мира   >  Украина


Сто дней Виктора Ющенко

11 октября 2007, 29

Первые сто дней работы нового президента и правительства Украины привлекли самое пристальное внимание общественности и вызвали шквал комментариев. По характеру оценок их можно разделить на четыре группы: адепты, оптимисты, пессимисты и противники.

Адепты, естественно, хвалят, однако их оценки присутствуют, главным образом, в самоотчетах правительства и президента, а также в кругах, близких к высшему руководству страны.

Оптимисты выявляет как достижения, так и просчеты, стремясь остаться в рамках «конструктивной критики» некоторых действий правительства. Президент при этом - вне критики.

Пессимисты придерживается концепции "исходной точки", согласно которой изменений после смены власти не видно, настоящая жизнь мало чем отличается от того, что было, а методы руководства В.Ющенко все больше становятся похожи на "обыкновенный кучмизм".

Наконец, противники, представленные оппозиционными силами, настроены резко критически и оценивают ситуацию в стране как быстро ухудшающуюся.

Отчасти можно согласиться с мнением каждой из этих групп, ибо политика новой власти исключительно противоречива. Последовавший после президентских выборов период можно назвать эпохой посткучмовской эклектики. В ней сочетается, казалось бы, не сочетаемое - демократические начинания и авторитарные ухватки, антикоррупционные мероприятия и действия, явно благоприятствующие коррупции, признание «верховенства права» и акции, свидетельствующие о презрении к закону.

Парадокс состоит в том, что в своей непоследовательности новая украинская власть органична - в той мере, в какой она представляет переходную правящую группу. Апелляция к европейским ценностям и заявления о полном разрыве с прошлым не должны никого обманывать - новая элита, оказавшаяся у кормила власти, так долго формировалась "при Кучме", что неизбежно пользуется усвоенными ранее навыками. Кроме того, характерные для нового политического режима на Украине некоторая неразборчивость в средствах и смешение "жанров" обусловлены рядом важных обстоятельств.

Во-первых, президент и правительство действуют в условиях жесткого цейтнота. Надвигающиеся парламентские выборы, которые назначены на март 2006 года, требуют весьма энергичных и оперативных мер для закрепления успеха пропрезидентских сил и формирования ими правительства на базе нового парламентского большинства. В числе таких мер фигурируют:

- беспрецедентные изменения текущего бюджета в сторону поддержки бюджетозависимых слоев населения (наращивание социальной базы поддержки);

- целеустремленные финансовые и уголовно-политические преследования новой оппозиции, сиречь старой власти (ослабление ее политического влияния и финансовых ресурсов);

- широкомасштабные кадровые чистки, или, пользуясь выражением В.Ющенко, формирование «новой кадровой колонны» (смена обладателя административным ресурсом);

- создание усилий для проведения территориально-административной реформы (установление контроля над местной властью).

Во-вторых, президент и правительство оказались заложниками собственных обещаний быстрого украинского экономического чуда, плоды которого население страны якобы почувствует уже в 2005 году. Наполнение "бюджета социального развития" (по определению В.Ющенко), предусматривающего повышение пенсий, зарплат и других социальных выплат, сокращение срока службы в армии до 1 года, реализация программы доступного жилья, а также ряд других мер, направленных на улучшение жизни среднего украинца, потребовали новых бюджетонаполняющих усилий. Это и ужесточение контроля за сбором налогов (благодаря чему в первом квартале 2005 года поступления в бюджет увеличились на 1 млрд. 443 млн. гривен, или около 300 млн. долларов), и отмена налоговых льгот, и громкие реприватизационные процессы, и многое другое.

В-третьих, команда В.Ющенко неоднородна. Ее отличает высокая межличностная и межгрупповая конкурентность, различное видение стратегии экономического развития (особенно это заметно в ситуациях с «реприватизационным списком», бензиновым кризисом, отношением к проекту ЕЭП).

Если отвлечься от внешних проявлений новой политики и обратиться к глубинным изменениям, то первые итоги, а точнее тенденции, выглядят следующим образом.

• Действия правительства и в первую очередь премьер-министра направлены на усиление роли государства, на установление контроля над стратегически важными, бюджетообразующими отраслями экономики и перераспределением собственности. Одной из главных задач премьер-министр считает расширение и укрепление государственного сектора. При этом государственный сегмент украинской экономики рассматривается как некая корпорация, в борьбе за эффективность которой используются различные, в том числе нерыночные, авторитарные методы. Цель этой политики - обеспечение управляемости и эффективности экономики, включая негосударственный сектор под руководством новых топ-менеджеров.

• К числу не обсуждаемых открыто, но, безусловно, имеющих место явлений относится стремление бизнес-политических кругов, непосредственно представляющих власть или близких к ней, укрепить свои экономические позиции, в том числе и за счет перераспределения ресурсов бывших правящих элит.

• Первые сто дней Виктора Ющенко привели к изменению внешнеполитических приоритетов. На первый план выдвинуты задачи превращения США в главного стратегического партнера, скорейшего вступления в НАТО, активизации евроинтеграционного процесса. На российском направлении используется тактика политической нейтрализации России (особенно по вопросу членства в НАТО) и сохранения преференциального по отношению к Украине экономического сотрудничества. Важным элементом внешней политики нового украинского руководства является стремление к роли регионального восточно-европейского лидера (реанимация ГУАМ, разработка плана урегулирования приднестровского конфликта).

• Внутренняя политика сочетает в себе элементы государственного патронажа бюджетников и других социально уязвимых слоев с ограничительными мерами в отношении некоторых социально обеспеченных категорий. Крайним выражением этой политики является конфискационная кампания, которая бьет по крупному (олигархическому) украинскому капиталу, представляющему прежнюю власть.

Как показывают «сто дней», новая политика Киева помимо ожидаемых от нее результатов может иметь "побочные", нежелательные эффекты. Это:

- утечка украинского капитала за рубеж;

- сокращение инвестиционной активности российского капитала вследствие реприватизационных процессов и усиления административного регулирования;

- формирование системной оппозиции с сильным радикальным крылом, чему способствуют преследования новых оппозиционных лидеров;

- консервация или даже усиление противоречий по линии украинский Запад - Восток;

- сужение социальной базы поддержки нового руководства за счет отхода от него слоев мелкого и среднего предпринимательства в результате невыполнения данных властью обещаний;

- рост массовых настроений разочарования и усталости от завышенных ожиданий.

В настоящее время уровень доверия к новому президенту и правительству Украины высок - более 50%. Чтобы сохранить и приумножить поддержку, власти потребуется не только проявлять изобретательность, но и не забывать, что в ходе предвыборной борьбы она обещала руководствоваться в политике принципами «честности, прозрачности и порядочности».

Тамара Гузенкова
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты