Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Подводные лодки


Проект 658

11 октября 2007, 227

Лодка традиционно была двухкорпусной и двухвинтовой. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Часть лодок получила шумопоглощающее покрытие.

26 августа 1956 г. вышло постановление правительства о создании атомной ракетной подводной лодки проекта 658. Проект разрабатывался на базе торпедной АПЛ (пр. 627). Надо сказать что подобный подход в практике отечественного подводного кораблестроения применялся и раньше. Достаточно вспомнить что ДПЛРБ пр. 629 проектировалась на основе большой ДПЛ пр.611. C одной стороны подобное решение позволяет резко сократить сроки проектирования и строительства, но с другой стороны ставит проектантов в жесткие рамки. Работы по проектированию велись в ЦКБ-18 (впоследствии - ЦКБ Рубин). Главный конструктор С.Н. Ковалев. Заместитель главного конструктора И.Д. Спасский. Главный наблюдающий от ВМФ - капитан 2 ранга К.И. Мартыненко. Разработка конструкторской документации началась в сентябре 1956 г., а уже в I квартале следующего года было завершено техническое проектирование. Столь сжатые сроки объяснялись тем, что в 1956 г. в США началась реализация программы "Полярис". Естественно дисбаланс был недопустим. По причине нехватки времени не был даже разработан эскизный проект. Первоначально лодку планировалось вооружить ракетным комплексом Д-2 с ракетами Р-13, имеющими надводный старт. Испытания этого комплекса начались в конце 1958 г. В том же году было принято решение о разработке пр. 658М. Согласно этому проекту ПЛ пр.658 в ходе ремонта и модернизации будет вооружаться более совершенным ракетным комплексом с подводным стартом. Новый ракетный комплекс получил шифр Д-4. Постановление правительства о начале работ над ним вышло 20 марта 1958 г.

Из-за относительно малой ширины корпуса (как у АПЛ пр. 627), а так же с учётом того что пусковые установки получились достаточно громоздкими, так как разрабатывались по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжелых надводных кораблей, удалось разместить лишь три ракетные шахты в один ряд. Пусковые установки выходили за габариты прочного корпуса и находились в ограждении рубки, которая получилась довольно крупной, что не могло не ухудшить гидродинамику. Лодка традиционно была двухкорпусной и двухвинтовой. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Часть лодок получила шумопоглощающее покрытие, которое впрочем оказалось непрочным и к началу 1970-х годов почти на всех лодках 658-го проекта отсутствовало. Так как запуск осуществлялся из надводного положения форма носовой оконечности лодки приобрела традиционные "корабельным" обводы. Для управления на больших скоростях были установлены дополнительные малые горизонтальные кормовые рули. Лодка получила малошумную и более живучую электрогидравлическую систему управления рулями. Предусматривалось продувание главного балласта воздухом низкого давления. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. Условия обитания были такие же как и на ДПЛ послевоенной постройки, но у каждого члена экипажа было индивидуальное спальное место. Отсеки: 1 - носовой торпедный; 2 - аккумуляторный и жилой; 3 - отсек центрального поста; 4 - ракетный отсек; 5 - отсек вспомогательного оборудования; 6 - реакторный; 7 - турбинный; 8 - электромеханический; 9 и 10 - жилые и корабельных систем.

ГЭУ мощностью 35 000 л.с. состояла из двух водоводяных реактора ВМ-А по 70 мВт с парогенераторами и двух турбозубчатых агрегатов 60-Д. Реакторы распологались в среднй части корабля друг за другом в диаметральной плоскости. В реакторном отсеке была установлена автономная система пожаротушения. Дополнительно имелись два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. В качестве двигателей "подкрадывания" (бесшумного хода) использовались два электродвигателя ПГ-116 по 450 л.с. каждый. В бортовой электросети использовался постоянный ток 380В (400Гц). Наличие на борту ракетного оружия предъявляло более высокие требования к определению текущих координат лодки, так как любая ошибка определения места места старта автоматически входит в ошибку отклонения ракеты от точки прицеливания. Для решения этих задач на лодке был смонтирован всеширотный навигационный комплекс Сигма с астрокорректором. Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию Арктика (Арктика-М) - первую отечественную ГАС с совмещенной рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции. ГАС, разработанная под руководством главного конструктора Е.И. Аладышкина, имела дальность в режиме эхопеленгования 8 км и шумопеленгования - 1-18 км. Торпедное вооружение состояло из четрёх 533-мм носовых и двух 400-мм кормовых ТА. Боекомплект состоял из шестнадцати 533-мм торпед (СЭТ-65, 53-65К, 53-61) и шести 400-мм торпед. Кормовые аппараты предназначались для стрельбы противолодочными торпедами на глубинах до 250 м, а носовые могли использоваться на глубинах до 100 м. Кроме торпед на лодке были приборы гидроакустического противодействия МГ-14, выстреливаемые из торпедных аппаратов. В 1967 году на смену им пришли более совершенные самоходный прибор акустических помех МГ-24, имевший массу 7 кг, глубину использования 30-40 м и время непрерывной работы 30 минут.

