ИСКАТЬ:
Главная  >  Наука   >  Биология


Особо охраняемые природные территории

11 октября 2007, 2541

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.


Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.
С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:
государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.


Государственные природные заповедники
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.
На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
осуществление экологического мониторинга;
выполнение научно-исследовательских задач;
ведение эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.
Всего в Российской Федерации к началу 2003г. официально функционировали 100 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 33 732 189 га, в том числе площадь морской акватории - 6 376 084 га.
Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.
Вне системы МПР России находятся 5 заповедников, общая официально закрепленная площадь которых составляет 257 259 га, в том числе площадь морской акватории - около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:
4 заповедника (Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской, "Кедровая падь"), находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;
заповедник "Галичья гора", находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;
Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс "Завидово" Минобороны России (до начала 90-х годов - государственный заповедник "Завидовский"), год образования - 1929, общая фактическая площадь - 1254 км2.
Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 27 российских заповедников имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 9 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 12 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение), 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.


Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.
В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были организованы национальные парки "Сочинский" и "Лосиный остров") и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.
Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2003 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории Российской Федерации).
Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков (34) находилось в непосредственном подчинении б. Федеральной службы лесного хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.
Основную часть территории парков (от 50 до 100% площади) занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные водоемы, земли поселков, городов) входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.
Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные и широколиственно-хвойные леса (темнохвойные среднетаежные леса, темнохвойные южно-таежные леса, широколиственно-темнохвойные, сосновые северо-таежные, сосновые средне- и южно-таежные, широколиственно-сосновые и сосновые сухотравные леса), широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.
С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;
рекреационная, предназначенная для отдыха;
охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.
В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.


Природные парки
Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.


Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Из 67 заказников федерального значения на конец 2000 г. 56 находилось в ведении и управлении Министерства сельского хозяйства России, 11 - Министерства природных ресурсов России.


Памятники природы
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, б. Госкомэкологии России, б. Рослесхоза.
Кроме того, в Российской Федерации в 2002 г. насчитывалось 27 памятников природы федерального значения общей площадью 14,351тыс. га (без учета геологических и некоторых иных памятников).
В 2003 г. новые памятники природы федерального значения не создавались (официально не оформлялись).


Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.
Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.
В России на начало 2000 г. насчитывалось 80 ботанических садов и дендрологических парков.


Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. ются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004