ИСКАТЬ:
Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации   >  Печатные издания


Периодические издания в СССР

11 октября 2007, 3595

Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции

Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей – вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”. В типографии преуспевавшей “Копейки” стали печатать вновь созданную газету “Известия”. Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века.
С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства, частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения – созыв Учредительного собрания. Это привело к репрессиям, как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты – все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет “О введении государственной монополии на объявления”. Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета “О революционном трибунале печати”, дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации.
Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения.
Ленин сформулировал принципы партийной журналистики. “Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Начало гражданской войны и поляризация общества на “белых” и “красных” поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. – 3.
Белогвардейские издания (около 30 по всей стране – в регионах, подконтрольных белогвардейцам) вели свою агитацию: борьба за единую неделимую Россию, защита веры, установление военной диктатуры, борьба с большевиками до конца. Но все эти издания исчезли еще в ходе гражданской войны – в 1920 г., а последние небольшевистские газеты в Советской России были закрыты в 1919 г.
После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. В 1918 и 1919 гг. проходят первые съезды советских журналистов, определивших важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. Восьмой съезд РКП (б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления. Журналист стал “подручным” партии, проводником ее политики, ее рупором. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. Это главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ в.
В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет – 232 газеты. Местная пресса должна была быть организована по единой схеме: массовой рабоче-крестьянской политической и производственной газеты; партийного еженедельника или двухнедельника и “Известий” губисполкома. В уездах следовало издавать популярные политические газеты для крестьянства.
НЭП породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Пресса развлечения, полная рекламных объявлений, “обнаженной натуры”, пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом.
Новые издания большевистской печати создаются в эти годы. В 1922 г. выходит “Рабочая газета” – массовое всероссийское издание. Оно делало ставку на общение с читателями, старалось получать от них как можно больше писем, которые использовала на своих страницах. У газеты появились многочисленные журналы-приложения: “Крокодил”, “Работница”, научно-популярный журнал “Хочу все знать”, детский журнал “Мурзилка”, иллюстрированный журнал “Экран”, “Листок рабкора”. Словом, пропагандистская машина не оставляла без внимания никого. Создавалось много газет и журналов на национальных языках. Организовались специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавалось 589 газет. Возникли новые центральные газеты – “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, военная газета “Красная звезда”.
С 30-х годов обычным делом становится стиль освещения хозяйственной жизни. И вообще СМИ, в частности, газеты, стали своего рода диспетчерами процесса выполнения пятилеток. Каждый день они не только подводили итоги сделанного и критиковали нерадивых, но формулировали и публиковали задания каждого года пятилетки, следили за ходом их выполнения. Создание некой светлой, радостной, полной энтузиазма, инициативы, творчества и бескорыстия, виртуальной картины трудовых будней советского народа стало главной задачей СМИ, с которой они успешно справлялись. Это тоже сделалось главной обязанностью советской журналистики на многие десятилетия. Журналистика еще больше стала использоваться как средство идеологического, пропагандистского и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства.
Значительное место в деятельности СМИ занимало идейно-патриотическое воспитание масс. Отечественная публицистика 30-х гг. дала немало образцов таких материалов. Вся страна с волнением следила за судьбой участников арктической экспедиции с ледокола “Челюскин”, который был затерт льдами, ввиду чего экипажу пришлось высадиться на льдину. Газеты писали о героических летчиках, летавших спасать челюскинцев. Захватывали воображение материалы, рассказывавшие об исторических перелетах советских экипажей через Северный полюс. Не менее волнующей была история дрейфа ледокола “Седов” и ледовой эпопеи папанинцев. Затем не менее читаемыми были военные сообщения о событиях на советско-манчжурской границе, о сражениях гражданской войны в Испании.
Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразна. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики.
Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода, начиная с 30-х гг., был очерк. Причем, популярны были несколько их типов. Во-первых, индустриальный очерк, где действующим лицом был человек труда, воодушевленный, созидающий, неуемный, самоотверженный. Наиболее известный мастер таких очерков – Б.Горбатов. Другой тип – сельскохозяйственный очерк, повествующий о переустройстве жизни в деревне. Портретный очерк был вызван к жизни социалистическим соревнованием, появлением передовиков производства, новаторов. Путевые очерки посвящались рассказу о новом облике страны, новому укладу жизни даже в отдаленных уголках. В этой области были велики заслуги М.Шагинян. Особо выделялось творчество М.Кольцова, который писал очерки, фельетоны, репортажи. Фельетоны были не менее популярны, чем очерки. Прекрасными фельетонистами были М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и другие.

Во время Великой Отечественной войны все СМИ работали в особом режиме.
Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные писатели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления. Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу. Были созданы 17 газет, рассчитанных на разложение войск противника, но эта затея не удалась.

Победа в войне, завоеванная ценой жизней миллионов людей, принесла освобождение от фашизма, но мало сказалась на политической обстановке в стране. Экономическое же положение было катастрофическим. Разрушенное хозяйство, разрушенные города и села, нехватка мужских рук в промышленности и сельском хозяйстве, товарный и продуктовый голод – все это было реальностью и создавало непростые условия для работы журналистики. Партия звала народ на новые подвиги – на экономическом фронте, призывала не жалеть сил на восстановление разрушенного, обязывала самоотверженно трудиться. Это и стало важнейшей задачей журналистики наряду с усилением идеологической пропаганды. Была восстановлена довоенная структура прессы – центральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские издания. На качестве этих изданий сказывались экономические трудности. Налицо была нехватка кадров. Стали выходить и новые газеты и журналы, отвечающие идеологическим задачам партии: “Промышленность стройматериалов”, “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”.
В советской прессе этого периода было немало позитивного. Подробно, хотя и необъективно освещалась экономическая жизнь страны, прославлялись ее достижения, людей призывали к высокопроизводительному труду, учебе, освоению богатств культуры. Но существовала она в рамках директив партии и была инструментов идеологического давления. Действительность приукрашивалась, герои публицистических произведений идеализировались. Картина, нарисованная советской прессой не соответствовала оригиналу, с которого она писалась.

В 50-е годы происходят изменения в структуре СМИ. Возникают новые центральные общественно-политические и литературные журналы: “Вопросы истории КПСС”, “Партийная жизнь, “Агитатор”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Ленинград”, “Нева”. В 1960 году в СССР издается 4 тысячи журналов, но подписка на многие, особенно интересные, остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тысяч общим тиражом 20 тысяч экземпляров, подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. Периодика издавалась на 57 языках народов СССР и мира.
Все это давало основание говорить, что наша страна – самая читающая в мире. Но тиражи и уровень подписки скорее свидетельствовали о дисциплинированности членов КПСС, чем об их интересе к чтению газет и журналов. Кстати, были журналы, которые выписывались многими по разнарядке. Но их даже не раскрывали. В начале 60-х гг. партия объявляет курс на ускоренное строительство коммунизма. На XXII съезде партии разрабатывается подробная программа, выделяются три этапа его строительства, формулируется моральный кодекс строителя коммунизма. Прессе отводится важнейшая роль в реализации всех этих замыслов. Теперь ее задача освещать все события под этим углом зрения, искать положительные примеры коммунистического, то есть инициативного и бескорыстного, отношения к труду, пропагандировать новую мораль, когда общественные интересы ставятся выше личных. Социалистическое соревнование, повышенные социалистические обязательства передовиков производства на пятилетку, досрочное выполнение планов – эти и другие темы заполняют страницы газет и журналов, звучат в радио и телевизионных передачах, этому посвящаются художественные произведения в области литературы и кинематографии.
Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”. Но особенно это обострилось после объявления программы строительства коммунизма в 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками - такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков были обязательными, газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было не трудно. Ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения партийных организаций. Они и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу.
Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати можно было постоянно видеть очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья.

По мере приближения к 1980 г. становилось ясно, что коммунизм к этому сроку построен быть не может. Но сказать это народу прямо никто не хотел. Поэтому пришедший к власти новый генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев объявил на рубеже 70-х и 80-х, что в СССР в основном построена материально-техническая база коммунизма и общество вступило в стадию “развитого социализма”. Пропаганде и обслуживанию этой идеи и была посвящена деятельность СМИ. Предполагалось, что идеи социализма активно завоевывают мир и рано или поздно должны восторжествовать. В этом ключе шло освещение международной и общественно-политической жизни страны в ведущих изданиях СССР и на радио и телевидении.
Особое место в прессе начинают занимать материалы, освещающие энтузиазм молодых, строящих новое будущее, в частности, они рассказывали о буднях комсомольских строек – производственных объектов, строящихся в отдаленных необжитых местностях Сибири, Севера или Дальнего Востока. Партийное руководство прессой не ослабевает. Газеты рассматриваются как форма контроля и инструмент проведения политики партии в народном хозяйстве. Они отслеживают ход выполнения пятилетних планов, как отдельными предприятиями, так и по стране в целом.
Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота, иногда недостаточно продуманных и научно обоснованных, – таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет. Их было необходимо выполнять. Идеологическая установка на строительство коммунизма к 1980 г. полностью не снимается с повестки дня, а лишь отодвигается во времени. Классовый подход и партийность журналистики остаются главными требованиями к печати и к журналистам. Более того, партийность журналистов трактуется буквально. Большинство из них должны обязательно быть членами партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах. В своей работе все издания должны опираться на руководящие материалы партии по руководству печатью, радио и телевидением. Журналистов объявляют “передовым отрядом партии”. Особый статус придают корреспондентам центральных газет “Правда”, “Известия”, “Труд”, “Советская Россия” и других. Журналисты – “подручные партии”. Этот тезис по-прежнему справедлив и действенен.
Особенно ярко все перечисленные явления стали проявляться в 80-е гг. - так называемые годы “застоя”. Это название они получили уже в годы перестройки. Активизируется политическая установка противопоставления двух систем, показа преимуществ советского образа жизни, достоинств советского человека по сравнению с западным. Особо значимой темой становится борьба за мир, показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действиях капиталистических стран Запада.
Прежней остается политика замалчивания неугодной информации – международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии. В прессе из пропагандистских соображений организуются кампании в поддержку западных оппозиционных политических деятелей и народных движений, всенародного осуждения различных политических событий в зарубежных странах. Собираются многочисленные митинги на предприятиях в поддержку Анжелы Дэвис, деятеля американской компартии, арестованной по неполитическому обвинению. Многие месяцы эта тема не сходит со страниц прессы, звучит по радио и телевидению. Значительное место занимает в прессе и политика разрядки международной напряженности, эта тема подается как результат односторонних усилий СССР. Стремление показать преимущества системы социализма рождает в прессе кампанию по показу “положительного героя”. Юбилеи Победы в Великой Отечественной войне используются как массовые пропагандистские кампании. В их русле проходят всенародные обсуждения произведений Генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева о Великой Отечественной войне, удостоенные Ленинской премии. Набирает обороты новый культ в прессе личности первого лица в партии, но он уже не имел прежнего успеха.

Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева. Назревшие политические и экономические проблемы страны, явные противоречия между декларируемыми ценностями и образом жизни и реальными процессами в партии и обществе, привело к необходимости смены курса, в том числе и в пропаганде. Журналистика, естественно, является главным звеном этой перестройки. Она начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Получают огласку многие судебные дела, в том числе и те, где действующими лицами оказываются видные партийные, хозяйственные или государственные деятели. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” становится важнейшей в СМИ.
На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. СМИ способствуют тому, что общественное мнение склоняется в пользу ее окончания. М.С.Горбачев и его политика перестройки, “социализма с человеческим лицом” оказали важное влияние на развитие СМИ. Они стали все смелее писать о реальности, ее противоречиях и сложностях, о злоупотреблениях и преступлениях должностных лиц. Начали по-новому осмысливать историю, в том числе и историю партии. Публикуются когда запрещенные произведения Солженицына, Булгакова, Пастернака, других писателей. СМИ способствуют перестройке экономики и политики на новый лад. Главной их задачей становится перестройка мышления и это ведет к изменению характера журналистики. Она становится более информационной. Среди идущих в авангарде перестройки - газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Многие “толстые” журналы – “Новый мир”, “Знамя” и другие тоже выступают как форпосты перестройки.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004