Выстреливание МГ-24 осуществлялось через специальное устройство ВИПС. В том же 1967 году на вооружение подводных лодок поступил и дрейфующий малогабаритный комбинированный прибор МГ-34, предназначенный для использования на глубинах от 30 до 200 м и также выстреливаемый через ВИПС. Первоначально на лодки являлись носителями ракетного комплекса Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50,SS-N-4 Sark). Это были первые в мире БР предназначенные и специально разработанные для ПЛ. Первоначально разработку ракет Р-13 вело НИИ-88 под руководством С.П. Королева, а затем тема была передана в СКБ-385 (В.П. Макеев). Это была одноступенчатая жидкостная ракета с надводным стартом. Стартовая масса 13 700 кг. Дальность стрельбы 650 км. Ракета несла отделяемую термоядерную ГЧ. Мощная боеголовка компенсировала невысокую точность стрельбы (круговое вероятное отклонение составляло 4 км). Фактичиски ракета была пригодна лишь для поражения площадных целей (крупные промышленные и военные объекты, города и т.д.). В качестве горючего использовалась смесь ксилидина и триэтиламина (ТГ-02), а в качестве окислителя раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте (АК-27). В целях пожаробезопасности ракеты хранились заправленные одним только окислителем. Топливо из специальных ёмкостей (всего было три цистерны - по количеству ракет), расположенных вне прочного корпуса подавалось в ракеты непосредственно перед стартом (при предстартовой подготовке). С момента всплытия лодки в точки старта до запуска последнй ракеты проходило 12 минут. Так ракеты обладали относительно малой дальностью полёта, то старт осуществлялся в непосредственной близости от берегов противника, в зоне действия морской авиации и сил ПЛО.

Естественно боевая устойчивость лодки оставляла желать лучшего. Кардинально изменить положение могли лишь более совершенные ракеты с подводным стартом и увеличенной дальностью стрельбы. В 1958 году началась разработка нового ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21, обладающими способностью стартовать из-под воды и имеющими увеличенную дальность. В феврале 1962 г. новая ракета была продемонстрирована Н.С.Хрущеву, а в 1963 г. - принята на вооружение. Это позволило начать перевооружение ПЛАРБ комплексом Д-4. Модернизация по проекту 658М была выполнена в ходе капитального ремонта лодок в 1965-1970 гг. Старт ракеты Р-21 выполнялся из шахты, заполняемой перед пуском водой. Одноступенчатая БР имела стартовую массу 19 650 кг и могла доставлять боевой блок мощностью 0,8 Мт на дальность 1 420 км. КВО составляло 1,3 км. В связи с установкой на лодке комплекса Д-4 с подводным потребовалось обеспечить удержание корабля на заданной глубине во время пуска ракет (суммарное воздействие импульсов сил, возникающих при ракетном старте, приводило к тому, что лодка подвсплывала почти на 16 м, что затрудняло пуск последующей ракеты в залпе). В результате для ПЛАРБ проекта 658М была разработана т.н. система удержания, обеспечивающая автоматическое сохранение заданной глубины. В ходе модернизации в конструкцию атомохода были внесены и другие усовершенствования. В частности, изменилась корабельная система предстартовой подготовки и обслуживания (КСППО). Для заполнения водой кольцевого зазора (пространства между стенкой шахты и корпусом ракеты) перед стартом были установлены специальные цистерны с системой перекачки. АПЛ пр. 658 была первой отечественной атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами. Строительство серии атомоходов началось на 402-ом заводе в в Северодвинске.

Впервые в отечественной практике при строительстве АПЛ был применён блочный метод постройки, впоследствии получивший широкое распостранение. Предусматривалось перевооружение лодок 658-го проекта ракетным комплексом Д-5 по пр.А658. Программа была закрыта на стадии аванпроекта. К-145 (зав.N 906) переоборудована по пр. 701. Все остальные АПЛ, за исключением К-19 переоборудованы в торпедные лодки пр.658Т. По некоторым данным К-178 и К-55 в 1977г. были переоборудованы по пр.658У в корабли связи. При этом состав торпедного вооружени остался неизменным но несколько уменьшился боекомплект. Головная лодка серии К-19 (заводской N 901) была заложена на СМП (г. Северодвинск) 17.10.1958 г. 11 октября 1959 года была спущена на воду и вошла в состав ВМФ 12 ноября 1960 года. 4 июля 1961 года на лодке принимавшей участие в учениях "Полярный круг" произошла авария реактора левого борта. Вышли из строяглавный и вспомогательный циркуляционные насосы системы охлаждения. В течение двух часов экипажу удалось смонтировать нештатную систему аварийного охлаждения реактора (аварийная система охлаждения не предусматривалась конструкцией) и ликвидировать угрозу его взрыва. В борьбе за живучесть погибло 14 человек. После этой аварии на всех АПЛ с подобными реакторами, как на строящих так и на уже находящихся в строю были смонтированы штатные системы аварийной водяной проливки. Во время ремонта после этой аварии были заменены оба реактора. Старые реакторы с невыгруженным топливом были затоплены в бухте Абросимова. На флоте лодка получила прозвище "Хиросима" и репутацию несчастливой.

В дальнейшем на борту К-19 было несколько серьёзных аварий с человеческими жертвами, а 15 ноября 1969 года произошло столкновение в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский) с американской АПЛ SSN-615 Гэтоу (тип Трешер), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения. Последняя восьмая лодка К-178 вошла в состав флота 8 декабря 1962 года. Вместе с ДПЛРБ пр.629, атомные ракетоносцы проекта 658 заложили основу морской составляющей ядерной триады Советского Союза и позволили добиться паритета.

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты