Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Подводные лодки


Проект 667А "Навага"

11 октября 2007, 286

Главным конструктором по пр. 667А шифр "Навага" (по классификации НАТО - "Yankee") стал С.Н. Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга М.С. Фаддеев. По своему внешнему виду ПЛАРБ пр. 667А напоминала американскую ПЛАРБ "Джордж Вашингтон", за что получила на флоте прозвище "Иван Вашингтон". Оффициально новые корабли именовались ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН).

В ноябре 1960 г. на патрулирование в океан вышла первая ПЛАРБ ВМС США типа "Джордж Вашингтон" а к апрелю 1961 года в составе ВМС США насчитывалось 41 ПЛАРБ с 656-ю баллистическими ракетами типа "Поларис А2". ПЛАРБ типов Джордж Вашингтон, Этан Аллен и Лафайетт составили морскую часть ядерной триады США. Таковы итоги реализации десятилетней кораблестроительной программы. Естественно, Советский Союз не мог допустить увеличения ядерного потенциала своего главного геополитического противника. Кардинально изменить ситуации могло только качественное и количественное увелечение боевого потенциала советского стратегического ракетоносного подводного флота.

Наиболее приемлемым (в первую очередь, с экономической точки зрения) являлось не просто увеличение количества ПЛАРБ, а размещение большего количества БР на каждом ракетоносце. В то время в США ПЛАРБ уже строились серийно. В СССР же проработки принципиально нового, специального проекта ПЛАРБ уже велись, но ожидать начала поступления их в состав ВМФ СССР в ближайшее время не было оснований и для того чтобы хоть как-то компенсировать отставание руководство ВМФ решило увеличить число ПЛ с КР, которые были бы способны наносить удары и по береговым объектам. В 1958 году в ЦКБ-18 (главный конструктор А.С.Кассациер) начались работы по созданию ПЛАРБ 2-го поколения проекта 667. Первоначально предполагалось два типа ракетного оружия. Комплекс Д-4 с баллистическими ракетами подводного старта Р-21 и комплекс Д-6 (изделие "Р", проект Нейлон) с твердотопливными ракетами, разрабатывавшимися ленинградским КБ Арсенал с 1958 г. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 800 км с перспективой доведения ее до 2 500 км.

В 1960 г., в соответствии с правительственным постановлением, дальность в первоначальном варианте комплекса Д-6 была увеличена до 1 100 км при незначительном снижении точности. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2. Планировалось что ПЛАРБ пр.667 будет нести 8 ракет комплекса Д-4 или Д-6, которые планировалось разместить в установленных вне прочного корпуса поворотных пусковых установках СМ-95. Разработкой этих ПУ занималось ЦКБ-34. По замыслу конструкторов перед стартом ПУ поворачивались на 90° и принимали вертикальное положение. Получалась довольно сложная конструкция, которую было очень трудно реализовать практически. В итоге от поворотных ПУ было решено отказаться, и ракеты должны были размещаться в стационарных вертикальных шахтах. Говорят что этому поспособствовал и Н.С. Хрущёв. По одной из версий, при демонстрации ему действующей модели лодки, отказали поворотные механизмы и ракетные контейнеры застыли в промежуточном состоянии. Хрущев тут же заявил: "если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?". Так или иначе от поворотных ПУ отказались. Разработка ПЛАРБ с новой компоновкой шахт началась в 1961 году. Модернизированная БР "Поларис А2" имела дальность стрельбы 2 300 км. В это время в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева велась разработка одноступенчатой жидкостной БР Р-27 (позже, в соответствии с договорами ОСВ стала именоваться как РСМ-25).Предварительные результаты исследований в конце 1961 года были доложены командованию ВМФ и руководству страны. Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего несимметричный диметилгидрозин (гептил).

Ракета имела дальность стрельбы 2 500 км. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе. Это позволило уровень готовности к старту БР с жидким топливом привести в соответствие с уровнем готовности к старту БР с твердым топливом. Парралельно шла разработка противокорабельного варианта баллистической ракеты - Р-27К (впервые в мире) , оснащенный пассивной радиолокационной головкой самонаведения и предназначенной для поражения крупных надводных целей (например, авианосных групп) на дальности до 900 км. Проект 667 был переориентирован на БР Р-27, габариты которой позволили разместить на борту 16 ракетных шахт. Такое количество шахт выбрано не случайно. Дело в том что длина стапелей на которых планировалась постройка ПЛАРБ наиболее подходила под корпуса с 16 шахтами комплекса Д-5. Кроме того для самообороны лодки планировалось размещения в одной-двух шахтах зенитных ракет "Оса-М". Но практической реализации эта идея так и не получила. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ "Рубин". Главным конструктором по пр. 667А шифр "Навага" (по классификации НАТО - "Yankee") стал С.Н. Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга М.С. Фаддеев. По своему внешнему виду ПЛАРБ пр. 667А напоминала американскую ПЛАРБ "Джордж Вашингтон", за что получила на флоте прозвище "Иван Вашингтон". Оффициально новые корабли именовались ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН). При создании лодки проекта 667А значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ.

