ИСКАТЬ:
введите ключевое слово
Главная  >  Политика   >  Территориальное устройство России


«Финно-угорский» вызов

11 октября 2007, 464

В российских регионах активизировались силы, пытающиеся ввязать иностранные структуры в наши внутренние дела. В последнее время эти силы повадились «мутить воду» в финно-угорских республиках. Начали они с Марий Эл, теперь на очереди Мордовия и Удмуртия.

Нам уже приходилось писать о ситуации в Мари-Эл, которая стала объектом внимания со стороны ЕС и «угорских» стран – Венгрии, Финляндии и Эстонии. Кроме того, марийскими делами всерьез заинтересовалась наша оранжевая оппозиция. Но дестабилизировать обстановку в Марий Эл, к счастью, не удалось. Несмотря на антироссийскую, в целом, резолюцию Европарламента.
А вот X Конгресс финно-угроведов, который прошел в Йошкар-Оле (15-20 августа) рассудил иначе, чем европарламентарии: «Мы высоко оцениваем стремление марийского правительства по сохранению и развитию марийского народа и культуры, и надеемся, что в будущем эти старания с его с стороны будут еще усилены».
Во время работы конгресса республику посетила министр образования и науки Эстонии М. Репс. И ее впечатления от визита были весьма благоприятными: «Факты, которые видела, и факты, которые читала дома, не очень похожи. Можно сказать, что дома мы показывали ситуацию чуть-чуть хуже…Школы открываются, люди налаживают культурные связи, язык есть, есть возможность, только был бы интерес. Я бы сказала, что у нас мало точной информации об этом, и хорошо, что я приехала».
Правда, очень многие в Эстонии выразили недовольство высказываниями министра. Так, весьма негодовал некто Михаил Лотман, возглавляющий в эстонском парламенте группу поддержки финно-угорских народов (есть и такая!). По словам этого «радетеля марийских интересов», высказывания Репс «подрывают преемственность политики эстонского государства, результаты сотрудничества с Финляндией и Венгрией и другими финно-угорскими государствами, в также суть принятой Европарламентом резолюции о ситуации в Марий Эл».
Более того, высказывания Репс покритиковал сам премьер-министр Эстонии Андрус Ансип. В результате бедная женщина была вынуждена заявить о том, что российская пресса якобы вырвала ее слова из контекста. Дескать и устала она, и английский использовала. Однако, слово, как известно, не воробей. Агентство Регнум сообщило – в его распоряжении находится запись интервью Репс на цифровом и магнитных носителях. То есть хотите – проверяйте.
Как бы то ни было, но г-жа Репс изрядно попортила обедню всем спекулянтам на угорской теме. Также, как и депутат эстонского парламента Катрин Сакс, с восторгом сообщившая о своем пребывании в Марий Эл: «Я уеду домой с огромными сумками марийских книг, и сувениров». Такие высказывания наглядно свидетельствуют, что все разговоры о притеснении марийцев – элементарная ложь.
Но любителям половить рыбку в мутной воде все неймется. И вот некий Фонд спасения эрзянского языка призывает ПАСЕ обратить внимание на Мордовию, где происходит ни много, ни мало, а «геноцид» местного финно-угорского населения!
А в Удмуртии группа жителей Ижевска обращается опять-таки в ПАСЕ, жалуясь на притеснение финно-угров.
Как все совпадает! Похоже, что после провала в Марий Эл, антироссийские силы начинают атаку сразу на две другие финно-угорские республики. Не оставят в покое, конечно же, и Марий Эл.
И эта настойчивость вполне понятна и объяснима. Финно-угорские народы РФ имеют своих родственников в ЕС, а это дает лишний повод проявлять интерес к России со стороны евроструктур.
Впрочем, «европейское» направление – не единственное в «финно-угорской» стратегии подрывных сил. Не менее важно и «тюркско-мусульманское». Сепаратисты-«угры» могут вполне успешно выстраивать отношения с сепаратистами-«тюрками». Особенно это актуально для Марий Эл. Дело в том, что марийское население делится на две субэтнические группы – горных и луговых марийцев. Первые в свое время помогали Ивану Грозному брать Казань, и их историческая память крепко связана с Россией. А вот «луговые», напротив, защищали Казань. «Причем сопротивление продолжалось еще 50 лет после взятия Казани, - отмечает исследователь А. Щипков. – До сих пор луговые марийцы с гордостью говорят, что отстаивали религиозную и национальную свободу, и презрительно отзываются о горных марийцах, которые «воевали Казань» на стороне Грозного. События XVI в. сохранили у марийцев политическое звучание до наших дней. Для многих взятие Казани — более актуальное событие, чем революция или Великая Отечественная война». Если так, то союз двух сепаратизмов будет иметь под собой твердую историческую основу.
А что дальше – создание в Европейской России мощной «тюрко-угорской дуги», отделяющей ее от Сибири и Урала? И это, заметим, при полном совпадении интересов самых разных сил – от ЕС до исламистов. Да при том, что в России не очень-то серьезно относятся к финно-угорскому сепаратизму, все больше предпочитая говорить о «международном терроризме» и «угрозе ваххабизма».
Впрочем, не волнуйтесь, ваххабиты есть и в угорских республиках. Вот, например, что пишут исследователи А. Мартыненко и Н. Шилов: «На территорию Республики Мордовия ваххабизм проник в 1997 г. во многом усилиями эмиссара-проповедника из Астраханской области (из общины наиболее непримиримого лидера российских салафитов – Айуба Астраханского), некоего О. Марушкина, принявшего ислам под именем Абузар. Недовольство большинства суннитского населения республики, а также энергичные контрмеры, предпринятые республиканскими силовыми структурами, заставили господина Марушкина (Абузара) покинуть пределы Мордовии. Однако ваххабитская пропаганда в Мордовии не прошла бесследно.
Во второй половине 2004 г. в Ульяновской области состоялся суд над восемью активистами радикальной исламистской организации «Джамаат» («Община»), которые были обвинены в серии разбойных нападений, похищениях людей, убийствах и других особо тяжких преступлениях...
По заявлению старшего помощника прокурора Ульяновской области В. Зимы, криминальные деяния группировки были направлены на накопление финансовых и материальных средств для реализации основной задачи – подготовки диверсий и террористических актов на всей территории Среднего Поволжья. «Джамаат» предполагал развернуть так называемый «малый джихад», то есть «священную войну», включающую в себя несколько этапов. Первым и важнейшим этапом считалась проповедь салафитских идей (причем не только в Ульяновской области, но и в других субъектах РФ, включая Мордовию). Члены «Джамаата» считали, что поскольку «истинных единоверцев-мусульман» вокруг очень мало, постольку они находятся в окружении врагов, на «территории войны» («Дар аль-харб»)».
Против России давно уже действует блок самых разных сил, которые, впрочем, являются, по большей частью, прозападной агентурой. Главная ставка этих сил – сепаратизм. Сегодня необходимо употребить все возможное для истребления этой заразы. Пока еще не поздно.

Смотрите также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004