Конструктивно лодка проекта была двухвальной, двухкорпусной с внешинми шпангоутами прочного корпуса. Носовая оконечность корабля имела овальную форму Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной с крестообразным кормовым оперением. Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки, что позволяло возможность бездифферентного перехода на большую глубину при малых скоростях лодки, а также упрощало удержание корабля на заданной глубине при ракетном залпе. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ. На него наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус имел цилиндрическое сечение, максимальный диаметр 9.4 метра. Он изготавливался из стали АК-29 толщиной 40 мм и был облицован звукоизолирующей резиной. Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей. Межотсечные переборки (выдерживающие давление до 10 кгс/см2) так же как и прочный корпус изготавливались из стали АК-29 толщиной 12 мм. Всего было 10 отсеков: 1-й - торпедный; 2-й - аккумуляторный и жилой (с офицерскими каютами); 3-й - в котором находился центральный пост, пульт ГЭУ; 4-й - ракетный; - 5-й - ракетный и жилой; 6-й - дизель-генераторный; 7-й - реакторный; 8-й - турбинный; 9-й - турбинный; 10-й - электродвигательный. ЭУ состоит из дух автономных блоков расположенных побортно, суммарной мощностью 52 000 л.с.

Каждый блок включает в себя: Водо-водяной реактор ВМ-2-4 (89,2 мВт), Паротурбинную установку ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, Турбогенератор с автономным приводом. Также имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя "подкрадывания" ПГ-153 (по 225 кВт).Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, питающаяся от автономных электрогенераторов. Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой "винт-корпус". Впервые была установлена омплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Радиоэлектронное вооружение включало: ГАК "Керчь" служащую для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Она могла работать в режимах режимах эхо- и шумопеленгования. Дальность обнаружения составляла от 1 до 20 км. Всеширотный навигационный комплекс Сигма. Он был разработан в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С1972 года на вооружение поступил более современный навигационный комплекс Тобол (главный конструктор - О.В. Кищенков). В состав которого впервые в СССР входила инерциальная навигационная система. Так же в его состав входил абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы. В дальнейшем комплекс был дополнен космической навигационной системой Циклон. Средства связи состоявшие из радиостанций среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи Молния (1970 г.) или Молния-Л (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство Базальт, обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство Скумбрия, позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона.

Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа Параван, позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение (впервые в мире на подводных лодках) аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии Интеграл. Средства радиоэлектронной разведки: РЛС Альбатрос и СОРС Залив-П, а также впервые на подводнй лодке был установлен ответчик РЛС "свой-чужой" Хром-КМ. БИУС Туча - первая отечествення многоцелевая автоматизированная корабельная систему,обеспечивающая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, Туча осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. Основное вооружение ПЛАРБ пр.667А состовляли 16 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (по классификации НАТО S-N-6). Ракеты размещались в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки в 4-ом и 5-ом отсеках. Диаметр шахты 1.7 м, высота 10.1 м.Шахта оснащалась системами орошения, газоанализирования, осушения и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Стартовая масса ракеты 14,2 т, длина - 9,65 м, диаметр корпуса - 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение - 1,3 км. Дальность полета 2 500. Величина сектора обстрела составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°. Пуск осуществлялся только из подводного положения, при заполнении шахты забортной водой ("мокрый старт"). Заполнение шахт осуществлялось при помощи мощных насосов, шум которых сильно демаскировал лодку и существенно снижал её боевую устойчивость. Стрельба возможна при волнении моря до 5 балов.

Согласно проекта стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. После старта четвёртой ракеты каждого залпа лодка из-за уменьшения массы начинала всплывать. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г с ПЛАРБ К-140. Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления. ПЛАРБ пр.667А стали первыми ракетоносцами вооруженными ПЗРК "Стрела" для защиты от низколетящих воздушных целей. Значительные, по сравнению с ранее строившимися ПЛ, размеры позволили улучшить условия обитаемости. Каждый отсек был снабжен автономной системой кондиционирования воздуха. Экипаж размещался в каютах или маломестных кубриках.Имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых отсеках были убраны под съемные панели. В качестве источников света использовались люминисцентные лампы.

Первоночально ПЛАРБ пр. 667А вели боевое патрулирование у восточного побережья Северной Америки, в дальнейшим, с увеличением количества ПЛАРБ началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США. На вооружение ВМС США поступила ПЛАРБ "Поларис А3" с максимальной дальностью стрельбы 4 600 км, а в 1966 году началась программа разработки новой баллистической ракеты "Посейдон С3" с еще более высокими характеристиками. Естественно это потребовало ответных мер с советской стороны. Работы велись в направлении оснащения подводных лодок более совершенными ракетами, обладающими повышенной дальностью стрельбы. Создание нового ракетного комплекса для модернизированных лодок 667-го проекта развернулось в КБ Арсенал (проект "5МТ", приведший в дальнейшем к созданию комплекса Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31, которым была оснащена ПЛАРБ пр. 667АМ). Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3 000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г., а первые опытные пуски с борта подводной лодки начались в 1972 году. 4 января 1974 г. комплекс Д-5У был принят на вооружение ВМФ. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла усовершенствованную ГЧ "рассеивающего" типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ. В конце 1972 ВМФ СССР получил первую подводную лодку проекта 667АУ - К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. На лодке К-245 прошел испытания навигационный комплекс Тобол с инерциальной системой.

Для проверки его возможностей в конце 1972 г. корабль выполнил поход в район экватора.В 1972-1983 гг. флот получил еще восемь РПКСН проекта 667А (К-219, К-228, К-24, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451), модернизированных или достроенных по проекту 667АУ. В 1974 г. За весь период эксплуатации лодки проектов 667А и 667АУ выполнили 590 боевых патрулировании. После вывода из состава МСЯС (согласно договора ОСВ-1) часть лодок пр. 667А была переделана по другим проектам. В 1979 году на консервацию \с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ.

Пр. 667АТ (Шифр "Груша") Часть лодок пр.667 были переоборудованы в ПЛАТ пр.667АТ, оснащенных КР "Гранат", запускаемых из ТА.При модернизации были вырезаны 4-ый и 5-ый ракетные отсеки общей длиной 22 м. Вместо них был врезаны отсеки с восьмью ТА, расположенными под углом к ДП корабля, и запасными КР "Гранат". С каждого борта было по четыре 533-мм ТА. В районе выхода ТА из корпуса лодки предусмотрена выемка, выполненная из конических обечаек. В целом суммарная длина новых отсеков оказалась больше длины ракетных, что привело к увеличению длины и водоизмещения. Компоновка вооружения, механизмов, и оборудования в других отсеках осталось такой же как и у пр.667А. Существенно был изменён состав РЭВ. Была установлена БИУС "Омнибус", навигационный комплекс "Тобол-АТ", ГАК "Рубикон" и комплекс радиосвязи "Медведица-Л". Всего по проекту 667АТ было модернизировано 6 ПЛАРБ (по другим источникам всего три).

ПЛАРК пр. 667М Для отработки и испытаний комплекса Метеорит-М по проекту 667М (шифр "Андромеда") была переоборудована подводная лодка 667-го проекта К-420 . Работы по модернизации корабля осуществлялись в Северодвинске в 1982-1985 гг. После вырезания ракетного отсека он был заменен новой секцией большей длины, имевшей сечение, близкое к прямоугольному, и по ширине также превосходившей диаметр легкого корпуса. В наклонных шахтах, расположенных между прочным и легким корпусом, было размещено 12 ракет ЗМ25 (по шесть на каждом борту). Торпедное вооружение, энергетическая установка и основные общекорабельные системы подводной лодки остались практически без изменений. Дополнительно была смонтирована аппаратура управления ракетной стрельбой Андромеда. Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 г., а в 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. Однако в установленные сроки ракетный комплекс довести не удалось, работы затянулись. Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс Метеорит-М РПКСН проекта 667, выводимых по договору ОСВ-1, оказалась слишком высокой. В результате работы по программе в начале 90-х годов были прекращены. Проект 09774. ПЛАРБ К-411 в 1990 году был переоборудован по пр. 09774 (носитель сверхмалых подводных лодок). В процессе модернизации корпус был удлинен до 162.5 м, были демонтированы ракетные отсеки и торпедное вооружение. Также был проведен ряд других доработок.

ГЭУ включает два реактора ВМ-4Т по 72 мВт, две паровые турбины, ГТЗА типа ОК-700, два дизельгенератора ДГ-500, два вспомогательных электродвигателя ПГ-137 (2 * 375 л.с.) и две аккумуляторные батареи по 112 элементов (2 * 8 000 А/ч). АПЛ оснащена ГАК МГК-300 Рубин, ГАС миноискания МГ-509, навигационным комплексом Сигма, радиолокационным комплексом РЛК-101 Альбатрос, МРП-10 Залив-П и другим оборудованием. Проект 09780. ПЛАРБ КС-403 была в 1979-1984 гг переоборудована по проекту 09780 (Аксон-1) в атомную ПЛ-лабораторию. Был вырезан ракетный отсек и проведены другие мероприятия, обусловленные изменением целевого назначения корабля. Корпус лодки был удлинен до 151,8 м, существенно изменились обводы носовой части корабля.С 1991 года КС-403 прошла на заводе Звездочка очередное дооборудование по проекту Аксон-2. 23 октября 1996 г. был подписан приемный акт. В настоящее время лодка несет службу в составе Северного флота. На лодке проходили испытания гидроакустические комплексы для подводных лодок нового поколения. Вооружение АПЛ составляют четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 18 торпед 53-65К или СЭТ-65, имитаторами МГ-74 Корунд или минами Голец (32 единицы). Кроме того, система самообороны АПЛ включает восемь ПЗРК типа Игла-1. РЭВ включает в себя: Навигационный комплекс Медведица, Комплекс связи Молния-М, включающий систему космической связи Симфония и протяженную буксируемую связную антенну Параван. ГАК СКАТ, РЛС Тобол, Станция наблюдения за льдом МТ-70, Станция миноискания МГ-50

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты